Экономическое и социальное развитие предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики планирование занимает важное место в системе управления.
Планирование представляет собой процесс разработки, обоснование, организацию выполнения и контроль за выполнением планов. Это непрерывный процесс определения целей и способов их достижения, а также оценки возможного влияния принимаемых решений на конечные результаты деятельности фирмы. Оно создает основу для четкой, слаженной работы всех структурных подразделений, позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих разработку и внедрение рыночных методов хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

минимальная длительность производственного цикла;

минимальные запасы незавершенного производства.

Финансовое планирование осуществляется в рамках генерального целевого, стратегического, тактического и текущего планирования.

Основным элементом  финансового планирования является бюджетирование. Бюджет - это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, что позволяет использовать его для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Бюджеты имеют множество  видов и форм: отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные  операции (закупка сырья, материалов, бюджет производства и т.п.), могут  нести информацию только о доходах (бюджет продаж) или только о расходах, а укрупненные бюджеты (отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают бюджет предприятия в целом, так называемого генерального бюджета (master budget), представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.

Блок 1. Бюджет продаж. Цель данного блока - рассчитать прогноз  объема продаж в целом. Исходя из стратегии  развития компании, ее производственных мощностей и, главное, прогнозов  в отношении емкости рынка  сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.

Блок 2. Бюджет производства. Цель данного блока - рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции (запасов продукции).

Блок 3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных об объемах производства (предыдущий блок), нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.

Блок 4. Бюджет прямых затрат труда. Цель данного блока - рассчитать общие затраты на привлечение  трудовых ресурсов, занятых непосредственно  в производстве (в стоимостном  выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета объемов производства в блоке 2. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе и систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

Блок 5. Бюджет переменных накладных расходов. Алгоритм расчета  ведется по статьям накладных  расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Блок 6. Бюджет запасов  сырья, готовой продукции. Исходными  данными для расчета служат: целевые  остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (блоки 2 и 3), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Блок 7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

Блок 8. Бюджет себестоимости  реализованной продукции. Расчет ведется  на основании данных предыдущих блоков с использованием алгоритмов, определяемых принятой в компании методикой исчисления себестоимости.

Формируемые в рамках каждого блока количественные оценки используются не только по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета.

Названные четыре плановых комплекса разрабатываются в  рамках так называемого скользящего  планирования периодически (как правило, ежегодно). В рамках скользящего  периодического планирования в каждом плановом комплексе может в свою очередь осуществляться непериодическое проектное планирование.

Основные содержательные связи и временные переплетения этих четырех плановых комплексов на предприятии представлены на рисунке 3.

В литературе и предпринимательской практике формирование отдельных плановых комплексов и их названия отличаются большим разнообразием.

При упрощенном подходе  выделяют только стратегическое (включая  планирование целей) и текущее планирование.

Планирование инвестиций и проектное планирование рассматривают в качестве особого планового комплекса, занимающего промежуточное место между стратегическим и текущим планированием.

 

Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое  обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей. Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и текущих планов. Он составляется при создании предприятия или в переломные моменты его существования, например, при расширении масштабов деятельности, привлечении потенциальных инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т.д. Горизонт планирования - от 1 года до 5 лет, как правило, бизнес-план разрабатывается с разбивкой по годам.

Анализ экономической  ситуации и выбор рациональных и  выгодных для предприятия вариантов решения хозяйственных задач характеризует процесс составления бизнес-плана. Конечной его целью является формирование комплексной системы развития производства, за счет вложения капитала в деятельность, способную приносить максимальную прибыль.

Разработка бизнес-плана позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться предприятие.

Бизнес-планы можно  классифицировать по объектам бизнеса. Данная классификация представлена на рисунке 4.


 

Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: бизнес - план предприятия, бизнес - план инвестиционного проекта по выпуску новых видов продукции (работ, услуг, технического решения).

Бизнес-план предприятия - это программа эффективного управления предприятием, направленная на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивого финансового положения предприятия. Существуют различия между бизнес-планом создаваемого предприятия и действующего. В первом случае, предприятие опирается на прогнозные и оценочные данные, которые позволяют разрабатывать производственную, маркетинговую и организационную структуру предприятия, заинтересовывать потенциальных инвесторов в будущей перспективности и прибыльности своего предприятия. Во втором случае, бизнес-план опирается на результаты и опыт функционирования предприятия, позволяет определить возможности его развития, предопределить изменения, которые предстоит осуществить, перераспределять инвестиции в те области, которые принесут в будущем высокий доход.

