Экономическое развитие России в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

Первая половина XIX в. явилась в русской истории временем во многих отношениях переломным. К началу этой эпохи Россия, успешно решив многие стоявшие перед ней внутри- и внешнеполитические задачи стала могущественной державой. Ее пределы охватили огромные пространства Восточной Европы и Северной Азии, захватив и часть Северной Америки. Продолжалось расширение территории и в рассматриваемый период. Столь же устойчивой была и тенденция роста населения: 18 млн. человек в 1747 г., 36 млн. - в 1796 г., 74 млн. - в середине XIX в.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная нац экономика.docx

— 42.94 Кб (Скачать файл)

 

 Железные дороги.

Первая железная дорога в  России построена в 1851 по маршруту Москва-Санкт-Петербург, на 26 лет позже первой железной дороги в мире, появившейся в Англии в 1825 году. Также, как и в Европе, строительство первых железных дорог  породило множество предрассудков, активно подогреваемых извозчиками, которые боялись разориться. Обычными были опасения вроде «Железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца, отравленный дымом  воздух будет убивать пролетающих  птиц… дома близ дороги погорят… в  случае взрыва паровоза будут разорваны  на куски и все пассажиры», и  «быстрота движения, несомненно, должна развивать у путешественников болезнь  мозга». Ожидалось также, что строительство  дорог вызовет «упадок нравственности». Настороженное отношение общества к строительству привело к  тому, что железная дорога была передана в ведение III отделения Бенкендорфа.

Однако со временем строительство  железных дорог становится особо  поощряемым царским правительством. Крымская война 1853-1856 наглядно продемонстрировала, что гужевого транспорта уже недостаточно для эффективного снабжения воюющей  армии. Император Александр II учреждает  особый железнодорожный фонд, с 1870-х  годов начинается активное строительство.

 

Рост протяжённости железных дорог в Российской Империи:

Год

Общая протяженность, км.

1891

27200

1900

44900

1913

58500

1917

70260


 

 

За 1861-1870 государство вкладывает в железнодорожное строительство 2,5 млрд руб, а за период 1890-1903 5,5 млрд руб.

На 1890 в казне находится 29 % железных дорог, в 1891-1901 в результате массовых выкупов частных дорог  в казну, и строительства новых  эта доля доходит до 69,6 %.

В 1887 построена восьмисоткилометровая  Закаспийская железная дорога, на участке  от Мерва до Чарджуя прошедшая  через пустыню Каракум. В 1888 дорога была доведена до Самарканда, в 1898 - до Андижана, и в 1899 передана из военного ведомства в Министерство путей  сообщения; общая протяжённость  составила 2,5 тыс. км.

В 1891 начато строительство  Транссибирской магистрали (Сибирского пути), прошедшей сквозь тайгу, болота и области вечной мерзлоты. В полном объёме огромное по масштабам строительство  было завершено в 1916. Строительство  Великого Сибирского пути было представлено на Всемирной промышленной выставке 1900 года в Париже. За 10 лет строительства  было построено 7,5 тыс. км путей. В 1901 про  проекту инженера Ольшевского был  построен железнодорожный мост через  Амударью.

В 1895 начинаются переговоры с Китаем о проведении участка  Транссибирской магистрали через территорию Маньчжурии. К 1903 была построена Китайско-Восточная железная дорога. Строительство КВЖД позволило распространять российское влияние, опираясь на полосу отчуждения железной дороги, что вызывает сильное раздражение как Китая, так и Японии, начинавшей претендовать на доминирование в Юго-Восточной Азии.

Перед началом войны Россия выходит на второе место в мире, после США (при этом с разрывом в 6 раз) по общей протяжённости железных дорог, однако огромные расстояния делают эту сеть недостаточной; так, в Германии на 100 км² территории приходится в  среднем 11,1 км железных дорог, в России - 1,1 км, кроме того, три четверти российских дорог были одноколейными.

Наблюдается нехватка стратегически  важных дорог: по ситуации на 1914 год  русские железные дороги могли подвозить  к границе 211 поездов в сутки, дороги противника - 530. Кроме того, на начало войны Архангельск был связан с центральными областями устаревшей узкоколейной дорогой, а Мурманск вообще не имел железнодорожного сообщения.

 

Развитие промышленности

К 1840-м годам система  крепостного труда на фабриках приходит к кризису: продукция крепостных рабочих отличалась низким качеством. Крепостной труд и строгая правительственная  регламентация тормозили внедрение  машин на производство. Труд посессионных рабочих оплачивался ниже вольнонаёмных, а продолжительность рабочего дня  могла доходить в отдельных случаях  до 16 часов. Начало XIX века заполнено  волнениями посессионных рабочих. В  результате с 1824 года разрешается переход  посессионных рабочих в другие сословия с ходатайства владельцев при  утверждении правительством, с 1835 владельцам разрешается отпускать посессионных рабочих. С 1840 года началось массовое освобождение посессионных рабочих.

