Экономический рост в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются изучение основных причин и факторов российского финансового кризиса 1998 года, рассмотрение хронологии кризиса финансовой системы, а также анализ особенностей посткризисного развития финансового и реального секторов российской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КРИЗА
5
Определение финансового кризиса
5
Виды финансовых кризисов и их происхождения
6
2 . ХРОНОЛОГИЯ КРИЗИСА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,В 1997-1998 ГОДЫ.
11
2.1. Начало кризиса
11
2.2. Углубления кризиса и временная стабилизация
15
2.3.Нарастание кульминации кризиса
18
3.ПУТИ ПРИОДОЛЕНИЕ ФИНАНСВОГО КРИЗИСА
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.43 Кб (Скачать файл)

После августовского падения  котировок в сентябре 1998 г. снижение цен российских акций несколько  замедлилось. Если в августе индекс РТС-1 снизился на 56,2%, то в сентябре его уменьшение составило 33,2%. С начала 1998 г. индекс РТС-1 снизился на 89%, а с  начала октября 1997 г. – на 92,3%.

 

 

3.ПУТИ ПРИОДОЛЕНИЕ ФИНАНСВОГО КРИЗИСА

 
       После августовского краха 1998 года в российском обществе воцарилось ожидание наихудшего развития событий. При этом прогнозы некоторых наблюдателей, как россий-ских, так и западных, были самыми пессимистичными. Страна находилась  на грани гипе-ринфляции, и единственным спасением казалось введение жесткого правления валютного комитета. Однако, вопреки ожиданиям многих западных анали¬тиков и некоторых между-народных организаций, проводимая с сентября 1998 года политика позволила не только стабилизировать экономическую ситуацию, но и добиться некоторого роста. Эта новая реальность дала возможность определить стратегию среднесрочного и долгосрочного эко-номического развития России.

Стратегия роста сегодня  в России возможна, о чем свидетельствуют  обнадеживающие результаты девальвации, которые, тем не менее, сами по себе недостаточны. Необходимо определить несколько направлений такой  стратегии, включая укрепление государ-ственности в широком смысле слова и не¬обходимых для рыночной экономики институтов, воссоздание внутреннего рынка, являющегося микро- и макроэкономической основой для устойчивого роста, и, наконец, разработку макроэкономической политики, которая при-знавала бы приоритеты и учитывала реальное положение в стране, оставаясь при этом эф-фективной.

1. В первую очередь  необходимо расширить и укрепить  сферу государственного ре-гулирования. Бессмысленно обсуждать экономическую политику, каким бы ни было ее направление, если это первое условие не выполнено.

Расширить и укрепить государственное  начало означает прежде всего наладить сбор налогов и переориентировать налоговые поступления. Существующая налоговая система, одновременно обременительная и ущербная, ущемляет права потребителей и промыш-ленных производителей в интересах сырьевого сектора. Вместе с тем развал нынешних налоговых служб ставит под сомнение быстрое введение в действие Налогового кодекса, принятого Думой. В этом отношении отвергнутые Думой в июне 1999 года предложения МВФ по налогам были ошибочными. Ошибка МВФ заключается не в том, что он требовал увеличить налоговые поступления в федеральную казну (настаивая на этом, МВФ прав), а в том, что эта организация упорно не понимает, что не может российский потреби¬тель быть обложен налогами еще больше, чем сегодня. Поэтому необходимо временно ввести си-стему, предполагающую снижение налога на прибыль и на добавленную стоимость и од-новременно повышение налогообложения сырьевого сектора и производства полуфабри-катов. При нынешнем реальном валютном курсе подобные цели достижимы за счет изме-нения экспортных пошлин. Эта мера позволит государству получить дополнительный доход в размере около 4—5% ВВП, что соответствует примерно половине сегодняшнего дохода федерального бюджета. Снижение НДС должно сопровождаться общим упрощением налоговой системы, тяжелым бременем лежащей на предприятиях. Было бы желательно провести налоговую амнистию, при условии, что будет четко оп¬ределен срок ее действия и, что принятое в связи с ней законодательство предоставит правительству неограниченное право брать под свой контроль предприятия, допустившие новые неплатежи.

Вполне приемлемо установить цель довести сбор федеральных налогов  до уровня 15% ВВП. Однако для достижения подобной цели необходимо в максимальной степени ограничить утечку капиталов. Несомненно, было бы нереальным добиваться стопроцентной эффективности в  этой области, однако опыт мер, принятых ЦБР начиная со второй по¬ловины марта 1999 года, показывает, что существенные результаты могут быть достигнуты. Далее, необходимо освободить российский государственный бюджет от части бремени внешней задолженности, которая невыносима с точки зрения как бюджетной ситуации, так и потребностей в государственных капиталовложениях. Устранение большей части задол-женности в сочетании с трансформацией долга в акционерный капитал может оказать значительное влияние на переориентацию государственных расходов и благотворно воз-действовать на экономику.

