Экономический механизм спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……………..3
1.1. Закон спроса………………………………………………………………………….3
1.2. Закон предложения………………………………………………………………….10
1.3. Рыночное равновесие……………………………………………………………….14
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………...19
2.1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса……………………………..19
2.2. Эластичность предложения ………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ГОСУДАРСТВО…………………….27
3.1. Государственный контроль над ценами…………………………...………………27
3.2. Введение налогов и предоставление субсидий…………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

       Последствия фиксации цен

        Решая с той или иной степенью  успешности поставленные перед  ними задачи, фиксированные цены  одновременно приводят к уже  известным нарушениям рыночного  равновесия:

  • если фиксированная цена ниже равновесной, возникает дефицит товара;
  • если принудительно установленная цена выше равновесной, следствием будет излишек товара.

        И в первом и во втором  случаях при свободном ценообразовании  рынок мог бы выработать механизм  выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.

       Черный рынок

        Другое негативное последствие  установления потолка цены –  черный рынок, который является спутником дефицита. Причины его существования понятны – часть граждан готова переплачивать сверху установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. К этому могут толкнуть разные обстоятельства – от высоких доходов, когда реальностью становится жизнь по принципу «время – деньги», до экстренных событий, случающихся в жизни каждого (болезни, праздники и др.), когда люди с относительно небольшими доходами готовы платить за дефицитный товар большие деньги.

        А дальше возникает неизбежная цепочка последствий. Допустим, что контролируемые государством производители не решатся превысить предельную цену, но тогда они ограничат объем производства уровнем, соответствующим кривой предложения.

        Именно этот фиксированный объем продукции попадает в руки теневиков, обеспечивающих «добывание» дефицитного товара. Другими словами, черный рынок – это верный признак провала государственной политики ограничения цен.

      Способы противодействия дефициту

        Государство может ликвидировать дефицит и в условиях фиксированных цен двумя путями:

    1. увеличить предложение за счет, например, дополнительных закупок данного товара за рубежом;
    2. уменьшить спрос на товар путем установления каких-то дополнительных, помимо денежных, ограничений на объемы покупок. Иными словами, с помощью карточек, талонов, купонов нормировать (рационировать) его потребление.

Оба этих способа широко использовались в нашей стране в  период существования директивных, устанавливаемых государством цен.

      Фиксация цен как экстренная мера

        Может сложиться неверное впечатление,  что любое вмешательство государства  в рыночный механизм ценообразования  абсолютно недопустимо. В действительности  существует несколько типичных  ситуаций, когда оно используется как экстренная мера.

1. При существовании прямой угрозы жизни человека. Принципы гуманности не позволяют, например, отказывать в неотложной медицинской помощи человеку лишь потому, что он неплатежеспособен. По этой же причине тяжелобольным бесплатно или с большими скидками отпускаются жизненно важные лекарства. В современной России, в частности, существует система льготных рецептов, позволяющая приобретать их со 100% или 50% скидкой. Льготными цены на такие лекарства являются только для пациентов, производителям же полная стоимость выплачивается за счет бюджета, для которого это может быть серьезной финансовой нагрузкой.

2. В случае природных или социальных катаклизмов, принявших размах общенационального бедствия. Например, введение карточек во время войн или катастрофических неурожаев. В подобных ситуациях только эта мера способна принудительно ограничить спрос всех социальных слоев на уровне необходимого минимума и, таким образом, сохранить жизнь максимальному числу людей.

      Фиксация цен на несовершенном рынке

        Государственная фиксация цен  в менее критической обстановке  обычно бывает ориентирована  на устранения перекосов в  рыночном ценообразовании, возникших  в результате несовершенства  рынка, скажем, отсутствия на данном  конкретном рынке конкуренции. Борясь с несовершенствами рыночного механизма, государство устанавливает обязательную цену, максимально близкую к равновесной. Другими словами, государство имитирует действие рыночных сил в тех условиях, где их естественное функционирование блокировано какой-либо силой. При этом государственное вмешательство не только не создает дополнительных диспропорций в экономике (вроде дефицита), но сглаживает уже существующие. И это понятно: государственные меры не отклоняют рынок от точки равновесия, а приближают к ней.

3.2. Введение налогов и предоставление субсидий

       Рыночное равновесие и косвенные налоги

        Другой формой действия государства,  влияющего на цену равновесия, можно считать налоги. Они являются  традиционным орудием государственного вмешательства и не нарушают условий протекания рыночных процессов, поскольку прямо не диктуют цены и физические объемы сделок. Тем не менее налоги включаются в цену продаваемого товара, а следовательно, влияют на равновесную цену. Последствия введения налогов для рынка могут быть значительными.

        Именно такого влияние косвенных  налогов, к которым в России  относятся, в частности, налог  на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины и акцизы  на некоторые виды товаров  (бензин, табак, алкогольная продукция и др.). Механизм уплаты этих налогов предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства.

       Рыночное равновесие и субсидии

        Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии, или дотации, т.е. доплаты производителю. Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя. Так, оно может поддержать убыточную шахту, чтобы не допустить ее закрытия. Или национальное сельскохозяйственное производство, чтобы миллионы фермеров не стали безработными. Или высокотехнологичный проект, чтобы закрепить лидерство своей страны в определенной области техники.

       Проблема государственного вмешательства в целом

        Оба рассмотренных нами направления вмешательства государства в рыночный механизм ценообразования исходят из предпосылки, что государство заботится о благосостоянии общества. Однако на деле последствия такого вмешательства противоречивы.

        Вмешиваясь в рыночное ценообразование, государство меняет размеры и направления денежных потоков, идущих от потребителей к производителям, т.е., по сути, ограничивает свободу потребительского выбора и берет на себя те функции, которые в идеальной рыночной модели должен выполнять потребитель. В результате снижается экономическая эффективность, возрастают административные затраты и бюрократическая опека. Рынок сопротивляется вмешательству извне и мстит за него. Рост бюрократии в свою очередь тянет за собой ряд очевидных, особенно в условиях России, последствий от искажения информации о реальных экономических процессах до возрастания коррупции.

        Тем не менее без государственного  вмешательства не существует  современный рынок. Вмешательство  в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, необходимых для нормального функционирования современного общества, - вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия. И задача общества – не устранить это вмешательство, а свести к минимуму его негативные последствия.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Также, в заключении необходимо отметить, что важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.                        

Рынок сводит продавцов  и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются  в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

 

 

 

Литература:

  1. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 624с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт – М, 2001. – 384с.
  3. Экономическая теория.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 592с.
  4. Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 288с.
  5. Экономическая теория.: Учебник / В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2005. – 861с.
  6. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2005. – 464с.
  7. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005. – 832с.

1 Не так (во всяком случае не всегда так) было в социалистической экономике. Решающим моментом там часто бывало право человека на доступ к определенным товарам, а не их цена. Автомобиль, например, легально можно было купить только в порядке очереди, хотя многие предпочли бы заплатить больше и не ждать долгие годы.

2 По традиции в экономической теории (в отличие от других наук) независимую переменную принято откладывать по вертикальной оси, а зависимую – по горизонтальной.

3 Так, решив систему уравнений QD = 300 – 5P и QS = 5Р, мы получим тот же ответ – 30 руб.

4 Именно в такую словесную форму принято облекать это понятие. Выражение «эластичность X по Y» значит, что измеряется реакция величины X (зависимой переменной) на изменение Y (независимой переменной).


Информация о работе Экономический механизм спроса и предложения