Экономический рост и экономическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение экономического роста, его типов и факторов. В работе выделены следующие задачи:
определение экономического роста;
дать оценку различным факторам экономического роста;
объяснение типов экономического роста;
проанализировать экономический рост в Беларуси, оценить возможности повышения экономического роста Республики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 5
1.1 Понятие экономического роста 5
1.2 Типы экономического роста 7
2. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 10
2.1 Внутренние и внешние факторы экономического роста 10
2.2 Инвестиции как важный фактор экономического роста 13
3. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
3.1 Анализ экономического роста за январь-октябрь 2011 16
3.2. Проблемы экономического роста Республики Беларусь 21
3.3 Возможные пути решения 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы эк роста.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Для привлечения иностранных инвестиций следует обеспечить последовательное проведение реформ, направленных на совершенствование институциональной среды и создание макроэкономических условий для инвестиций. Необходимо: создать надежные гарантии по защите собственности иностранных и частных инвесторов; значительно сократить административные барьеры на пути открытия и развития бизнеса; повысить качество и обеспечить стабильность основных институтов, регулирующих финансовые и экономические отношения; более активно продолжить формирование рыночной инфраструктуры; повысить кредитные возможности и надежность банковской системы, в том числе за счет разгосударствления банков и продажи государственных долей участия в банках нерезидентам; снизить уровень инфляции до умеренного и обеспечить стабильность и полную конвертируемость национальной валюты, и т. д.

Также для привлечения инвестиций в отрасли и сферы, в подъеме которых заинтересовано государство, сегодня широко используется таргетирование экспортоориентированных инвестиций. Таргетирование - разработка и реализация комплекса мер по укреплению конкурентоспособности промышленности на мировом и внутренних рынках на основе создания условий для благоприятного развития стратегических отраслей, исходя из требований конкретных потребителей.

Следует иметь в виду, что механизмы и инструменты инвестиционного процесса должны быть интегрированы в мировой инвестиционный процесс.

5. С учетом  ориентации экономики на повышение  нормы накопления, рост конечного  потребления должен быть высоким, но несколько ниже темпов роста  ВВП. Вместе с тем представляется  целесообразным продолжить политику  на высокие темпы роста долларового  эквивалента заработной платы. Такой  экономический курс позволит: во-первых, создать более сильные стимулы  к труду; во-вторых, обеспечить более  приемлемые условия воспроизводства  основного его фактора - человеческого  капитала; в-третьих, сдержать отток  наиболее квалифицированных кадров  за рубеж; в-четвертых, способствовать  росту объемов совокупного спроса; в-пятых, создать базу для роста  валовых сбережений, которые при  соответствующих рыночных механизмах  трансформируются в инвестиции  в основной капитал.

Как показал проведенный анализ, источниками и факторами роста долларового эквивалента заработной платы в прогнозном периоде могут быть:

  • рост ВВП на душу населения;
  • сокращение избыточной численности занятых в народном хозяйстве;
  • ликвидация субсидирования цен;
  • сокращение льгот;
  • сокращение налогового бремени и рост доли заработной платы в ВВП;
  • укрепление белорусского рубля (рост реального курса);
  • легализация теневых выплат заработной платы.

6. Приоритетным  направлением экономической политики  Беларуси является снижение налоговой  нагрузки, поскольку призвано повысить  конкурентоспособность белорусских  товаров на внешнем и внутреннем  рынках, приблизить уровень налоговых  изъятий к показателям наших  ближайших соседей.

Снижение налоговой нагрузки должно сопровождаться отменой индивидуальных льгот и преференций, сокращением числа и совершенствованием структуры налоговых и неналоговых платежей. Темпы уменьшения уровня налоговой и неналоговой нагрузки не должны быть очень высокими, поскольку неумеренно резкие подвижки в этой сфере чреваты бюджетными проблемами, связанными с конкретными сферами финансирования.

7. Жесткая  кредитно-денежная политика в  условиях либеральной системы  экономических отношений - это основа, которая позволяет максимально  задействовать рыночные стимулы  воспроизводства и не допустить  анархии в экономике страны. Вместе  с тем необходимо учитывать, что  инструменты кредитно-денежной политики  являются наиболее тонкими и  их применение требует наибольшей  осторожности.

Денежно-кредитную политику целесообразно основывать на прямом инфляционном таргетировании. При этом снижение уровня инфляции должно быть подчинено необходимости максимизации экономического роста, что, как показывает международный опыт, требует плавного ее снижения, поскольку резкое ограничение инфляции на основе быстрого перехода к излишне жесткой денежно-кредитной политике чревато стагнацией производства.

Постепенное снижение инфляции позволит достаточно, хотя и сдержанно, поддерживать перспективные производства, имеющие транзитивные трудности, и осуществить структурные изменения преимущественно не путем закрытия предприятий, а на основе их преобразования и развития конкретных производств.

8. В июле 2010 года начал действовать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России. Вхождение в Таможенный союз и предоставление Россией 6,3 миллиона тонн беспошлинной нефти для внутреннего потребления должны были привести к снижению стоимости бензина и дизтоплива на 30 %. Однако внутренние цены на бензин и топливо увеличились, доходы населения и предприятий в последнее время заморожены или вообще упали.

По некоторым оценкам, создание Таможенного союза позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году.

