Электронная коммерция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 19:28, реферат

Краткое описание

Электронная коммерция (от англ. e-commerce) — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.
К электронной коммерции относят:
электронный обмен информацией (Electroniс Data Interchange, EDI);
электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFS);
электронную торговлю (e-trade);
электронные деньги (e-cash);
электронный маркетинг (e-marketing);

Вложенные файлы: 1 файл

Электронная коммерция.docx

— 79.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Налогообложение электронной коммерции

3.1. Основы налогообложения и электронные деньги

Налоговое право интересуют прежде всего отношения в сфере именно предпринимательской деятельности. Лишь после установления базовых принципов электронной экономической деятельности можно говорить о необходимости разработки модели налогообложения доходов от такой деятельности. Проблема правовой регламентации налогообложения электронной коммерции становится все более актуальной для большинства государств мира, и единой признанной практики по данному вопросу государствами не выработано.  
Рассуждая о налогообложении доходов, полученных от электронной предпринимательской деятельности, нельзя упускать из виду факт экстерриториальности сети Интернет, вследствие которой хозяйствующее лицо может вести деятельность и получать доход не только в государстве своего резидентства. Нельзя также не учитывать возможность компаний и предпринимателей открывать веб-сайты в зонах адресации иностранных государств и заключать сделки, в которые вовлечены хозяйствующие субъекты нескольких государств. Таким образом, возникает не просто проблема установления основ налогообложения деятельности через Интернет, но и необходимость регламентации права того или иного государства на участие в процессе налогообложения субъекта электронной предпринимательской деятельности.  
В сфере осуществления традиционной предпринимательской деятельности проблему избежания двойного налогообложения призваны разрешать соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. Российской Федерацией заключено и ратифицировано 66 таких соглашений, однако возникает вопрос, насколько нормы этих соглашений применимы к новым по своей сути общественным отношениям. Наиболее приемлемым на сегодняшний день представляется введение принципиально нового налога на доходы компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сети Интернет. Основываясь на принципах международного сотрудничества, идеальным вариантом могло бы стать введение для всех юрисдикций единого налога и, следовательно, объекта налогообложения. Необходимо отметить, что определение «постоянного представительства», предусмотренное НК РФ, а также международными соглашениями, не учитывает специфики предпринимательской деятельности, осуществляемой через Интернет. Вследствие этого деятельность иностранных субъектов электронной коммерции фактически оказывается выведенной из-под налогообложения налогом на прибыль организаций. Государства лишаются значительных налоговых поступлений, а деятельность самих участников не регламентирована никакими правилами и осуществляется без ограничений.

«Электронные деньги» - денежные средства, предварительно предоставленные одним лицом (лицо, предоставившее денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанное лицо), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами, и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, может передавать распоряжения с использованием электронных средств платежа".  
Определение электронных денег, предлагаемое законопроектом, оставляет широкие возможности для двусмысленного толкования этого термина. Например, ему вполне соответствуют средства клиентов на их расчетных счетах в банках. В то же время, Яндекс.  
Деньги и WebMoney, оказываются под сомнением, так как статус денежных единиц, используемых ими, не совсем соответствует определению денежных средств в терминах действующего гражданского законодательства в России.

Электронным деньгам свойственно внутреннее противоречие: с одной стороны, они являются средством платежа, с другой - обязательством эмитента, которое должно быть выполнено традиционными «не электронными» деньгами. Это их свойство не является уникальным: в свое время банкноты тоже рассматривались как обязательство, которое подлежит оплате монетами или драгоценными металлами. Отождествление электронных денег с безналичными является распространенным заблуждением. Являясь не персонифицированным платежным продуктом, они могут иметь отдельное обращение, отличное от банковского обращения денег. Однако они могут обращаться в том числе и в государственных или банковских платежных системах. Как правило, обращение электронных денег происходит при помощи компьютерных сетей, Интернета, платежных карт, электронных кошельков и устройств, работающих с платежными картами (банкоматы, терминалы и т.д.). Электронные деньги являются составной частью «электронной экономики» - среды, существующей благодаря цифровым телекоммуникационным сетям (например, Интернету), в которой субъекты могут осуществлять любую хозяйственную деятельность. Под термином "электронная экономика" также понимается экономика, функционирующая на электронных товарах и сервисах, производимых электронным бизнесом и электронной коммерцией, где расчеты за товары и услуги производятся электронными деньгами. Электронная система расчетов (ЭСР), или электронная платежная система, - это безналичная система оплаты, где платежи осуществляются из электронного кошелька через гарантийное агентство - оператора или администратора ЭСР. В настоящее время в России функционируют такие системы, как WebMoney, MoneyMail, Яндекс.Деньги, RUpay, CyberPlat, PayCash, E-gold, E-port и др.

