Японское экономическое чудо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:04, реферат

Краткое описание

К концу ХХ в. на экономической карте мира стал интенсивно формироваться третий центр силы. Его особенность состоит в том, что до настоящего времени нет полной ясности в расстановке сил в дано планетарном полюсе роста. У бесспорного экономического регионального лидера - Японии - в конце 80-х годов появился мощный конкурент в лице Китая. Причем сам Китай вообще не рассматривает Японию в качестве своего конкурента, а экономическое преимущество последней считает, сугубо временным и переходящим.

Вложенные файлы: 1 файл

японское экономическое чудо.docx

— 51.21 Кб (Скачать файл)

Что же касается машин и  оборудования, то зависимость Японии от их поставок из западных стран существенно  снизилась (за исключением небольшой  группы наиболее сложной наукоемкой техники, которую она сама пока не могла производить), а доля этих товаров в импорте в начале 70-х годов составляла менее 10%.

Натиск японских товаров  на мировые рынки был столь  мощным, что, несмотря на многократное возрастание объемов импорта, со второй половины 60-х годов торговый баланс Японии начал почти постоянно  сводиться с положительным сальдо, что позволило ей накопить значительные золотовалютные резервы и приступить к активному экспорту капитала. Всего за 1951-1970 гг. японские инвестиции за рубежом составили около 2,7 млрд. долл., из них 1,88 млрд. долл., или около 70%, были инвестированы во второй половине 60-х годов.

Обрабатывающая промышленность в тот период, безусловно, выступила  в роли локомотива экономического роста  страны. Что же касается других сфер экономики, то судьба их сложилась по-разному.

Обилие дешевого и качественного  сырья на мировых рынках предопределило начало фактического сворачивания собственной  добывающей промышленности. В 1957-1970 гг. объем производства в добывающих отраслях увеличился лишь на 11 %, а их доля в общем объеме промышленного производства сократилась с 5,1 до 2,1 %. В конце 60-х годов в добывающей промышленности было занято лишь около 500 тыс. чел., или примерно 1 % общего числа занятых в промышленности. Решающее значение для такой динамики имело сворачивание производства в крупнейшей подотрасли - угледобыче. Максимальный уровень добычи угля - 54,5 млн. т - был достигнут в 1961 г., затем она начала довольно быстро снижаться и в начале 70-х годов составляла всего лишь около 33 млн. т. При этом зависимость Японии от импорта угля за эти годы увеличилась с 36 до 56%.

Добыча всех прочих видов  сырья и топлива осуществлялась в крайне незначительных (часто символических) объемах.

Довольно быстро в период высоких темпов роста развивался транспорт: в1960-1973 гг. объем грузо- и пассажироперевозок почти утроился. Значительное развитие получил автомобильный транспорт-в начале 70-х годов на него приходилась почти половина перевозок пассажиров и около 40% перевозок грузов. Морской транспорт перевозил свыше 40% внутренних грузов и весь объем внешних грузов, а на железнодорожный транспорт падало около 20% грузо- и около половины пассажироперевозок.

Протяженность железных дорог  Японии с середины 30-х годов практически  не увеличивалась и в начале 70-х  годов составляла около 27 тыс.км (из них 21,3 тыс. км приходилось на государственные железные дороги), но в 60-е годы в этой отрасли был осуществлен ряд важных технических нововведений. Один за другим начали вводиться в строй участки высокоскоростной железнодорожной магистрали «Синкансэн», которая должна была соединить все основные города Японии. Средняя скорость движения поездов по этой магистрали составляла более 160 км/час. В конце 60-х годов было также начато строительство железнодорожного туннеля между островами Хонсю и Хоккайдо (общей длиной 36,4 км и длиной подводной части 22 км), а несколько позже - строительство двух крупнейших железнодорожных мостов, которые должны были соединить район Осака -Кобэ с о-вом Сикоку. Наконец, во второй половине 60-х годов был осуществлен полный переход на тепловую и электрическую тягу, а паровозы продолжали выпускаться только для экспорта.

К началу 70-х годов Япония превратилась в одну из крупнейших автомобильных держав мира. В 1971 г. в  стране насчитывалось уже более 12 млн. автомобилей (в т.ч. свыше 5 млн. легковых), и по этому показателю она занимала 2-е (после США) место  в мире. 60-е годы стали периодом интенсивного автодорожного строительства. В частности, в 1969 г. была введена  в эксплуатацию высокоскоростная автомагистраль Токио- Нагоя-Кобэ протяженностью 536 км. Строительство дорог поглощало огромные деньги, и чтобы облегчить напряженную ситуацию с его финансированием, в 1968 г. был принят закон, по которому при покупке нового автомобиля каждый покупатель должен был уплачивать налог в размере 3% от его стоимости на цели дорожного строительства. Хотя по протяженности автомобильных дорог Япония к началу 70-х годов заняла 3-е место в мире (после США и Франции), по состоянию дорожной сети она все еще значительно отставала от многих передовых стран: так, из 150 тыс. км дорог лишь около 45% имели твердое покрытие.

