Эффект масштаба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 10:17, реферат

Краткое описание

Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укруплении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.
Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). Использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты (англ. Long Run Average Costs LRAC) сдвигая на графике вниз и вправо кривую краткосрочных средних затрат (англ. Short-run average total cost SRATC).

Вложенные файлы: 1 файл

эффект масштаба.docx

— 17.60 Кб (Скачать файл)

Тема №1

Эффект масштаба

 

 

 

Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укруплении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.

Экономией на масштабе могут  воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными  методами являются закупки (получение  оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). Использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты (англ. Long Run Average Costs LRAC) сдвигая на графике вниз и вправо кривую краткосрочных средних затрат (англ. Short-run average total cost SRATC).

 

Формальное определение

Пусть параметр K - единица  капитала, параметр L - единица рабочей  силы, параметр a - увеличение/уменьшение в а-раз.

Можно сказать, что для  производственной функции при:

   *

положительная отдача от масштаба

   *

постоянная отдача от масштаба

   *

убывающая отдача от масштаба

 

Положительный эффект масштаба

Происходит, когда при  увеличении количества выпускаемой  продукции и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции  уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда и может рассматриваться как последствие синергии. Благодаря этому эффекту, очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру с одновременным увеличением производства. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов.

 

Снижение средних общих  издержек при помощи увеличения производства до определенного количества Q2 называется положительной отдачей (эффектом) от масштаба.

В модели, когда издержки делятся на постоянные и переменные положительный эффект от масштаба описывается  уменьшением величины постоянных издержек в единице продукции с сохранением  того же количества переменных издержек при увеличении количества производимой продукции:

 

где с — себестоимость  единицы продукции; TFC — общая  величина постоянных издержек; Q — количество выпускаемой продукции; VC — переменные издержки на единицу продукции

Пока наблюдается положительный  эффект от масштаба — предприятию  следует наращивать свои производственные мощности, если конъюнктура рынка  позволяет.

Специализация в международной  торговле

Положительный эффект масштаба приводится в качестве предпосылки  того, почему двум странам выгодно  торговать между собой. В случае, если есть всего две страны и два товара и каждая из стран специализируется на выпуске одного продукта — то, обмениваясь, каждая из них может выйти за рамки своей кривой производственных возможностей.

 

Отрицательный эффект масштаба

Снижение экономической  эффективности при увеличении масштаба, объема деятельности, возникающее в  условиях, когда долговременные средние  издержки возрастают по мере увеличения объема выпускаемой продукции сверх  некоторого предела.

Отрицательный эффект масштаба связан с определенными управленческими  трудностями, возникающими при попытке  эффективно координировать и контролировать деятельность фирмы, превратившейся в  крупномасштабного производителя.

Отрицательный эффект масштаба порождают проблемы координации  деятельности и обмена информацией, возникающие в крупных фирмах.

Основная причина отрицательного эффекта масштаба кроется в проблемах  управления, связанных с организацией эффективной системы контроля и  координации операций фирмы, когда  она становится крупным производителем.

 

Чем объясняется эффект масштаба?

Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта  масштаба. Экономия, обусловленная  расширением масштабов производства, вызвана тем, что:

• по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности  использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

• на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование;

• больше возможностей для  диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции  на базе отходов основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной  фирме:

• снижается эффективность  взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряется гибкость;

• затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

• в отдельных подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

• с ростом размеров фирмы  увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой  для принятия решений, и т. п.

Эффект масштаба проявляется  в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние  издержки достигают минимума при  очень большом объеме выпуска  продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно  существование одной крупной  фирмы. Это отрасли так называемой естественной монополии. К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством.

В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек вначале  быстро снижаются, а затем достаточно долго остаются на  одном уровне — горизонтальные участки. На таких  участках отдача от роста масштабов  производства является постоянной, и  могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные  фирмы. Примером могут служить предприятия  по производству одежды, обуви, магазины.

В нашем примере оптимальным  по размеру является предприятие, выпускающее 2000 булочек ежедневно. Если рыночный  спрос превышает это количество, целесообразно создать новое  предприятие, а не расширять уже  работающее.

Анализ издержек фирмы  в кратко- и долгосрочном периодах, приведенный выше, является необходимым, но не достаточным условием при планировании выпуска продукции на ближайшее время и перспективу. Минимизация издержек — это не самоцель, а лишь средство повышения прибыли или сокращения убытков, а в конечном счете — обеспечения стабильности и устойчивости положения фирмы в рыночной экономике.

На следующем этапе  анализируются доходы фирмы, а также  прибыли и убытки в различных  временных интервалах. Доход является функцией цены производимой продукции  и объема производства. В одних  случаях цена продукции — это  внешний по отношению к фирме  фактор, в других — фирма, основываясь  на анализе потребительских предпочтений, сама определяет цену продукции. Поэтому  анализ выбора фирмой объема производства, обеспечивающего ей максимальную прибыль  или минимальные убытки, начинается с рассмотрения условий, с которыми приходится сталкиваться на рынке.


Информация о работе Эффект масштаба