Экономический рост и экономическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение экономического роста, его типов и факторов. В работе выделены следующие задачи:
определение экономического роста;
дать оценку различным факторам экономического роста;
объяснение типов экономического роста;
проанализировать экономический рост в Беларуси, оценить возможности повышения экономического роста Республики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 5
1.1 Понятие экономического роста 5
1.2 Типы экономического роста 7
2. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 10
2.1 Внутренние и внешние факторы экономического роста 10
2.2 Инвестиции как важный фактор экономического роста 13
3. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
3.1 Анализ экономического роста за январь-октябрь 2011 16
3.2. Проблемы экономического роста Республики Беларусь 21
3.3 Возможные пути решения 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы эк роста.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Макроэкономическая ситуация в Беларуси, достигшая определенной стабилизации в середине десятилетия, значительно ухудшилась к его концу. Основными причинами этого являются структурный дефицит текущего счета и глобальный экономический кризис, который обострил проблему платежного баланса. Кризис снизил спрос на белорусские инвестиционные товары в России и обрушил цены на сырьевых рынках, что в итоге привело к падению экспорта на 34.7 г/г. Это вылилось в 30% девальвацию белорусского рубля, росту внешнего долга более чем на 10% от ВВП, возникновению дефицита консолидированного бюджета, ухудшению балансов государственных банков. При этом проблема структурного внешнеторгового дефицита остается нерешенной, что создает значительную неопределенность относительно экономической стабильности в Беларуси.

 

Согласно «алмазу конкурентоспособности», описанному М. Портером, на качество микроэкономической среды влияют особенности производственных факторов, условия конкуренции фирм и видения стратегий, параметры внутреннего спроса, состояние родственных и поддерживающих отраслей.

1. Параметры факторов. Среди факторов производства, значимо повышающих конкурентоспособность белорусских организаций, в первую очередь следует отметить дешевые энергоресурсы и высокий уровень человеческого капитала. Но эти относительные преимущества постепенно нивелируются. В случае энергоресурсов это стало последствием политики России по постепенному повышению цен на газ для Беларуси до мирового уровня по принципу равнодоходности от продаж газа, как в Беларуси, так и в Западной Европе, а также самой России. Однако неготовность правительства России пойти на повышение внутренних цен на газ несколько сдерживает темпы роста цен на него и для Беларуси.

Еще одним негативным событием стало взимание Россией пошлины на нефтепродукты, поставляемые в Беларусь. Тем не менее, общий уровень цен на энергоресурсы в Беларуси остается значительно ниже, чем в соседних странах ЕС и Украине (что, однако, не отражается в уровне цен на электроэнергию, который сопоставим с европейским).

Высокое качество человеческого капитала Беларуси обусловлено базой, заложенной во времена советского союза, когда высокое внимание уделялось техническому, инженерному образованию. Однако тревожным является уровень расходов государства на образование. Динамика удельного веса расходов на образование от ВВП изменялась следующим образом: 1990г. – 4,3%; 1995г. – 5,5%; 2000г. – 6,2%; 2003г. – 6,6%; 2007г. – 5,8% . Законом «Об образовании» предусмотрен объем финансирования 10% от ВВП, что планируется достигнуть к 2020 году.

Низкие расходы на образование не позволяют школам и высшим учебным заведениям в необходимом объеме обновлять учебные фонды, материальные базы, привлекать молодых специалистов, что сказывается на качестве образования и его постепенном устаревании. Среди негативных факторов следует отметить ограниченный доступ к финансовым ресурсам. В мировой практике примерно половину финансирования приходится на банковские кредиты, а вторая – на фондовые рынки. В Беларуси фондовый рынок остается крайне неразвитым, и выход на фондовые рынки компании из Беларуси могут эффективно осуществить только за рубежом, например на площадках в Варшаве или Франкфурте, что является достаточно сложным процессом (по причине отсутствия необходимого опыта в стране), занимающим несколько лет и требующим определенных финансовых вложений. Банковские кредиты являются широко доступными для государственных предприятий, финансируемых в соответствии с различными государственными программами за счет государственных банков.

Частный сектор также имеет возможности финансирования за счет кредитов, но по более высоким процентным ставкам.

2. Условия конкуренции фирм и видения стратегий. Условия ведения бизнеса в Беларуси являются, возможно, ключевой проблемой конкурентоспособности микроэкономической среды. Белорусское законодательство, во многом целенаправленно, сдерживает развитие частного сектора через процедуры проверок, регистраций, лицензирования, сложную систему налогообложения, которые в сумме значительно усложняют ведение бизнеса в стране. Изменения начали наблюдаться с 2006–2007 гг. – ухудшение условий торговли энергоресурсами вынудило правительство искать новые источники экономического роста. Изменения коснулись в основном условий регистрации бизнеса, где все процедуры были упрощены до заявительного принципа. Однако эти позитивные тенденции не оказывают достаточного эффекта на развитие частного сектора в Беларуси, так как сохраняются такие узкие места, как налогообложение и защита прав инвестора. Согласно оценкам, приведенным в Doing Business 2010 в Беларуси самая сложная система налогообложения в мире. В итоге, в Беларуси формально достаточно легко открыть свой бизнес, но проблематично сохранить его. Правительством в последние несколько лет были приняты определенные меры по упрощению налогообложения, которые включают в себя отмену оборотных налогов, местного налога с продаж и ряда других платежей, введение плоской шкалы подоходного налога, увеличение налогового периода. Однако эти меры носят частичный характер (или были только введены), что пока не позволило им оказать положительное влияние на восприятие системы налогообложения в Беларуси.