Период высоких темпов роста стал решающим в развитии морского флота Японии. Лишь к концу 50-х  годов ей удалось восстановить максимальный предвоенный уровень тоннажа  морского флота (6,1 млн. т), понесшего  в результате войны колоссальный урон. Однако в последующие годы пополнение флота происходило столь  быстрыми темпами, что уже в 1971 г. по общему его тоннажу - свыше 30 млн. т - Япония заняла второе место в мире. По техническому уровню японский флот был одним из самых передовых в мире: в его составе были гигантские танкеры, мощные сухогрузы, суда-контейнеровозы .

Важные изменения произошли  в этот период и в японской деревне. Примерно с середины 50-х годов  начался довольно быстрый отток  сельского населения в города. В 1955--1973 гг. деревню покинули более 11,5 млн. чел., и к 1973 г. численность  сельского населения сократилась  до 24,7 млн. чел. (23% от общей численности  населения). Общее число крестьянских хозяйств также уменьшилось примерно на 900 тыс. и составило к 1973 г. около 5160 тыс. Хотя сокращение числа хозяйств происходило преимущественно за счет категории мелких и мельчайших (с наделами до 1 га), последние по-прежнему составляли основу сельского хозяйства Японии: в 1973 г. их насчитывалось более 3,5 млн., или две трети общего числа дворов.

Произошло значительное сокращение масштабов аренды земли. К началу 70- х годов в деревне почти не осталось безземельных крестьян-арендаторов, а число хозяйств, прибегающих к аренде, сократилось примерно до 1 млн. (в 1950 г. их насчитывалось более 2 млн.).

Общий объем сельскохозяйственного  производства вырос за рассматриваемый  период в 1,5 раза. В 60-е годы в деревне  относительно широкое распространение  получила сельскохозяйственная техника (мини-тракторы, комбайны), но большинство  сельскохозяйственных операции по-прежнему производилось вручную или с использованием тягловой силы. В целом по уровню механизации сельскохозяйственного производства Япония в эти годы сильно уступала западным странам.

В то же время по потреблению  химических удобрений к концу 60-х  годов она вышла на одно из первых мест в мире. Благодаря интенсивному использованию удобрений, ядохимикатов, а также улучшению агротехнических  методов производства японским крестьянам удалось значительно повысить урожайность, и в конце 60-х годов по средней  урожайности риса, батата, лука и  т.д. Япония занимала одно из первых мест в мире.

Улучшилось и материальное положение крестьян. Средний совокупный доход крестьянской семьи в 1957-1973 гг. вырос почти в 7 раз, но при этом доля в нем от сельского хозяйства сократилась с 56,6% в 1957 г. до 32,1% в 1973 г., а удельный вес побочных доходов соответственно возрос с 43,4% до 67,9%. К началу 70-х годов лишь 15% хозяйств обходились доходами, полученными от занятия сельским хозяйством, а 85%в той или иной мере прибегали к побочным заработкам (от работы по найму до открытия собственного дела) .

В целом облик японской деревни сильно изменился. В быт  крестьян вошли холодильники, пылесосы, стиральные машины, не говоря уже о  телевизорах и радиоприемниках; многие семьи смогли приобрести даже автомобили. В конце 60-х годов  между городом и деревней уже  не наблюдалось такого резкого контраста, какой существовал перед войной и даже в конце 50-х годов.

В развитии промышленности, сельского хозяйства и других сфер японской экономики в тот  период исключительно важную роль продолжало играть государство. Хотя размеры государственного сектора значительно уменьшились, правительству принадлежала ведущая  роль в определении стратегии  экономического развития.

В период высоких темпов роста в Японии значительное развитие получило государственное программирование. Наиболее известным из подготовленных в эти годы планов стал «План удвоения национального дохода», предусматривавший  достижение этой цели за 1961--1970 гг. и  ликвидацию экономического и технологического разрыва между Японией и ведущими западными странами. Хотя правительственные  планы и программы носили индикативный характер, для частного бизнеса они  служили важным ориентиром, так как  обозначали сферы и отрасли, которые  будут пользоваться вниманием и  поддержкой правительства. Кроме того, государство использовало широкий  набор кредитно-финансовых рычагов  для поощрения частного сектора  к развитию в заданных направлениях, а когда этого оказывалось  недостаточно, прибегало и к принуждению  с использованием административных методов.

В 60-е годы предметом первоочередной заботы правительства были черная металлургия, нефтепереработка, нефтехимия, а также  ряд машиностроительных производств.

 

 

3 Слабости Японской экономики

Несмотря на явные успехи, японская экономка имеет и свои слабости. Речь идет, прежде всего, о продукции  трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности, особенно в части сборки, и высокотехнологичном  производстве. Другие же отрасли и  секторы хозяйства Японии и по уровню производительности труда, и  по техническому уровню производства, как правило, существенно отстают  от США и стран Западной Европы. В первую очередь это относится к сельскому хозяйству, пищевой, бумажной, цементной, химической, алюминиевой, добывающей, фармацевтической, авиационной отрасли промышленности. То же можно сказать и относительно большинства отраслей сферы услуг.

