Японское экономическое чудо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 22:36, реферат

Краткое описание

Японское экономическое чудо — исторический феномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10 % ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых стран того времени. Одна из причин «чуда» — низкие налоги и интенсивное освоение японской наукой новых технологий, информация о которых до Второй мировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей.

Вложенные файлы: 1 файл

Япония реферат.docx

— 28.99 Кб (Скачать файл)

 

 

Япония - официальное название «Нихон коку», «Ниппон коку». «Нихон» буквально означает «источник, родина Солнца», и это название часто переводят как «Страна восходящего солнца». Так называли Японию китайцы в переписке императора Японии с китайской династией Суй, поскольку Япония расположена восточнее Китая. Название «Нихон» стало активно употребляться, начиная примерно с восьмого века.  До этого страна называлась «Ямато».

Это островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи, России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.

Япония расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку — составляют 97 % общей площади архипелага. Большинство островов горные, многие вулканические. Высшая точка Японии — вулкан Фудзи. С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире. Большой Токио, включающий в себя столицу Японии Токио и несколько близлежащих префектур, с населением более 30 миллионов человек является крупнейшей городской агломерацией в мире.

В 2009 году в Японии жило около 127,47 млн человек. По данным 2007 года 89,07 % японцев проживает в городах.  Японское общество лингвистически и культурно однородно с небольшими вкраплениями иностранных рабочих. Национальные меньшинства включают в себя рюкюсцев, корейцев, китайцев, филиппинцев, японских бразильцев и японских перуанцев. Флаг Японии (яп. ниссё:ки? «солнечный флаг») представляет собой белое полотно с большим красным кругом в середине, олицетворяющем восходящее солнце. Согласно легенде, традиция этого флага берёт начало в XIII веке, со времени монгольского вторжения в Японию. Флаг был предложен японскому императору, считающемуся потомком богини Солнца, буддийскими монахами. Флаг начал рассматриваться как государственный в эпоху национальной реставрации после 1868.

Фактически Япония не имеет государственного герба, в качестве такового часто используется герб императорской фамилии - желтая хризантема, состоящая из 16 двойных лепестков, которая также символизирует солнце.

Район Асакуса (Asakusa) сформировался в период Эдо (1600-1868 гг) как коммерческий и развлекательный центр. Это один из немногих районов Токио, которые до сих пор сохранили определенную атмосферу старого Токио.  
     Главной достопримечательностью района является старейший буддийский храм Сэнсодзи (Sensoji),построенный еще в 7 веке, более известный как храм Асакуса Каннон (Asakusa Kannon). Синтоистский храм Асакуса дзиндзя (Asakusa jinja) находится прямо на территории буддийского храма Сэнсо-дзи в районе Асакуса, Токио. Он известен так же как Сандзя-сама (Sanja-sama). Храм посвящен памяти трех человек - двух рыбаков, обнаруживших статую Каннон в реке, и старосты деревни, давшего этой статуе приют в своем доме.

Фудзи-сан (японское название может быть интерпретировано как "Фудзи-гора" или как почтительное обращение) находится на самом большом из японских островов - Хонсю, примерно в 97 км. к юго-западу от Токио. Это высочайшая гора Японии (3798 м), занимающая особое место в японской культуре. Если смотреть на нее с юга, гора возвышается величественно и одиноко; ее симметричные стороны круто поднимаются к срезанной вершине, скрывающей центральный кратер. Красота горы Фудзи заключается в почти идеальной форме конуса, чья вершина постоянно покрыта снегом. В ясный день царственно высящаяся над окружающим пейзажем гора воистину великолепна. На рассвете и на закате, залитая розоватым светом, она подобна видению. Символ мира и покоя, Фудзи-сан почитается как жилище богов. Последователи синтоизма поклоняются красоте природы, поэтому у многих японцев вид горы фудзи весной, с цветущими у ее подножия вишнями, вызывает глубокое эмоциональное переживание.

В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертности.  Японское общество быстро стареет, взрыв рождаемости после окончания Второй мировой войны сменился сокращением роста рождаемости в конце XX века. В 2005 году около 20,1 % населения было старше 65 лет. Эти изменения в демографической структуре привели к возникновению ряда социальных проблем, в частности к потенциальному снижению рабочей силы и к увеличению стоимости таких социальных выгод как пенсия. Многие молодые японцы предпочитают не вступать в брак или создавать семью. Ожидается, что к 2050 году японское население упадёт до 95 млн. человек.

Самая первая причина долголетия – рацион питания представителей страны восходящего солнца. Они употребляют продукты, которые добыты не более двух дней назад. Вместе с тем в Японии налажена замечательная система хранения. Едят продукты в полусыром, либо в сыром виде. Основу японской кухни составляет рис. Но не привычный нам рис, а специальный короткий, выращенный в Японии. При этом рис не шелушат, и он остается цельным. Только при таком раскладе рис сохраняет максимально все свои свойства.

По одной из версий японцы живут дольше, потому, что употребляют очень мало красного мяса. Его заменяет немного курятины и огромное количество морепродуктов. Еще один корень долголетия – регулярное потребление овощей. Японцы пьют очень много зеленого чая и воды, при этом пьют ее весь день, не дожидаясь жажды.

Традиции Японии

Чайная церемония. Формирование чайной церемонии (тяною) как одного из величайших явлений японской культуры возникла под влиянием эстетики и философии дзен-буддизма и стремилась противопоставить настроению безысходности поклонение rрасоте. По мнению японцев, чайная церемония воспитывает простоту, естественность, опрятность. Это, конечно, так, но в чайной церемонии заключено и нечто большее. Приобщая людей к точно установленному ритуалу, она приучает их к строгому порядку и безусловному исполнению социальных правил.