 

Рост промышленности:

Год

Кол-во фабрик

Кол-во рабочих

1765

262

37862

1801

2423

95000

1825

5261

202000

1854

9944

459000

1881

31173

770842

1893

22483

1406792

1896

38401

1742181


 

 

Отмена крепостного права  в 1861 году вызвала необходимость  упорядочения рабочего законодательства. 1 июня 1882 запрещён труд детей до 12 лет, труд детей от 12 до 15 лет ограничен 8 часами, работа детей ночью, в воскресенья  и праздники запрещена.

В 1884 учреждена фабричная  инспекция. На деле, например, на 1899 насчитывалось  всего 250 инспекторов во всей империи.

Фабрикант обязуется заключить  с рабочим письменный договор  и вести рассчётную книжку с указанием  срока найма, заработной платы и  взысканий. Также фабрикант обязуется  инспекцией вывешивать расценку работ  на стенах фабрики для общего сведения рабочих. Запрещается понижать зарплату, сокращать число рабочих дней ранее окончания договора, запрещается  выплачивать зарплату продуктами или  купонами. Запрещается устанавливать  штрафы более одной трети зарплаты, причём особо оговаривается, что  штрафы должны расходоваться только на нужды рабочих. Продолжительность  рабочего дня определяется для взрослых мужчин в 11,5 часов, ночью - не более 10 часов.

Эти реформы были прямо  вызваны волнениями среди рабочих; в 1880е годы произошло около 450 забастовок. Особым размахом отличалась Морозовская  стачка 1885 года в местечке Никольском близ Орехова-Зуева. На суде над 33 «зачинщиками»  стачки, выявились факты незаконного  произвола владельцев, и рабочие  были оправданы судом присяжных, однако вскоре арестованы приказом императора.

Бурный рост железнодорожного строительства в 1890е годы содействует  росту промышленности (в среднем 7,6 % в год). Строительство железных дорог не только содействовало росту  сбыта промышленной продукции, но и  само также предъявляло значительный спрос на сырье; на постройку одной  версты железной дороги требовалось  более пяти тысяч пудов металла.

В период 1906-1914 промышленность в среднем растёт на 6 % в год. В  целом за период 1887-1913 промышленное производство в России увеличилось  в 4,6 раза, страна выходит на четвёртое - пятое места в мире по абсолютным размерам добычи железной руды, выплавке угля и стали. С началом эксплуатации Бакинского нефтегазоносного района Россия в 1900 выходит даже на первое место в мире по добыче нефти. Доля России в мировом промышленном производстве возрастает с 3,4 % в 1881 году до 5,3 % в 1913.

По общему объёму промышленного  производства выходит на 5-6 место  в мире, сравнявшись со Францией, и даже превосходя её по нескольким показателям. После окончания кризиса 1899 (1900) - 1903 и последовавшей за ним  депрессии, Россия увеличивает промышленное производство в полтора раза за 1909-1913, причём опережающими темпами растёт тяжёлая промышленность - 174,5 % против 137,7 % у лёгкой.

 

Доли в мировом промышленном производстве, %:

Страна

1881-1885

1896-1900

1913

Россия

3,4

5

5,3

США

28,6

30,1

35,8

Великобритания

26,6

19,5

14

Германия

13,9

16,6

15,7

Франция

8,6

7,1

6,4


 

Тем не менее, сохраняется  значительное отставание от западных стран в силу огромной разницы  «стартовых позиций». Активная индустриализация Англии началась во второй половине XVIII века, США - в начале XIX, России - фактически в последней четверти XIX. Доля США  в мировом промышленном производстве на 1913 год составляла 35,8 %, увеличившись с 28,6 % в 1881 году. В абсолютных цифрах Россия на 1913 год производила в 2,6 раза меньше, чем Англия, и в 3 раза меньше, чем Германии.

Огромный рост населения  привёл к тому, что среднедушевые  показатели предвоенной Российской империи выглядели уже гораздо  хуже. При том, что Россия на 1913 год  составляла 5,3 % мировой промышленности, её доля в мировом населении была 10,2 %. По уровню промышленного производства на душу населения Россия уже серьёзно уступала передовым державам. Так, в 1910 году потребление угля на душу населения  в России составляло 4 % от американского, а стали - 6,25 %. По промышленному производству на душу населения империя в среднем  уступала своим западным национальным окраинам - Финляндии (Великое княжество  Финляндское) и Польше (Привислинский  край).