Помимо сказанного для  Японии характерны так называемые врожденные слабости: прежде всего определенные перекосы в структуре экономики, сравнительная угроза внутреннего  рынка, развитие которого хронически отстает  от роста производства. В результате усиливается зависимость страны от внешнего рынка, что еще больше усугубляется из-за отсутствия собственной  сырьевой и энергетической базы, недостаточного развития сельского хозяйств и растущего  импорта продовольствия. Отрицательное  влияние на японскую экономику оказывает  неразвитость жилого фонда и социальной инфраструктуры, слабая социальная поддержка  со стороны государства в области  пенсий, пособий, здравоохранения, продолжительный  рабочий день.

В связи с некомплексностью структуры экономики и растущей зависимостью от внешнего рынка Японии отличается невысокими показателями социального благополучия. Сложился низкий размер пенсий по старости, растет число разводов и обращений в полицию, наблюдается, высокий уровень преступности, особенно детской.

Не решается жилищная проблема. Жилая площадь в расчете на одного человека крайне мала. Качество самих строений и внутренней планировки, а также оборудование японских жилищ  существенно уступают уровню, типичному  для США и стран Западной Европы.

По сравнению с другими  развитыми странами в Японии весьма короткий оплачиваемый отпуск и высокая  интенсивность труда.

Таким образом, японская экономика  обладает как сильными, так и слабыми  сторонами. Тем не мене, ранее отсталая страна сумела за короткий исторический срок занять одно из ведущих мест в мире по экономической мощи .

 

3.1 Причины, обусловившие «японское  экономическое чудо»

Постепенно  Япония все более утрачивала прежнее  положение в мировой экономике. Тогда лидеры хозяйства Японии резко  изменили приоритеты, и началось Японское «экономическое чудо»: по темпам роста  основных экономических показателей  Япония опередила весь мир. По основным экономическим показателям - валовому национальному продукту и промышленному  производству - Япония вышла на 2-е  место в капиталистическом мире. Она заняла 1-е место в мире по производству судов, стали, автомобилей, ряда электро- и радиотоваров и т.д.

В научной литературе обычно выделяют следующие факторы быстрого экономического роста Японии.

Во-первых, особый характер и особые условия  основного капитала. При послевоенном восстановлении промышленность оснащается новейшей техникой, т.е. происходит технический  скачок. При этом изменяются и структура  промышленности: на первый план выдвигаются  новейшие отрасли. Но в Японии степень  военных разрушений потребовала  особенно полного обновления основного  капитала.

Скорость  технической перестройки повышало то обстоятельство, что вместо самостоятельных  научно-технических разработок Япония пошла по пути приобретения у других стран их научно-технического опыта, покупки патентов и лицензий. Это  оказалось дешевле и быстрее. Экономились даже не столько деньги, сколько время. К этому Японию вынуждали обстоятельства: по расчетам японских специалистов, к середине 50-х гг. ее промышленность в научно-техническом  отношении отставала от передовых  стран на 20-25 лет, и начинать с  самого начала значило закрепить  отставание.

Во-вторых, особые формы эксплуатации труда  и высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе. Здесь до сих пор в хозяйство инвестируется  около трети ВНП. При этом 70% капиталовложений делается не за счет прибыли самих  промышленных корпораций, а за счет банковского кредита.

Около трети капиталовложений составляют «сбережения частных лиц». Иными  словами, японцы сравнительно мало тратят на свое потребление, экономят, а сбереженные  деньги кладут в банк или покупают на них акции промышленных предприятий. Это связано с особенностями  эксплуатации труда в Японии. Зарплата здесь намного выросла, но остается ниже, чем в других странах, по отношению  стоимости произведенной продукции.

Патернализм, который был характерен для японской промышленности начала столетия, сохранился до нашего времени, правда, в значительно  измененных формах. Так, для Японии характерно пожизненное прикрепление работника к предприятию. Это  прикрепление, конечно, обеспечивается не принуждением, а экономическими факторами. Заработная плата начинающего  работника относительно низка, но она  увеличивается ежегодно надбавками за выслугу лет, так что рабочий  в возрасте 45 лет зарабатывает в 2,5 раза больше, чем начинающий рабочий. Естественно, перейдя в другую форму, работник должен начинать с самого низкого уровня зарплаты. Кроме того, с увеличением стажа работы удлиняется и отпуск, расширяются некоторые  привилегии, и увеличивается в  будущем пенсия. В этих условиях жизнь рабочего оказывается связанной  с процветанием фирмы. В некоторых  компаниях даже в обычае начинать рабочий день с коллективного  исполнения гимна фирмы. Естественно, это повышает производительность труда.

Информация о работе Японское экономическое чудо