Национальная кухня. Японская кухня известна своим упором на сезонность питания, качество ингредиентов и подачу блюд. Основой японской кухни является рис. Японцы используют рис для приготовления самых разнообразных блюд, соусов и даже напитков. В последнее время японская кухня довольно популярна за пределами Японии, также вследствие её низкой калорийности она считается полезной для здоровья.

Среди весенних праздников японцев наибольшей популярностью пользуется праздник любования сакурой (о-ханами). Сакура - особый вид японской вишни - зацветает ранней весной. Белые, розовые, розовато-белые, махровые цветы появляются раньше листьев. Поэтому само цветущее дерево сакура напоминает белоснежное облако. Цветение сакуры кратковременно: стоит подуть сильному ветру и пойти дождю, как нежные лепестки опадают. Согласно буддийским представлениям, цветущая сакура напоминает людям о мимолетности жизни, в поэзии она ассоциируется также с ушедшей любовью, с далекой юностью. Праздник о-ханами всеобщий, хотя он и не имеет точной даты в календаре. Вслед за весной он движется по Японии с юга на северСакурой любуются повсюду. По традиции считается, что самая красивая сакура цветет в древних столицах Японии - в городах Нара, Киото, Камакура. Цветение сакуры совпадает в традиционном сельскохозяйственном календаре японцев с началом вспашки земли на рисовых полях, с подготовкой грядок для проросших зерен. Как свидетельствуют письменные источники и наши личные наблюдения в разных районах Японии, центральной частью праздничного обычая о-ханами является посещение мест, где расположены деревья цветущей сакуры (парк, открытые лужайки, сады). Причем любоваться сакурой обязательно отправляются большой компанией.

Японская культура очень мало изменилась с течением времени. Сегодняшняя молодежь, конечно, стремится подражать Западу в образе жизни, однако во многом придерживается традиций своих предков.  
Японцы, в большинстве своем, очень вежливые и сдержанные люди. И для них крайне важны правила этикета (впрочем, как и для других народов мира). Конечно, от иностранца (гайдзина) не ждут соблюдения всех обычаев Страны Восходящего солнца, однако, если вы постараетесь следовать японской манере поведения, вам будут очень благодарны.  
Итак, начнем с поклонов. 
Для японца поклон – обычная форма приветствия. Это может быть простой кивок головой, или же глубокий поклон. Чем глубже и дольше поклон – тем выше социальный статус человека, которого приветствуют. Не надо пытаться обменяться с японцем/кой рукопожатием. Это не принято. Другое дело, если японец решил сделать вам приятное и первым протягивает руку.  
Также поклон – это способ поблагодарить и извиниться.  
Про обувь  
Проходить в японский дом в уличной обуви нельзя. Оставьте ее у входа. Нельзя вступать в обуви (даже в тапочках) на татами.  
В туалете ходят в специальных тапочках. Они стоят у двери в уборную. Не забудьте снять эти тапочки, выходя из туалета! Иначе над вами посмеются от души. Правда, втихаря, но все же. 
Существует распространенное мнение, что японцы не любят смотреть в глаза собеседнику. Сами же жители страны Восходящего солнца говорят, что если человек отводит взгляд, значит, он что-то скрывает. Однако пристального взгляда «глаза в глаза» они избегают (это считается неприличным, а еще означает агрессию в поведении).  
Если японские родители ругают ребенка, а он пристально смотрит им в глаза, они говорят что-то вроде: «Ну, чего вытаращился?». Из-за этого японские дети в момент «моральной выволочки» часто стоят потупившись.  
В средневековой Японии смотреть в глаза человеку, имеющему более высокий социальный статус, считалось большим нахальством и за подобный поступок можно было очень сильно пострадать (вплоть до лишения жизни). Отголоски этого дошли до наших дней и, видимо поэтому, японцы подсознательно избегают встречаться глазами с собеседником.  
Место в транспорте  
Место пожилым людям в метро, автобусе и электричке никто не уступает. Если же вы попытаетесь это сделать, то потом не отвяжетесь от «облагодетельствованного» человека. Он будет благодарить. А потом еще раз благодарить. И еще раз и еще…

День моря - довольно молодой праздник и отмечается в Японии с 1996 года. В этот день японцы молятся морю, превозносят его в молитвах за то, что оно во все трудные времена, помогало им и спасало от голода. Живя на островах японцы прекрасно осознают насколько близко и дорого им всё, что имеет какое-нибудь отношение к морю.

Проблема северных территорий – это территориальный спор между Японией и Россией, который является неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова были включены в состав СССР, однако принадлежность островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи оспаривается Японией. Проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора.

Японское экономическое чудо — исторический феномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10 % ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых стран того времени. Одна из причин «чуда» — низкие налоги и интенсивное освоение японской наукой новых технологий, информация о которых до Второй мировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей.

Стремительные темпы роста в кратчайшие сроки позволили Японии не только полностью восстановиться после поражения в войне, но и выйти на второе место по экономической мощи, последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию, ФРГ, СССР и уступая лишь США. Второй экономикой мира Япония числилась с 1968 года, уступив Китаю в 2010 году.

Отличительными чертами японской экономики в период «экономического чуда» были:

  • объединение производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции и банков в тесно связанные группы, называемые кэйрэцу;

  • взаимовыгодные отношения предпринимателей с правительством;

  • гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях;

  • активное профсоюзное движение.

 

 

 


Информация о работе Японское экономическое чудо