Таким образом, эффективность  деятельности правительства может  быть существенно усилена. Действительно, если российское правительство сможет дополнительно высвобо-дить государственные расходы в размере 4—6% ВВП, это позволит радикально изменить представление о его деятельности. Улучшение количественных показателей должно до-полняться повышением качества. Совершенствованию деятельно¬сти правительства будут способствовать упрощение системы центральных органов, сокращение дублирующих функций, повышение заработной платы государственных чиновников и создание агентства развития (банка развития). Кстати, такое агентство, являясь единым представителем России в переговорах с западными партнерами, упростит оказание стране экономической помощи.

Укрепление сферы государственного влияния означает также усиление социальной защиты населения и перераспределение  выделяемых на это средств. Престиж  государства повысится, если станет очевидно, что оно не нарушает своих  обязательств перед гражда-нами. Государственная система социального обеспечения позволит освободить предприя-тия от необходимости содержать объекты социальной сферы, которые они сохраняли на своем балансе именно по причине сокращения государственного финансирования. Наконец, создание независимых от работодателя и от региона органов социальной защиты будет способствовать более свободному перемещению населения и гибкости рынка рабочей силы.

Наконец, деятельность государства  должна вписываться в рамки ясных  и поддаю-щихся проверке правил. Это касается как управления предприятиями, остающимися на ближайшие годы в ведении государства, так и договорных отношений между государством и частными партнерами. Такая система пра¬вил касается также отношений между различными ветвями государственной власти, тем более что речь идет о федеративном государстве. Экономические и налоговые отношения между Центром и регионами, а также между регионами и их более мелкими административными единицами должны строиться на единых принципах и правилах. Должны действовать специализирующиеся на рассмотрении конфликтных ситуаций в области разграничения полномочий инстанции, которые должны быть доступными для всех уровней власти и разрешать конфликты в короткие сроки и с достаточной прозрачностью.

2. Должен быть восстановлен  и реструктурирован внутренний  рынок. Без нормально функционирующего  внутреннего рынка наивно верить, что хозяйствующие субъекты смогут  провести модернизацию, с тем,  чтобы противостоять международной  конкуренции. Опыт последних лет  показывает, что в условиях раздробленного  и подавленного внутреннего рынка  предприятия не имеют источников  финансирования для модернизации  производства, так же как при  спаде деловой активности исчезает  уверенность в результатах любого  рода капиталовложений.

Условием восстановления внутреннего рынка в течение  относительно длительного периода  является заниженный реальный валютный курс. Такая валютная политика требует  применения различных форм контроля за движением капиталов. Сокращение утечки ка-питалов позволит управлять реальным курсом, избегая резких колебаний номинального валютного курса, дестабилизирующих ситуацию на рынке и провоцирующих инфляцию. Ограничение притока спекулятивных капиталов избавит курс от резких колебаний, не нанося при этом удара по иностранным инвестициям в производственную сферу.

Для восстановления и реструктуризации внутреннего рынка необходимо демонопо-лизировать торговый сектор и очистить его от посреднических доходов, характерных для него в настоящее время. Однако жизнеспособная торговая система может существовать только в сочетании со здоровой банковской и финансовой системами. Являясь основным приоритетом, реформирование банковской системы предполагает не только повышение контроля над существующими кредитными институтами, но и открытие доступа к этому сектору иностранным банкам, что принесет свои результаты только при четкой регламен-тации банковских операций и финансовых инструментов. Чтобы избежать финансовых спекуляций, которые имели место в 1994—1998 годах, основой возрождения этой системы необходимо сделать торговый и промышленный кредит.

Проведение политики, направленной на стимулирование инвестиций и создание конкурентной среды, является основным условием восстановления внутреннего  рынка. Единство внутреннего рынка  в стране российского масштаба зависит  в большой степени от серьезных  государственных капиталовложений в транспорт, коммуникации и прочую ин-фраструктуру. В то же время, учитывая последовавшее за девальвацией сужение рынка импортных товаров, возникает проблема конкуренции. В условиях, когда импорт остается дорогим, важно содействовать размещению в России иностранных предприятий, которые будут вкладывать сюда свои капиталы, что полезно как в качественном, так и в количе-ственном аспекте. Для этого могут быть установлены, как это было во многих странах, правила репатриации капитала, поощряющие производства, направленные на удовлетво-рение местных потребностей или же на экспорт. Политика в области инвестаций и политика в области конкуренции будут более действенными только при их совместном проведении. Это — еще один аргумент в пользу создания агентства развития. В противоположность некоторым утверждениям, индустриальная политика сегодня в России возможна, если есть решимость воспользоваться имеющими¬ся в наличии средствами.

Укрепление прав собственности  является ключевым условием, стимулирующим  инвестиционную активность и создание новых предприятий. Приватизация в  том виде, в котором она проводилась  в 1994—1997 годах, не способствовала появлению  ни четких за-конов, ни форм корпоративного управления, благоприятствующих становлению предпри-нимательской этики. Здесь, таким образом, не стоит исключать возможность опротестования наиболее сомнительных операций по приватизации, что послужит предостережением для хозяйствующих субъектов. Необходимо также упростить правовые основы приватизации и провести их унификацию на всей территории страны.

