Экономический рост и развитие, модели и факторы обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая система находится в статическом состоянии, если ее параметры меняются в течение некоторого времени, но сохраняется тенденция возвращения в исходное состояние. Классическим примером такой модели является простое воспроизводство. Развитие же экономической системы предполагает ее переход в качественно новое состояние. Динамика рыночной экономики изучается в рамках теорий роста и цикла. Теория роста исследует факторы и условия устойчивого развития как долговременной тенденции, т. е. можно говорить о векторной направленности движения системы. Теория цикла призвана объяснить причины колебаний конъюнктуры во времени, т. е. акцент смещается в сторону анализа волнообразного характера развития.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 472.00 Кб (Скачать файл)

MRK = d + n + g.


 

 

 


 

Рисунок 2.7 - Устойчивый уровень потребления по золотому правилу


    1. Государственное регулирование экономического роста

 Государство  играет значительную роль в  регулировании экономического роста  и следует рассмотреть какие  меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

1. Кейнсианцы  рассматривают экономический рост  преимущественно с точки зрения  факторов спроса. Обычно они объясняют  низкие темпы роста неадекватным  уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

2. В противоположность  кейнсианцам, сторонники “экономики  предложения” делают упор на  факторы, повышающие производственный  потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3. Экономисты  разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

 При всей  многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

  1. НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Республики Беларусь, ФАКТОРЫ, МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

    1. Национальная модель экономического роста Республики Беларусь, факторы и механизмы обеспечения.

Рассмотренные модели экономического роста устанавливают причинно-следственные зависимости между различными факторами, влияющими на динамику развития страны. Модель экономического роста является составной частью общей модели национальной экономики и выступает в виде национальной концепции экономического развития. В ней отражаются не только общечеловеческие ценности и закономерности функционирования народного хозяйства, но и особенные, национальные факторы развития (рисунок 3.1) [4].



 





 


 

 

 

Рисунок 3.1 - Формирование национальной модели экономического роста

 

Влияние на темпы  роста и качество продукции оказывают  следующие факторы: количество и  качество природных и трудовых ресурсов, размеры основного капитала, научно-технический  прогресс и совокупный спрос общества. Мощным фактором экономического роста является человеческий капитал, но он медленно накапливается, поэтому государство должно обеспечивать эффективное функционирование системы общего и профессионального образования, а также стимулировать инвестиции в человеческий капитал с помощью финансовых и кредитных мер со стороны индивидуумов и фирм. 

Все факторы  взаимосвязаны. С одной стороны, динамичные темпы экономического роста  возможны при наличии и эффективном  использовании производственных ресурсов и достижение научно-технического прогресса, дефицит ресурсов сдерживает экономический рост. С другой стороны, страна может располагать богатейшими природными ресурсами, но не иметь средств для их освоения. В этом случае важнейшими факторами экономического роста становятся внешнеэкономическая политика и привлечение иностранных инвестиций и кредитов.

Объективными  факторами, сдерживающими экономический  рост в Беларуси, являются ограниченность собственной сырьевой и топливно-энергетической базы, высокая ресурсоемкость экономики, ее сильная зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий из России и других стран СНГ, а также неразвитость рыночной инфраструктуры. Это определяет необходимость проведения структурных преобразований, определения и реализации новых приоритетов, ускорения НТП, привлечения инвестиций в экономику страны.

Механизм обеспечения  устойчивого экономического роста  включает законодательно-нормативную  базу, нормативные акты министерств  и других республиканских органов  государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, макроэкономические, отраслевые и региональные регуляторы устойчивого развития [7].

Темпы и качество экономического роста непосредственно  зависят от его типа – экстенсивного  или интенсивного. Для Республики Беларусь характерен преимущественно экстенсивный тип экономического роста. Специфической чертой экономики Беларуси является постоянное и одновременное сопровождение динамики экономического роста как инфляцией, так и безработицей (таблица 3.1). Имеет место неравновесный экономический рост. Характерно одновременное увеличение как темпов роста цен, так и уровня безработицы [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1 - Динамика ВВП, индекса потребительских цен (ИПЦ) и уровня безработицы в Республике Беларусь за период 2000-2010 гг.

 

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ВВП к предыдущему  году, % [8]

105,8

104,7

105,0

107,0

111,4

109,4

110,0

108,6

110,2

100,2

107,6

ИПЦ к предыдущему  году, % [9]

207,5

146,1

134,8

125,4

114,4

108,0

106,6

112,1

113,3

110,1

109,9

Уровень безработицы, % [10]

2,1

2,3

2,9

3,1

1,9

1,5

1,1

1,0

0,8

0,9

0,7


 

В конечном счете  значимость экономического роста определяется тем, что развивающаяся экономика  обладает большей способностью удовлетворять  возрастающие потребности и решать социально-экономические и экологические проблемы страны.

Основными слагаемыми нового качества экономического роста  в РБ выступают:

  • ориентация национальной экономики на высокие конечные результаты, соответствие объемов и структуры ВВП общественным потребностям.
  • придание особого значения повышению качеств а и конкурентоспособности продукции, производительности труда, уровня обновления выпускаемой продукции;
  • ускорение инновационного процесса, кардинальное возрастание роли ресурсосбережения, доминирование фондосберегающих форм интенсификации производства;
  • усиление социальной ориентации — всестороннее развитие рабочей силы, обеспечение направленности производства на удовлетворение потребностей человека, ускорение темпов производства потребительских товаров и сферы услуг, создание безопасных условий труда, улучшение среды обитания человека;
  • формирование единой социально-экологической и экономической системы воспроизводства; учет текущих и отдаленных последствий реализуемых инноваций, производственно-экономических и социально-экологических проектов; создание рациональной экономики природопользования;
  • усиление открытости национальной экономики, последовательное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, более полное использование преимуществ международного разделения труда, глобализация экономики [7].
    1. Результативность и проблемы реализации экономического роста.

В прошедшем  пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и  достижение параметров Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально–экономического развития, денежно–кредитной и бюджетной политики.

Республика  Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики.

Достигнуты  высокие темпы ее развития. Валовой  внутренний продукт в расчете  на душу населения по паритету покупательной  способности увеличится за текущее  пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике — с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние оказали изменения условий  импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово–экономического кризиса.

В 2006 — 2010 годах  в развитии экономики можно условно  выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

В первые три  года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.

Мировой финансово–экономический  кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

Особенно его  негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической  деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит  достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.

Вместе с  тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования  экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах  СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.

Предварительная оценка выполнения основных показателей  Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты (Приложение 1).

Беларусь существенно  продвинулась по пути создания инновационной  экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано  и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.

Ускоренными темпами  осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые  в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.

Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006 — 2010 годах реализован 21 проект. Построено 6 мини–ГЭС и 3 ТЭЦ на местных  видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива. Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно–печного топлива с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году.

Информация о работе Экономический рост и развитие, модели и факторы обеспечения