На 1912 год национальный доход  на душу населения в России составлял 110 руб золотом, в Германии - 300 руб, в Англии - 500, США - 720.

Рост был прерван мировым  экономическим кризисом 1899-1903, в  течение которого закрылось около 3 тыс. фабрик и заводов. Кризис содействовал дальнейшей концентрации производства, образованию крупных синдикатов (Продамет, Продпаровоз, Продвагон). Значительно  усиливаются позиции иностранного капитала, в первую очередь, французского.

Бурный рост промышленности в конце XIX - начала XX веков вызывает сопротивление правоконсервативных  кругов. Они отстаивают необходимость  прекращения массового железнодорожного строительства, сворачивания индустриализации и отмены золотого стандарта. По их мнению, золотой стандарт означает массовый приток в империю иностранного капитала. По мнению М. Степанова, «страшный  наплыв к нам евреев и других иностранных  финансистов, банкиров, ажиотёров, спекулянтов, присоединение к ним всякого  звания русских финансовых дельцов  и купное их всех быстрое обогащение ясно доказывают, что финансистам  вполне дозволено почитать кредит в  России не государственным богатством, - а товаром…Верховной российской власти, необходимо опомниться и вернуть  кредитные операции в исключительное ведение государства, иначе ему  грозит вырождение в буржуазно-плутократический режим».

Проводником консерваторов  становится министерство внутренних дел, в своих аналитических записках императору отстаивающее отмену золотого стандарта (то есть фактически отмену конвертируемости рубля), и остановку  индустриализации из опасения перед  большой концентрацией рабочих.

Характерными являются статьи князя Мещерского, требовавшего приоритета сельского хозяйства над промышленностью, которая, по его мнению, бесполезна и лишь высасывает ресурсы из деревень в ущерб их интересам: «В эти 40 лет  мы отняли от земли все почти деньги, все почти умственные силы, изнурив  землю и разрушив все виды земельного хозяйства, и получили взамен к началу нового столетия в придачу к разорённому  земледелию - висящие на нитке банки  и постепенно суживающие своё производство фабрики и заводы…Земледелие  умирает, земледельцы разорены, и, вследствие этого, мануфактура, раздутая на счёт земледелия, начинает падать и разоряться за неимением  заказчиков и покупателей…А завтра отмените протекционизм, и три четверти наших фабрик закроются».

Развитие заводов, по мнению консерваторов, лишь приводит к сворачиванию традиционных кустарных производств, которые, как им казалось, ничуть не хуже. Погоня за заведомо более развитыми  индустриальными державами ими  воспринималась, как «химера», а  преобладание в экспорте хлеба их ничуть не смущало («держать всю хлебную  торговлю в Европе в руках и  ставить Европу в полную зависимость  от нашего хлебного богатства»).

Очевидное недовольство рабочих  князь Мещерский не мог понять, и объяснял лишь «гипнозом таинственных провокаторов». С его точки зрения, рабочим было абсолютно нечем  возмущаться, так как «нравы отношений  хозяина к рабочим почти всегда патриархальны».

С явной неприязнью относились консерваторы к массовому строительству  железных дорог. Князь Мещерский: «железная  дорога убивает все до неё бывшие народные ресурсы промысла и заработка  там, где она проходит: село, деревня, местечко - всё беднеет и рушится». К. Н. Леонтьев: «Мирные изобретения (телефоны, железные дороги и т. д.) в 100 раз вреднее изобретений боевой техники. Последние убивают много  отдельных людей, первые убивают  шаг за шагом всю живую органическую жизнь на земле.». По мнению народнического экономиста Н. Ф. Даниельсона, «железные  дороги, наряду с коммерческими банками, являются главнейшими насосами, перекачивающими  ресурсы из деревни в город  и обеспечивающими благоденствие  капиталистических сегментов экономики  за счёт обнищания и деградации крестьянства».

Ещё агрессивнее князь  Мещерский высказывался в обращении  к министру финансов Витте по поводу золотого стандарта: «это масонский  замысел», «евреи станут хозяевами  денег в России вместо вас, и вы обратитесь из русского министра финансов в их приказчика». Взамен предлагалось печатать сколько угодно необеспеченных бумажных денег: «когда нужны деньги, поступать казне так: выпустить  столько, сколько нужно кредитных  билетов», «Нужны деньги, должны быть деньги, как только эти деньги нужны для  блага государства и интересов  правительства…Жжём ли мы кредитные  билеты или делаем мы их, где Европе это знать и проверять».

Информация о работе Экономическое развитие России в первой половине XIX века