Наконец, восстановление внутреннего  рынка требует проведения специальной  по-литики, направленной на устранение нарушенного равновесия в отношении как опреде-ленных отраслей (сельское хозяйство, бывшие оборонные отрасли), так и регионов. Особая политика государственных капиталовложений должна проводиться, скорее всего, в рамках упомянутого выше агентства развития, совмещающего в себе одновременно опыт как японского МИТИ, так и французских учреждений, таких как Генеральная комиссия по планированию и Управление по обустройству территории и региональному развитию.

3. Макроэкономическая политика  должна быть нацелена на уровень  стабильности, совместимый с осуществлением  вышеуказанных мероприятий. Она  также должна быть увязана  со среднесрочной и долгосрочной  политикой. В сегодняшней ситуации  вряд ли было бы разумным  стремиться к возможно более  низкой инфляции.

Опыт недалекого прошлого не только в России, но и в других странах показывает, что желание  слишком быстро снизить уровень  инфляции может существенно ослабить инсти-туциональные основы экономики и привести к возникновению нездоровых тенденций в микроэкономике. Такова, кстати, сегодня и позиция Всемирного банка. Кроме того, вос-становление денежно-кредитной системы требует проведения относительно компромисс-ной денежной политики, позволяющей избегать микроэкономических перекосов, связанных с ограниченностью ликвидности в банковском секторе и созданием новых банков с недо-статочной капитальной базой. Следует отказаться от традиционных инструментов макро-экономической политики (как в случае с “валютным коридором”) либо использовать их умеренно и ограниченно (в денежно-бюджетной сфере). Только в том случае, если пере-численные выше меры принесут плоды, эти инструменты могут быть снова взяты на во-оружение.

Таким образом, необходимо заменить эти инструменты другими, более  приспособ-ленными к сегодняшней ситуации в России. Преимущество должно быть отдано политике доходов. Здесь необходимо подчеркнуть, что именно такую политику проводило прави-тельство Примакова в государственном сек¬торе. Более четкое определение такой политики и нахождение социальных партнеров усилят ее эффективность. Должно быть введено ре-гулирование цен на некоторые виды продукции, играющие ключевую роль в издержках (энергоносители, транспорт), как это было во Франции на протяжении почти тридцати лет. Такое регулирование будет более действенным и нанесет минимальный ущерб, если станет частью глобальной экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
         Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что главную ответственность за развертывание финансово-банковского кризиса несут правительство РФ, осуществлявшее бюджетную политику, и ЦБР, проводивший денежно-кредитную и валютную политику. Международные организации, и в первую очередь МВФ, также несут существенную долю ответственности. Первый пункт, по которому очевидна ответственность МВФ, связан с его изначальной ошибкой, состоящей в том, что эта организация поддержала целый ряд макроэкономических мер, для реализации которых в России не было ни микроэкономической, ни институциональной базы.

Второй пункт, с которым  связана ответственность МВФ, еще  более серьезен. Констатировав в 1994 - 1995 годах, что цели не были достигнуты, эта организация предпочла ослабить жесткость своих требований, вместо того чтобы признать первоначальную ошибку и заменить макроэкономические условия другими требованиями, связанными со структурами и институтами. В  этом смысле МВФ несет полную ответственность  за опасную в моральном отношении  ситуацию, которая начала развиваться  в России с 1996 года.

Однако, в рамках, определенных исходными условиями, Россия успешно  справилась с объявленной 17 августа 1998 года девальвацией. Реальный обменный курс стабилизировался, зарегистрировано положительное сальдо торгового  баланса, а изменение валютного  курса стимулировало внутреннюю деловую активность. Нанесенный кризисом удар был преодолен, более того, по итогам первого квартала 1999 года показатели улучшились по сравнению с аналогичным  периодом 1998 года. Благодаря увеличению экспорта и замещению импортных  товаров отечественными выпуск промышленной продукции в марте 1999 года превысил уровень марта 1998 года. Инфляция остается высокой, но без резких колебаний, наблюдавшихся после августовского взлета цен на импортные товары. С октября 1998 года объем бартерных сделок и взаимных неплатежей предприятий постепенно снижался. Начиная с третьего квартала 1998 года сальдо российского торгового баланса также становилось положительным. Подобный результат лишь частично объясняется стабилизацией цен на сырьевых рынках. В основном он был достигнут за счет резкого уменьшения объема импорта.

Достигнутые позитивные результаты не должны, тем не менее, заслонять  тот факт, что существуют серьезные  проблемы, препятствующие трансформации  нынешнего обнадеживающего оживления  экономической деятельности в устойчивый экономический рост.

Информация о работе Экономический рост в мировом хозяйстве