Экономический рост в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются изучение основных причин и факторов российского финансового кризиса 1998 года, рассмотрение хронологии кризиса финансовой системы, а также анализ особенностей посткризисного развития финансового и реального секторов российской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КРИЗА
5
Определение финансового кризиса
5
Виды финансовых кризисов и их происхождения
6
2 . ХРОНОЛОГИЯ КРИЗИСА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,В 1997-1998 ГОДЫ.
11
2.1. Начало кризиса
11
2.2. Углубления кризиса и временная стабилизация
15
2.3.Нарастание кульминации кризиса
18
3.ПУТИ ПРИОДОЛЕНИЕ ФИНАНСВОГО КРИЗИСА
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.43 Кб (Скачать файл)

 
2.3.Нарастание кульминации кризиса

 

В середине мая (сразу после  утверждения кабинета) произошло  резкое падение котировок государственных  ценных бумаг. Возросли обороты вторичного рынка, на 40% упал фондовый индекс РТС-1, усилилось давление на обменный курс рубля. Валютные резервы за май сократились  на 1,4 млрд. долл. (почти 10%).

Государственная Дума приняла, а президент подписал Закон об особенностях распоряжения акциями  РАО «ЕЭС России» и акциями  других АО электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности. Закон  нарушал права собственников, т.к. ограничивал долю иностранных инвесторов (не более 25% акций).

В мае С. Дубинин на заседании  правительства заявил об угрозе кризиса  финансовой системы и катастрофическом нарастании государственного долга. Вызванный  этим заявлением шок усиливался отсутствием  прозрачной статистики, характеризующей  денежную и валютную политику.

Появились тревожные симптомы начала банковского кризиса: в Токобанке, имевшем значительные кредиты от западных банков, было введено внешнее управление.

Объявление 26 мая об отмене продажи Роснефти (из-за падения  стоимости акций) лишило бюджет 2,1 млрд. долл., что явилось негативным сигналом для инвесторов.

Несмотря на разрастание  кризиса на российских финансовых рынках, реакция правительства была замедленной, что само по себе усиливало развитие кризиса. Лишь к концу мая только что созданное правительство С. Кириенко начинает заниматься разработкой антикризисных мер. 17 — 19 мая были сделаны заявления правительства (о приверженности курсу на макроэкономическую стабильность), Центрального банка (о неизменности валютной политики и недопустимости эмиссионных методов финансирования бюджета), Министерства финансов (о плане жесткой экономии бюджетных расходов), ФКЦБ (об обеспечении прав инвесторов).

29 мая правительство выступило  с заявлением о немедленных  мерах по стабилизации финансового  рынка и о бюджетно-налоговой  политике в 1998 году. Спустя несколько  дней после своего назначения  Б. Федоров обозначил основные  пути повышения уровня собираемости  налогов в России. Определенный  оптимизм на финансовых рынках  начал появляться после визита  А. Чубайса в Вашингтон 29 —  30 мая, в ходе которого обсуждалась  проблема предоставления России  большого пакета финансовой помощи. В первую неделю июня доходность  государственных обязательств снизилась  до 51%, а во вторую неделю —  до 46%.

Тем не менее, отсутствие систематических  действий правительства по преодолению  кризиса привело к нарастанию недоверия со стороны инвесторов. Негативным фактором развития ситуации в июне явилась медлительность в  проведении переговоров российского  правительства с МВФ о выделении  крупного пакета помощи.

Массовый вывод средств  инвесторов с финансовых рынков привел к новому повышению во второй половине июня процентной ставки по ГКО, до 50%. Снижение фондового индекса за июнь составило 20%. Это резко повысило давление на обменный курс рубля и потребовало  масштабных интервенций со стороны  Центрального банка на валютном рынке.

Несмотря на неблагоприятную  ситуацию, 10 июня Россия разместила пятилетние облигации на сумму 1,25 млрд. долларов под ставку 11,75%. 24 июня был размещен новый российский заем на 2,5 млрд. долларов уже под 12,75%. Высокая цена заимствований послужила негативным сигналом для инвесторов и снизила котировки других обращающихся евробондов.

17 июня Б. Ельцин назначил  А. Чубайса спецпредставителем  президента по связям с международными  финансовыми организациями в  ранге вице-премьера, что было  позитивно воспринято участниками  российских финансовых рынков. 23 июня Совет директоров МВФ  утвердил выделение России очередного  транша кредита в размере 670 млн. долларов. Кроме того, МВФ  сделал заявление, в котором  поддерживалась позиция российского  правительства, предпринимающего  меры по поддержанию национальной  валюты и недопущению резкой  девальвации.

В июне 1998 года правительство  активно разрабатывало меры антикризисной  программы, среди которых особенно можно выделить планировавшееся  снижение цен на газ и тарифов  на электроэнергию, изменения налогового законодательства (переход на взимание НДС по отгрузке, введение плоской  шкалы подоходного налога, снижение ставки налога на прибыль, увеличение ставок акцизов, ограничение числа  расчетных счетов предприятий, введение налога с продаж и др.), продажи  принадлежащих государству пакетов акций крупных российских корпораций (в частности, 5% акций РАО «Газпром» и государственного пакета акций АО «Связьинвест»). Пакет антикризисных законопроектов С. Кириенко представил Государственной Думе по частям в начале июля 1998 года.