Еще одной особенностью бизнес-среды в Беларуси является низкая степень конкуренции. С одной стороны, государство не поощряет развитие новых фирм в отраслях, в которых уже работают государственные предприятия. Так что предпринимателям приходится рассчитывать в основном на пустые ниши или ориентироваться на внешние рынки, что поощряется государством. С другой стороны, сами государственные предприятия не конкурируют друг с другом по причине жестких протекционистских мер на уровне отдельных районов Беларуси.

Наличие жестких планов по росту продаж для администраций районов вынуждает их ограничивать доступ на свой рынок конкурентов с соседних областей или районов, что негативно сказывается на конкурентоспособности отрасли в целом.

3. Параметры внутреннего спроса. Особенности внутреннего спроса в Беларуси определяются достаточно низким уровнем социального неравенства в обществе. Большая часть населения располагает доходами, превышающими черту бедности, но и не достигающим мирового критерия для среднего класса. В структуре потребления населения преобладают расходы на продукты питания (около 40% всех расходов). Доля непродовольственных товаров длительного пользования постепенно увеличивалась с ростом уровня благосостояния в обществе, но по-прежнему сохраняется на достаточно низком уровне.

В 2011 г. в условиях экономического кризиса часть населения была вынуждена перейти на потребление товаров более низкого качества и отказаться от приобретения промышленных товаров.

4. Родственные и поддерживающие отрасли. Промышленные предприятия, основанные в советские времена, были завязаны на комплектующих, производимых в других республиках и не требовали тогда наличия сопутствующих отраслей непосредственно в Беларуси. С восстановлением независимости Беларуси местные предприятия стали вынуждены импортировать комплектующие (в основном из России). Это до сих пор предопределяет большой удельный вес импорта в производимой продукции и невозможность решить проблему торгового сальдо без структурных реформ.

Новые предприятия, создаваемые в Беларуси и имеющие успех на внутреннем и внешних рынках, во многом конкурентоспособны из-за наличия сопутствующих отраслей. Например, производство упаковочных материалов эффективно благодаря доступу к нефтехимической продукции, производимой из недорого сырья. То же относится и к производству различных строительных материалов и комплектующих из пластика.

5. Степень сложности стратегий компаний и принципов работы

Основной стратегией предприятий в Беларуси, несмотря на экономический рост и возможности проводить инновации, остается конкуренция по издержкам. В ее основу ложатся дешевые энергоресурсы и эффект от масштаба при массовом производстве, который находился в основе организации производства в советское время. Такая стратегия обрекает белорусские товары на неконкурентоспособность на рынках западных стран, где востребованы высококачественные уникальные товары либо дешевая, но относительно качественная продукция из Китая и Юго-Восточной Азии, с которой конкурировать по ценам белорусская продукция не способна. Единственным рынком при такой стратегии остаются страны СНГ. До глобального экономического кризиса в этом не было ничего страшного, так как данного рынка вполне хватало, чтобы потребить белорусские товары. Быстрый рост российского рынка позволял наращивать на него экспорт инвестиционных товаров в абсолютном выражении. Единственным тревожным моментом было то, что при этом наблюдалось постепенное снижении доли белорусской продукции: российские потребители переключались на товары более высокого сегмента, что в долгосрочной перспективе лишает белорусские товары значительной части спроса. Глобальный кризис откладывает этот переход, но лишь ненадолго и не по всем товарам, что оставляет крайне актуальной переход белорусского бизнеса на другие стратегии конкуренции.

Таким образом, основное конкурентное преимущество Беларуси в области микроэкономической среды заключается в факторах производства, которые включают дешевые природные ресурсы и качественные трудовые ресурсы, а также в сохранении связей между предприятиями, возникших как в советские времена, так и после восстановления независимости Беларуси. Среди негативных характеристик микросреды следует отметить сложные правовые условия ведения бизнеса. Несмотря на значительный прогресс в упрощении законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, сохраняются такие проблемы как регулирование цен, заработных плат, высокий уровень налогообложения, что сдерживает развитие частного сектора. Также негативно на уровне конкурентоспособности предприятий сказывается ограничение конкуренции.

3.3 Возможные пути решения

Хотелось бы остановиться на тех возможностях, которыми обладает Беларусь для обеспечения экономического роста.