 

Краткие выводы

 

Глобальный финансово-экономический кризис, проявляющийся в течение всего 2011 года, который выразился в резком снижении деловой активности, внешнеторговых обменов и ужесточении условий доступа к кредитным ресурсам большинства стран мирового сообщества привел к негативным тенденциям в экономике Беларуси. К наиболее значимым, с точки зрения последствий, следует отнести: падение промышленного производства; резкое сокращение объемов внешней торговли, в том числе экспорта; существенное замедление динамики повышения уровня жизни населения, ухудшение финансовых результатов работы организаций реального сектора экономики. Как мы видим из таблицы 3.1, многие показатели ниже прогнозируемых, но, тем не менее, выше, чем в предыдущем году.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы подвести итоги всему вышесказанному и сделать выводы.

Итак, экономический рост – стабильное и длительное наращивание потенциала национальной экономики. Главными его целями являются удовлетворение всевозрастающих потребностей людей, повышение качества продукции и, соответственно, уровня жизни. Существует множество факторов экономического роста, которые можно классифицировать по-разному. Бывают внутренние и внешние, объективные и субъективные, прямые и косвенные факторы. В работе подробно рассмотрены внутренние факторы роста: природные ресурсы, трудовые ресурсы, предпринимательские способности, совокупный спрос, и, пожалуй, главный фактор – научно-технический прогресс.

Ускорение экономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличения масштабов использования ресурсов производства. Это называется экстенсивным ростом. Особенно большие возможности для ускорения роста открывает использование таких факторов, как повышение капиталовооруженности труда; совершенствование технологии производства на основе достижений науки и техники; улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных ресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п. Эти факторы обеспечивают интенсивный рост, значение которого со временем все повышается. Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом численности населения и убывающей предельной производительностью факторов производства.

Рассмотрев  выше  изложенные  проблемы, мы  приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он  ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство  на путь  интенсивного развития.

Мы выяснили положительные и отрицательные последствия экономического роста для страны. Безусловно, государство должно бороться с негативными явлениями и предотвращать их по мере возможности, ведь отказываться от экономического роста из-за некоторых негативных последствий никак нельзя.

Экономический рост необходим не ради темпов, структурных сдвигов или удовлетворения политических амбиций. Рост нужен для улучшения жизни граждан. В основе современного экономического роста лежит творческая инициатива, развитие знаний, научно-технический прогресс.

Экономическое развитие идет через подъемы и спады, которые происходят не одновременно во всех странах. Какие-то страны и регионы развиваются опережающими темпами, потом начинают отставать и наоборот, ранее отстававшие ускоряют движение.

Социальные показатели Республики Беларусь, свидетельствуют, что для Беларуси экономический рост характерен. Тем не менее, это весьма спорный момент. Да, безусловно, растет  показатель ВВП. Однако, можно ли говорить об экономическом росте, когда уровень инфляции «зашкаливает», а сумма государственного долга выросла до тех цифр, что даже третье поколение уже не сможет рассчитаться? Покупательский спрос не соответствует реальным доходам населения. Уровень заработных плат в долларовом эквиваленте ставит Беларусь в ряд бедных стран. Социальная стабильность, присущая Беларуси столь длительное время, канула в лету. Население живет сегодняшним днем.

Можно выделить основные проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному экономическому росту:

    • низкая эффективность госуправления;
    • отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала;
    • низкий уровень интеграции белорусской экономики в международные экономические отношения;
    • инфраструктурные ограничения экономического роста.

В связи с этим, рассмотрены те возможности, которыми обладает Беларусь для обеспечения экономического роста:

    • поддержка малого и среднего бизнеса;
    • повышение оплаты труда;
    • снижение ставок налогов;
    • привлечение иностранных инвестиций;
    • постепенное снижение инфляции.

Безусловно, разрабатываются мероприятия, чтобы выйти из сложившейся ситуации. Но это весьма длительный процесс. И неизвестно, когда в страну вернется та стабильность, которой мы так гордились.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Книги:

  1. Лемешевский И.М. Макроэкономика. Экономическая теория. Часть 3: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. — 576 с.
  2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 972 с.
  3. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462 с.
  4. Макроэкономика: Учеб. пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1998. – 216 с.
  5. Макроэкономика: Учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с.
  6. Макроэкономика: Учебн. пособие / П.Г. Никитенко, Э.А. Лутохина, В.В. Козловский и др.; Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004, – 296 с.

Статьи:

  1. Вице-президент ВБ рекомендует другим странам изучать экономическую модель Беларуси // Интерфакс, 18 марта 2010.
  2. Новикова И.В. Экономический рост в Беларуси в контексте мировой инвестиционной динамики // Директор. – 2004. – № 4, с. 20-22;
  3. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Мн., 2010.
  4. Пинигин В.В. О некоторых источниках и факторах экономического роста в Беларуси // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2003. – № 8, с. 25-29;
  5. Страновой экономический меморандум для Республики Беларусь. Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста. Основной доклад. Мн., 2005.
  6. Тур А. Н., доктор экономических наук, профессор, зам. Министра экономики Республики Беларусь «Развитие малых и средних городов — важнейший фактор экономического роста»//«Белорусский экономический журнал» № 2-2007
  7. Шимов В.Н. Беларусь: от экономического кризиса к устойчивому росту. // Белорусский экономический журнал. – 2006. - № 2 – с. 18-27;

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.) – 132-136 ст.
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь – 4 гл.

 

Интернет:

  1. www. belstat.gov.by. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь.
  2. www.president.gov.by. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь.
  3. www.economy.gov.by. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь
  4. www.minfin.gov.by. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь.
  5. Выступление А.Г. Лукашенко на национальном собрании

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономический рост и экономическое развитие