В эти дни средневзвешенная доходность на рынке государственных  ценных бумаг достигла 126% годовых. 8 июля 1998 года Министерство финансов РФ отменило аукционы по размещению ГКО  и ОФЗ. 13 июля 1998 года правительство  России объявило о намерении предложить держателям ГКО конвертировать их в  среднесрочные или долгосрочные облигации, номинированные в долларах, с погашением в 2005 и 2018 годах. Улучшение ситуации произошло после объявления 13 июля 1998 о том, что МВФ, МБРР и правительство Японии предоставят России 22,6 млрд. долларов финансовой помощи. Из этой суммы 5,6 млрд. долларов должны были быть предоставлены сразу после завершения заседания Совета директоров МВФ. С 13 по 19 июля средневзвешенная доходность ГКО снизилась до 53%. Индекс РТС-1 за эту неделю вырос на 34%. Однако 15 июля аукцион по размещению ГКО вновь не состоялся и обслуживание государственного долга было произведено за счет государственного бюджета. 20 июля было объявлено о прекращении выпуска государственных ценных бумаг сроком на один год.

Многие законопроекты, входившие  в состав антикризисного пакета, предлагавшегося  правительством в июне — июле 1998 года, были отклонены Государственной  Думой. Поскольку принятие данных законов  являлось составной частью обязательств российской стороны перед МВФ  при получении финансовой поддержки, то можно было предположить некоторое  снижение ее размеров. Тем не менее в результате переговоров А. Чубайса с руководством МВФ размеры первого транша были снижены не очень существенно: с 5,6 млрд. долларов до 4,8 млрд. долл. 21 июля МВФ принял решение о выделении России нового пакета помощи.

Несмотря на снижение величины первого транша, финансовые рынки  положительно отреагировали на это  событие. Доходность государственных  обязательств уменьшилась до 45%. Таким  образом, дальнейшее развитие событий  во многом зависело от четких сигналов рынку об очередных шагах российского  руководства по нормализации ситуации. Однако мероприятия, демонстрирующие  наличие у правительства обдуманного  плана действий, не были реализованы.

Правительство сочло, что  временная стабилизация рынка в  двадцатых числах июля является устойчивой тенденцией, и провело встречу  Председателя правительства с крупнейшими  инвесторами для объяснения им плана  действий правительства по погашению  и обслуживанию государственных  обязательств на ближайшую перспективу  только через неделю, 27 июля. Однако убедительно показать, что Россия справляется со своими обязательствами  до конца 1998 года на основе данных о  повышении налоговых поступлений, об увеличении уровня международных резервов, правительству не удалось.

Кроме становившейся все  более очевидной политической слабости правительства, неспособного провести через Государственную Думу пакет  согласованных с МВФ законопроектов, следует отметить ряд дополнительных факторов, которые к первым числам августа вызвали перелом в  развитии ситуации и придали дальнейшим тенденциям неуправляемый характер.

Во-первых, это ухудшение  конъюнктуры на мировых финансовых рынках. Во-вторых, это сезонное снижение доли рискованных активов в портфелях  крупных институциональных инвесторов, осуществляемое накануне летних отпусков. Важнейшей причиной явилось серьезное  обострение банковского кризиса. Оно  было спровоцировано ухудшением ситуации на финансовых рынках на фоне жесткой  денежной политики первого полугодия 1998 года. Важную роль в обострении кризиса  ликвидности банковской системы  сыграло падение котировок российских государственных валютных ценных бумаг, служивших обеспечением кредитов, выданных российским банкам зарубежными банками. В результате такого падения возникли дополнительные депозитные требования к российским банкам по увеличению страховочных средств (margin call). Для довнесения этих средств банки предприняли продажи имеющихся в их портфелях ГКО-ОФЗ, а также корпоративных акций с последующей конвертацией вырученных средств в валюту. Такая политика банков вызвала дополнительную нервозность на финансовых рынках, в т.ч. на рынке российских бумаг, номинированных в валюте. Первыми банками, которые не смогли выполнить своих обязательств перед зарубежными кредитными учреждениями, стали «СБС-Агро» и «Империал».

В результате действия отмеченных выше факторов финансовая ситуация между  моментом получения кредита МВФ  и первыми числами августа  резко ухудшилась. Доходность государственных  обязательств увеличилась до 56%, ускорилось падение фондового рынка. Индекс РТС-1 за время, прошедшее с момента выделения стабилизационного кредита МВФ до 17 августа упал почти на 30%. Началось быстрое уменьшение объемов международных резервов. Если на 23 июля их величина составляла 19,5 млрд. долл., то на 31 июля — 18,4 млрд. долл., на 7 августа — 16,3 млрд. долл.