1. Возврат  к прямым административным методам  государственного регулирования  в условиях неразвитости (скорее  отсутствия) институциональной среды  рыночного типа был оправдан. Однако сегодня такая система  управления является значительным  тормозом социально-экономического  развития, поскольку не позволяет  использовать в полном объеме  предпринимательскую энергию. Более  того, в условиях отсутствия механизма  ответственности и контроля в  деятельности чиновников создаются  предпосылки для злоупотреблений, принятия решений не с позиции  соблюдения интересов страны  в целом, а в угоду индивидуальной  и групповой корысти. Последнее  обусловлено во многом низкой  заработной платой работников  органов управления, что одновременно  стимулирует отток наиболее квалифицированных  кадров в коммерческую сферу. В связи с этим первостепенной  является задача формирования  системно полной законодательно правовой базы, регулирующей экономические отношения рыночного типа и проведение административной реформы, максимально исключающей оперативные исполнительно-распорядительные функции государственного управления, которое должно быть сосредоточено преимущественно на политических и регулятивных функциях, основанных на использовании механизмов рыночной саморегуляции. Таким образом, главная задача государства - создание институциональных основ саморазвития.

2. Сегодня  в целях обеспечения экономического  роста важно создать условия  для развития и увеличения  поддержки малого и среднего  бизнеса, что позволит:

  • аккумулировать собственные и заемные средства населения для создания частных предпринимательских структур;
  • продемонстрировать другим странам и международным структурам приверженность Беларуси рыночным принципам и свободам;
  • создать новые рабочие места;
  • сформировать предпосылки для образования среднего класса, являющегося основой социальной стабильности в обществе;
  • повысить устойчивость, гибкость и адаптивные возможности народнохозяйственного комплекса страны.

В части институционального обеспечения процесса развития предпринимательства необходимо упростить систему регистрации, сократить количество лицензируемых видов деятельности. Развитие малого и среднего бизнеса не означает разбиения крупных предприятий на ряд более мелких. Размер предприятия должен определяться экономической целесообразностью. Для Беларуси представляется целесообразным формирование крупных национальных корпораций (по отраслевому, территориальному или другим признакам), включение в международные корпорации (ТНК, ФПГ) при одновременной поддержке и развитии малого и среднего бизнеса. Это позволит придать экономике Беларуси устойчивость и гибкость, повысить ее структурную конкурентоспособность.

3. Как  показал опыт стран Центральной  и Восточной Европы, достигали  наибольших успехов в привлечении  иностранных инвестиций и повышении  благосостояния те страны с  переходной экономикой, которые  активно осуществляли приватизацию. Беларусь преобразование форм  собственности проводит медленно  и отстает по темпам осуществления  этого процесса от большинства  стран, находящихся на стадии  рыночных преобразований.

Вместе с тем в настоящее время вопрос разгосударствления и приватизации стоит все острее. Это обусловлено большими финансовыми затратами государства по поддержанию хотя бы минимального уровня конкурентоспособности белорусских государственных предприятий, однако проблема старения и необходимости модернизации производства стремительно возрастает.

Несмотря на значительное отставание в процессах приватизации от других стран, Беларусь в настоящее время сохраняет хорошие шансы на выгодную приватизацию большей части государственных предприятий путем их полного или долевого выкупа стратегическими инвесторами по приемлемой цене. При этом следует иметь в виду, что фонды быстро стареют морально и физически, идет потеря рынков. Поэтому процесс приватизации и структурных реформ требует ускорения.

4. В последние  годы доля инвестиций в основной  капитал в Республике Беларусь  составляла 16-18%. Для развитых стран  такая доля инвестиций в ВВП  является вполне достаточной: можно  нормально обновлять производственный  аппарат на новой технической  основе и увеличивать объемы  производства. Однако, как отмечалось, в Беларуси подобного процесса  не наблюдается. Это происходит, прежде всего, по причине несоразмерно  малого ВВП по отношению к  используемым основным фондам, вследствие  низкой производительности производственного  аппарата, а также невысокой загрузки  производственных мощностей в  связи с недостаточной конкурентоспособностью  производимых товаров по цене  и качеству, которая без реструктуризации  производств и привлечения инвестиций  не может быть увеличена. Определенным  источником инвестиций может  быть увеличение доли валового  накопления и в его составе - доли инвестиций в ВВП. Этого  можно достичь, во-первых, на основе  снижения доли конечного потребления, а во-вторых, путем привлечения  иностранных инвестиций. Первый  путь затруднителен ввиду невысокого  уровня жизни и бедности населения  и может осуществляться постепенно, на основе опережающего роста  валовых накоплений по отношению  к росту конечного потребления  в условиях роста ВВП. Однако  это значит, что проблему старения  решить в ближайшее время не  удастся, так как для этого  необходимо удвоить долю инвестиций  в ВВП. Более приемлемым представляется  второй путь, поскольку он не  связан с уменьшением роста  потребления населения страны. Кроме  того, иностранные инвестиции вызывают  не только рост импорта инвестиционных  товаров в страну, но и увеличивают  загрузки мощностей отечественных  производителей инвестиционных  товаров, вследствие чего происходит  рост ВВП и потребления населения. Как показывает практика, иностранные  инвестиции имеют более высокую  отдачу, так как основаны, как  правило, на более прогрессивных  технике и технологиях с использованием  более эффективного менеджмента  и ориентированы на освоение  новых рынков.

Информация о работе Экономический рост и экономическое развитие