Оператор системы - юридическое лицо (не банк), предоставляющее пользователям возможность применять систему электронных расчетов. Оно является организатором платежей и оказывает посреднические услуги участникам системы.  
Расчеты в электронной платежной системе производятся с использованием специальных внутрисистемных электронных денег, которые определенным образом соотносятся с реальными валютами (имеют определенный курс к ним и возможность быть обналиченными в этих валютах).

WebMoney, Яндекс.Деньги, другая виртуальная валюта - ее количество постоянно растет, и расчеты посредством нее охватывают все больше сфер экономики, поневоле вовлекая в этот процесс банки. Рассмотрим, как определяет понятие электронных денег законопроект о национальной платежной системе, находящийся в стадии принятия Госдумой. Покажем, как банку отразить в бухгалтерском учете и отчетности альтернативные средства расчетов.  
Так как нормативных актов, регулирующих совершение операций с электронными деньгами, пока не существует, кредитные организации разрабатывают их самостоятельно. Судя по количеству информационных поводов, связанных с публичным обсуждением  
законопроекта о национальной платежной системе, Госдума вскоре неизбежно примет этот закон, и Банк России следом вынужден будет выпустить соответствующие указания. Однако, пройдет время, прежде чем мы получим все регламентирующие документы сверху, поэтому, сегодня приходится изобретать их самим, если есть желание работать с электронными деньгами.

3.2. Функции банков  в расчетах электронными деньгами

Функции банков, принимающих участие в расчетах электронными деньгами, обычно ограничиваются следующим перечнем: 

  • обмен электронных денег на рубли (как правило, наличные);

  • обмен рублей на электронные деньги (пополнение «электронных кошельков»);

  • осуществление переводов без открытия счета в рамках агентских соглашений с электронными платежными системами.

Следует отметить, что такие или подобные формулировки можно встретить на сайтах банков в разделах, предназначенных для клиентов - частных лиц. Если же смотреть на эти операции "изнутри", то есть с точки зрения банка, то окажется, что любые расчеты, связанные с системами электронных денег, укладываются в хорошо известную и проверенную временем конструкцию «перевод без открытия счета». Так, операция пополнения «электронного кошелька» фактически представляет собой перевод без открытия счета от физического лица в адрес юридического лица, являющегося оператором системы электронных денег либо посредником при расчетах. Юридическое лицо - получатель платежа обеспечивает отражение в электронном виде операции увеличения средств в "кошельке" клиента. Банк же при этом выполняет обычный перевод физического лица без открытия счета - вполне стандартную операцию, предусмотренную как ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», так и Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации». Например, пополнение «электронного кошелька» Яндекс.Деньги наличными средствами или безналичным переводом может осуществляться не только через банки - партнеры системы, но и через любой другой российский банк, осуществляющий переводы физических лиц. Со снятием наличных со счета (обменом электронных денег на рубли) несколько сложнее, но и эта проблема решается путем отправления владельцем электронного кошелька» перевода без открытия счета самому себе (вернее, перевод «физику» отправляет по его поручению юридическое лицо, чьи обязательства и представляет собой «электронный кошелек»). При этом в документообороте и бухгалтерском учете банка, выплачивающего наличные, эта операция отражается как поступивший перевод от юридического лица физическому.  
Найти подходящий банк владельцу «электронного кошелька» несложно. Так, в списке банков - партнеров системы Яндекс.Деньги числятся Расчетная кредитная организация РИБ, СБ Банк, Губернский банк «Тарханы», Екатеринбургский Муниципальный банк, БыстроБанк, Русь-Банк, банки - участники системы «Город» (это более 250 банков) и даже ВТБ24 и Сбербанк. Правда, в последних двух случаях сроки зачисления составляют от одного до 20(!) рабочих дней, а комиссия - от 2,5 до 3% от суммы платежа.  
Система WebMoney позволяет пополнить кошелек через собственные обменные пункты (комиссия от 0 до 4%), денежными переводами (системы Contact, Юнистрим и Анелик, Аваль-Экспресс, комиссия от 1 до 2,5%), банковскими картами (комиссия от 0 до 7%), а также WM-картами (комиссия от 0%). Чтобы избежать нарушений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», производят расчеты, не превышающие 15 000 руб., поскольку операции на такую сумму закон позволяет проводить без идентификации клиента — физического лица и выгодоприобретателя. Если же сумма платежа превышает указанный предел, для его осуществления клиент должен предъявить документы, удостоверяющие личность.