Бизнес-план инвестиционного  проекта - это технико-экономическое  обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для их реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.

Бизнес-планирование по своей природе является уникальным процессам, что объясняется неповторимостью  каждого инвестиционного проекта  и предприятия. Вместе с тем при  разработке любого из них используются базовые принципы, являющиеся общими, независимо от отрасли, в которой реализуется проект, и организационно-правовых особенностей предприятия, его осуществляющего. К ним относятся определение целей бизнес-планирования и требований к его разработке, а также выбор типовой структуры бизнес-плана.

Наиболее общая цель бизнес-плана - прогноз хозяйственной  деятельности предприятия-инициатора проекта на определенный период времени  в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения  необходимых финансовых ресурсов, в том числе в форме иностранного кредита. В связи с этим бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки;

сформулировать, долговременные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения;

выбрать состав и определить характеристики производимых товаров  и услуг, проанализировать производственные и торговые издержки;

определить перечень маркетинговых мероприятий фирмы;

оценить материальные, кадровые и финансовые возможности предприятия, их соответствие поставленным целям.

В мировой практике бизнес-план разрабатывается на основе стандартных  требований к его оформлению:

Простота и четкость изложения плана;

Достаточность, надежность и достоверность информации;

Обоснованность и объективность;

Достижимость поставленных целей;

Комплектность;

Перспективность;

Гибкость и оптимальность;

Контроль (составление  графиков работ, сроков, показателей).

Содержание конкретного  бизнес-плана зависит от следующих факторов:

отраслевой принадлежности предприятия;

размера предприятия;

стратегии предприятия (расширение, создание);

условий финансирования.

Бизнес-план решает следующие  задачи:

определение конкретных количественных показателей и сроков достижения целей предприятия;

разработка взаимоувязанных  планов производства, маркетинга, финансов;

определение необходимых  ресурсов и поиска их источников;

выявление проблем, с  которыми возможно придется сталкиваться;

организация системы  контроля за ходом осуществления  плана;

подготовка основательного обоснования, с целью привлечения  инвесторов. Первые пять направлений  необходимы предприятию для своего развития даже в тех случаях, когда  нет надобности в привлечении сторонних инвестиций.

Бизнес-план в общем  виде состоит из следующих разделов:

общие сведения (резюме);

анализ текущей деятельности (разрабатывается для действующего предприятия);

описание вида деятельности, продукции, их характеристика;

оценка рынка сбыта;

стратегия маркетинга;

план мероприятий по усовершенствованию продукции с  целью обеспечения ее конкурентоспособности;

план производства;

организационный план;

оценка риска и страхование;

финансовый план;

оценка хозрасчетной экономической эффективности предприятия;

информация о разработчиках  бизнес-плана.

Объем и содержание разделов бизнес-плана зависит от целей  его разработки и от размеров предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СМЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО, КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ.

 

Необходимым условием обеспечения производственно-хозяйственной деятельности предприятия является использование экономических ресурсов, включающих основной и оборотный капитал, промышленно-производственный персонал. Затраты на приобретение ресурсов, выраженные в денежной форме, называются издержками производства.

Различают единовременные и текущие издержки. Единовременные издержки на предприятии возникают  периодически и осуществляются в  форме инвестиций. В состав единовременных издержек включаются как капитальные  вложения, так и другие затраты единовременного характера, необходимые для создания и выпуска продукции. К ним относятся инвестиции в создание, расширение, техническое перевооружение предприятия и связанных с этим пополнение оборотных средств, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, освоение производства и доработку опытных образцов продукции, изготовление моделей и макетов основных средств. Единовременные затраты имеют циклический характер.

Текущие издержки осуществляются на предприятии постоянно и непосредственно связаны с выпуском продукции. Они включают в себя расходы на сырье, материалы, заработную плату, топливо, энергию, проведение маркетинговых исследований и др. Кроме реальных затрат на производство и реализацию продукции к текущим издержкам относятся также, в соответствии с действующим законодательством, налоги, сборы и отчисления в целевые и бюджетные фонды. Это отчисления в фонд социальной защиты, экологический налог, таможенные пошлины и др. Текущие издержки на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, составляют себестоимость продукции.

Себестоимость является самостоятельной экономической  категорией и представляет собой  часть стоимости товара. Себестоимость  продукции - один из основных обобщающих показателей, в котором отражаются степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, технический уровень производства,, качество продукции, т.е. эффективность предприятия.

Являясь экономической  категорией, себестоимость выполняет  ряд важнейших функций:

Информация о работе Экономическое и социальное развитие предприятия