Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - рассмотреть понятия эластичности спроса и предложения, исследовать эти экономические категории, их изменение (как теоретические аспекты, так и на примере практических данных).
Объект исследования - эластичность спроса и предложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать эластичность спроса (изменение эластичности спроса; факторы, влияющие на эластичность спроса, перекрестную эластичность спроса, а также эластичность спроса по доходу)
2. Исследовать эластичность предложения (измерение эластичности предложения и применение теории эластичности)
Структура работы состоит из рассмотрения и исследования задач, поставленных в данной курсовой работе, т.е. первоначально рассматривается эластичность спроса, ее сущность, показатели и т.п., а далее рассматривается эластичность предложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эластичность спроса…………………………………….…….……..…6
1.1 Понятие эластичности спроса………………………………….……............6
1.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса. ………………….…...........10
1.3 Перекрестная эластичность …………………………………………...........12
1.4 Эластичность спроса относительно дохода………………………......... ...14
Глава 2. Эластичность предложения…………………………………………...17
2.1 Понятие эластичности предложении…………………………...................17
2.2 Факторы эластичности предложения…………………………...................19
Глава 3. Применение теории эластичности. ……………………………..........20
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………. …….28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МИКРОЭКОНОМИКИ.docx

— 125.24 Кб (Скачать файл)

Мера взаимозаменяемости благ выражается в величине показателя перекрестной эластичности спроса по цене. Если незначительный прирост цены одного блага вызывает большой прирост спроса на другое благо, то они являются близкими заменителями. Если незначительный рост цены одного блага вызывает большое сокращение спроса на другое благо, то они являются близкими дополняющими благами[3,с 80].

1.4. Эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

Эластичность спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода[11,с 125]:

                                                    

 

где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода.

Эластичность спроса по доходу на различные товары различна.

Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого

качества — например, продовольственные недиетические товары. На западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п.

Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его

эластичность.

На рис. 6 (а)  представлена зависимость спроса от доходов на качественные

неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. 6, (б) — на качественные

эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рис. 6, (в) — на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины).

    

 
 


Рис. 6. Эластичность спроса по доходу

 

Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. Немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей. Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы.

В группе с низким доходом  Еd  таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель —безусловно, блага низшего порядка.

Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния. В настоящее время не менее 70% населения страны не могут

полноценно удовлетворить даже физиологические нужды в продовольственных товарах. Большая часть населения страны живет ниже черты нищеты, в чем оно, естественно, не виновато[10, с 67].

    

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Понятие эластичности  предложения

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%. Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен[12, с 100].

ΔS — изменение величины предложения;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск. Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.

Выделяют три временных периода:                                                              

1.текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;                                                 2. короткий период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;    3.долгий период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.

Различают следующие формы эластичности предложения:                                      -     эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;                              - неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < 1). Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;                                   -   абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены(Es).Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;                                           - абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.                                                                Понятие "эластичное предложение" применимо к таким переменным, как ставка процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве нужного блага[9, с 556].

Рис.7. Эластичность предложения по цене: а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение.

        Следует заметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, ибо повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции.

 

2.2 Факторы, влияющие на эластичность предложения

1.Возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не   может храниться длительное  время   или   его   хранение   стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;                                                            2.Специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может  или увеличить его  выпуск  при росте цены, или выпускать   другой   товар   при снижении       цены, предложение данного товара будет эластичным.                                                                                                 3.Фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;                     4.Цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;                                                   5.Степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала[1, с 93]

 Глава 3. Применение теории эластичности.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию

предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар.

Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг:

    

Хлеб ……………………………

0,15

Говядина ……………………….

0,64

Баранина ……………………….

2,65

Яйца ……………………………

0,32

   

Электричество в домах ……….

0,13

Табачные изделия ……………..

0,46

Газеты и журналы …………….

0,42

Одежда и обувь ………………..

0,20


 

Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и

эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически.

Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 1. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 1, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится[4, с 98-102].

    

Рис. 1. Эластичность спроса (а)  и  изменение валовой выручки (б):

 

     Р — плата за аренду квартиры; Q — количество квартир;

     R — доход (выручка) фирмы от сдачи квартир в аренду;

Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию  (эластичность предложения принимается постоянной).

На рис. 2 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.

График спроса D на рис. 2, а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 2, б — относительно неэластичен.

График предложения S0 — предложение до введения налога.

Соответственно Р0 и Q0 — равновесные цена и объем производства до введения налога.

            

                

 

Рис. 2. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе: D — спрос;

 S0, S1, — предложение до и после введения налога.

Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1 и Р1.

Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько?

Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога, установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 3, а  выделенный прямоугольник

Информация о работе Эластичность спроса и предложения