3.3. Доходы и  расходы торговли, связанные с  использованием электронных денег

При реализации товаров через интернет-магазин они могут быть оплачены покупателем банковским переводом, пластиковыми картами, электронными деньгами, наложенным платежом, наличными денежными средствами. Типичным для интернет-магазина в то же время специфичным является использование электронных платежных систем (ЭПС), например Яндекс.Деньги, WebMoney, MoneyMail. Рассмотрим применение системы Яндекс. Деньги с участием оператора ЭПС, благодаря которому виртуальные деньги попадают на расчетный счет продавца. Физическое лицо оплачивает товар из интернет-магазина: деньги из электронного кошелька покупателя поступают в электронный кошелек продавца. При этом продавец получает соответствующее электронное сообщение о перечислении виртуальных денег. После этого он отгружает товар. Оператор ЭПС перечисляет продавцу эти деньги на расчетный счет банка. Перечисление, за вычетом комиссии оператора, происходит с установленной периодичностью (например, раз в неделю) либо по отдельной заявке продавца. Чтобы продавцу поступали интернет-платежи от покупателей, он заключает с оператором ЭПС договор, имеющий характер агентского договора.

 

 

  1. Заключение

Дистанционные платежи давно стали обыденными в современной жизни, а интернет-магазины, транспортные карты оптимизируют покупки в сети. Анализируя основные, наиболее актуальные, проблемы динамично развивающейся электронной коммерции, а также выделяя ключевые моменты ее специфики, мы все больше убеждаемся, что электронная коммерция заслуживает к себе отношения и внимания, подобающего особому (уникальному, обособленному от других) явлению в национальной и мировой экономике. Сегодня с ней уже нельзя не считаться или сводить ее к патологии обычной коммерции. Однако в чем же заключается принципиальная новизна «новой экономики»? В США она явно относительна — новый размах, но не принцип. И хотя, как выясняется, к Интернет пока трудно применимы некоторые законы рыночной экономики, тем не менее, очевидно, что “новая экономика” очень плотно опирается на экономику традиционную, но имеет свою логику развития. Характерно, что, говоря об электронной коммерции как специфическом явлении экономики, мы вынуждены регулярно обращаться к опыту других стран, в основном США, апеллировать к достижениям, рекомендациям и бизнес-схемам, выработанным на иноземной почве. Применительно же к ситуации в России мы можем говорить в основном о перспективах развития электронной коммерции, т.е. о том, какой она может стать в будущем, и о проблемах и всевозможных “болезнях роста”, которые неизменно сопровождают ее развитие. Критерием оценки “нормальности” развития Интернет-отношений у нас с необходимостью становятся процессы и закономерности, происходящие или имеющие место на Западе. Однако возникает вопрос: а в какой мере логика развития, скажем, американского рынка и событий на нем применимы к России?

У нас сам термин «новая экономика» появился тогда, когда вера в полезность многолетнего труда в копилку грядущего уже угасла. И те, кто этот термин использовал, вкладывали в него иной, куда более широкий смысл, разумея бизнес, выстроенный по западным образцам и с западным, так сказать, менталитетом. Этот бизнес жил словно в ином экономическом мире, где нет ни постприватизационного наследия, ни любви-ненависти между предпринимателями и государством, а единственный командир – тот самый рынок, который на государственном уровне пестовали реформаторы, западные консультанты и бюрократы. На уровне Интернета он сложился из ничего, сам собой, крохотным, но вполне живучим. Свободное предпринимательство на свободном рынке и стало главнейшей новизной в условиях России. И это выводит нас на вопрос о том, чем же новая экономика может заниматься в России помимо того, что она уже делает, и почему она сейчас становится доминантной для выживания страны. Исключительная волатильность международного сырьевого  
рынка, сокращение доступных и разведанных запасов и стагнация на рынке оружия подталкивают нас к тому, чтобы в ближайшие годы перенести центр тяжести экономики страны с присваивающих отраслей на производящие, на технологическую промышленность как на отрасль с наиболее емким рынком и максимальной производительностью труда.

Промышленность новых технологий – это единственное, что может наконец дать стране устойчивость и экономическую независимость. Не потому, что новые технологии так уж хороши. А потому, что они при всех своих рисках и недостатках все же качественно лучше всего остального.

 

 

Список основной используемой литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  1. Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 года N149 (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 06.04.2011 N 65-ФЗ).

  1. Федеральный закон РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года N 1 (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ).

  1. «Электронная цифровая подпись - решение проблем документооборота», статья, Сатаев Е.Н. ("Нормативные акты для бухгалтера", 2010, N 18).

  1. «Документ в удобной форме» статья, Голова И. ("Расчет", 2010, N 9).

  1. «Основы электронной коммерции», учебник, — Юрасов А.В. М: Горячая линия-Телеком, 2008 г.

Информация о работе Электронная коммерция в России