Подводя итоги кульминации  кризиса, следует отметить, что наряду с рассмотренными ниже фундаментальными причинами наиболее важными факторами, не позволившими России в августе  избежать девальвации рубля, оказались  две: отсутствие поддержки антикризисной  программы правительства со стороны  Государственной Думы и недостаточный  объем помощи со стороны МВФ. К  середине месяца ситуация, возможно, могла  бы быть выправлена за счет срочной  помощи стран Большой семерки  в размере 10 — 15 млрд. долл. Однако в  существовавшей политической ситуации получение таких средств было нереальным. Единственным возможным  выходом из создавшегося положения  стала девальвация рубля.

План правительства, обнародованный 17 августа, включал в себя три  группы мер: введение плавающего курса  рубля с его девальвацией до конца  года примерно до 9 руб. за доллар; введение трехмесячного моратория на погашение  внешних долгов российских банков; принудительная реструктуризация долгов по ГКО-ОФЗ.

15 – 16 августа план  правительства был согласован  с МВФ. Объявление 17 августа программы  без схемы реструктуризации внутреннего  государственного долга вызвало  негативную реакцию на финансовых  рынках. Фондовый рынок только  за одну неделю упал дополнительно  на 29%. С недельным опозданием  правительством РФ была обнародована  схема реструктуризации. Общая сумма  замороженного внутреннего долга  РФ составила 265,3 млрд. руб. (42,2 млрд. долларов по курсу на 14 августа  1998 г.) В обращении остались ОФЗ  на сумму около 75 млрд. руб.  со сроками погашения в 2000 –  2001 годах.

Программа правительства  С. Кириенко не была реализована в  первоначальном виде. 23 августа произошла  отставка Правительства, возглавляемого С. Кириенко, и назначение В. Черномырдина исполняющим обязанности Председателя правительства. Такое решение имело  серьезные экономико-политические последствия. Во-первых, эта отставка и заявления о смене экономического курса практически аннулировали соглашения с МВФ, в части как  программы расширенного кредитования, так и стабилизационного кредита (с учетом поддержанных МВФ мер  по заявлению от 17 августа). Во-вторых, политический кризис резко увеличил неопределенность экономической политики.

Отмеченные факторы вызвали  новую волну паники на финансовых и товарных рынках. 26 августа Центральный  банк РФ, растратив значительные запасы резервов на поддержку рубля при  низких ценах доллара, приостановил торги на ММВБ на неопределенный срок для сохранения своих золотовалютных резервов. С 28 августа приостановлены торги на региональных валютных биржах. В дальнейшем ЦБ уже не мог удерживать рубль от понижения из-за снижения уровня валютных резервов (12,46 млрд. долл. на 1 сентября).

В сентябре 1998 года произошло  дальнейшее обострение экономического и финансового кризиса, связанного с девальвацией рубля и снижением  доверия к российской национальной валюте. Трехкратная девальвация  рубля, резкое увеличение скорости обращения  денежной массы определили быстрый  рост потребительских цен. В августе  цены выросли на 3,7%, а в сентябре на 38,4%.

В дальнейшем, одновременно со снижением курса доллара США, темпы инфляции замедлились. Это  в большой степени объясняется  денежно-кредитной политикой, проводимой Центральным банком РФ. В августе  практически не произошло изменения  денежной базы, несмотря на то, что Банк России потратил тогда 5,95 млрд. долларов США из своих золотовалютных резервов. Очевидно, валютные интервенции были стерилизованы в результате операций на открытом рынке с государственными обязательствами и выдачи стабилизационных кредитов коммерческим банкам.

В сентябре денежная база выросла  на 9,5% при резком замедлении темпов снижения внешних резервов. Одновременно инфляционное воздействие эмиссии  в значительной степени компенсировалось сокращением денежно-кредитного мультипликатора  вследствие изъятия вкладов населения  из коммерческих банков.

При отсутствии рынка внутренних государственных заимствований  единственным показателем процентных ставок по российским обязательствам стал рынок ОВВЗ и евробондов. Котировки  ОВВЗ 3-ей серии (погашение в 1998 г.) упали  до уровня 40% от номинала по сравнению  с 90% на начало августа, цены ОВВЗ других траншей упали до 10% от номинальной  стоимости. Евробонды котируются на уровне 20 – 30% от номинала (70 – 85% до кризиса).

В сентябре 1998 г. обменный курс доллара в Системе электронных  лотовых торгов (СЭЛТ) демонстрировал значительные колебания. Так, если на 31 августа курс доллара составлял 7,905 руб./$, то на 9 сентября он вырос до 20,825 руб. Необходимость снизить расчетные потери по форвардным контрактам с поставкой в середине сентября определила последующее снижение обменного курса доллара до уровня 8,67 руб./$. После фиксации данного уровня курса на 15 сентября 1998 г. котировки доллара вновь выросли до уровня 16 руб./$. По итогам сентября обменный курс доллара США вырос на 102,4%.

Информация о работе Экономический рост в мировом хозяйстве