Экономический механизм спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……………..3
1.1. Закон спроса………………………………………………………………………….3
1.2. Закон предложения………………………………………………………………….10
1.3. Рыночное равновесие……………………………………………………………….14
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………...19
2.1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса……………………………..19
2.2. Эластичность предложения ………………………………………………………..24
ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ГОСУДАРСТВО…………………….27
3.1. Государственный контроль над ценами…………………………...………………27
3.2. Введение налогов и предоставление субсидий…………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

       Отразить  такое множество переменных на  обычном двумерном графике невозможно. Однако их влияние может быть  учтено иным образом. Если изменение  цены в графической интерпретации  спроса означало движение вдоль  кривой спроса, то изменение неценовых факторов спроса ведет к сдвигу кривой спроса вправо или влево.

        Рассмотрим некоторые неценовые  факторы спроса.

         Спрос и доходы

          Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т.е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше.

        Так, ситуация со спросом на  большинство потребительских товаров  на российском рынке после  девальвации рубля в августе  1998г. и последовавшего за ней падения уровня реальных доходов населения соответствует именно этому случаю. В результате кризиса произошло снижение потребительских расходов или уменьшение спроса на товары.

        Повторим, однако, что так обстоит  дело в большинстве, но не  во всех случаях. В экономической теории принято различать нормальные и аномальные товары. К последним (обычно это продукты, воспринимаемые по сравнению с другими как худшая альтернатива) сказанное не относится: по мере роста доходов спрос на них падает. А при падении доходов – растет.

        Рассмотрим для примера товары-заменители  – маргарин и масло. Дешевый  маргарин воспринимается как  масло для бедных. Поэтому с  ростом доходов населения следует  ожидать падения спроса на  него и переключение потребителей  на сливочное масло. Но это справедливо лишь в той мере, в которой данный продукт воспринимается населением как худший выбор. Спрос на дорогие сорта маргарина, имеющего по сравнению с маслом известные преимущества (например, пониженное содержание холестерина), будет реагировать на увеличение доходов нормальным образом, т.е. не падать, а расти.

        Кстати, динамика  потребления нормальных и аномальных  продуктов питания в силу описанной  закономерности может служить надежным критерием уровня жизни в стране. Чем большую долю в питании населения занимают хлеб, картофель, макароны, тем беднее страна. Напротив, чем больше доля мяса, молока, фруктов, тем она богаче.

        Спрос и цены на другие товары

         По-разному изменяют спрос на данное благо и цены на другие товары. Так, уменьшение цены товаров-субститутов, которые могут заменить данный товар в потреблении (например, чай – кофе, говяжье мясо – куриные окорочка, уголь – нефть) приведет к уменьшению спроса на данный товар.

        Конкретнее, если  мы анализируем спрос на уголь в связи с забастовками шахтеров в России, а нам известно, что цены на товар-субститут угля нефть снижаются, то, как это ни печально, следует ожидать дальнейшего уменьшения спроса на уголь. А значит, государство должно своевременно начать подготовку к смягчению новой волны социальных трудностей в шахтерских регионах. Зато при росте цен на нефть обстановка в шахтерских регионах разрядится, поскольку спрос на уголь возрастет.

        Изменение  цен на комплиментарные товары, дополняющие данное благо в потреблении (их примерами могут служить фотопленка и фотоаппараты, бензин и автомобили, сахар и ягоды), ведет к однонаправленному изменению спроса, т.е. при росте цены на любой из взаимодополняющих товаров спрос падает на оба; при падении цен – синхронно увеличивается.

        Так, рост  цен на сахар в сезоны приготовления  варенья ведет к уменьшению  спроса на ягоды. Не случайно  в российских женских журналах  в таких случаях резко увеличивается  количество рецептов по приготовлению  варенья без сахара. Как говорится, голь на выдумки хитра: не имея возможности отменить экономическую закономерность, рачительные хозяйки пытаются ее обойти, вообще отказавшись от комплиментарного товара.

        Спрос и ожидания

          Влияние потребительских ожиданий на спрос также весьма разнообразно. Увеличение спроса может быть обусловлено инфляционными причинами – уверенностью в обязательном подорожании товаров. Такого рода ажиотажный спрос периодически можно наблюдать на российском рынке в последние годы. В августе 1998г. толпы напуганных покупателей буквально сметали с прилавков любые товары. Люди вполне резонно полагали, что девальвации они резко подорожают. На какое-то время даже воскресли призраки прошлого: длиннейшие очереди, исчезновение некоторых товаров из продажи и т.п.

        Сезонные, предпраздничные  колебания продаж также можно  отнести к изменениям спроса  под влиянием потребительских  ожиданий.

         Спрос и потребительские предпочтения

          Достаточно динамично изменяет объем спроса и такой фактор, как вкусы и предпочтения потребителей. Стоит в моду войти мини-юбкам, и кривая спроса на ткани смещается вниз: чего другого, а материи на эти наряды практически не нужно. На потребительские предпочтения и их изменения в свою очередь оказывают влияние семейное и социальное положение потребителей, возраст, пол, устойчивость национальных традиций и пр.

        Но не только  мода меняет предпочтения. Куда  более масштабной причиной их  изменений является технический  прогресс. На глазах нынешнего  поколения российской молодежи спрос на пластинки был практически «убит» распространением компакт-дисков.

1.2. Закон предложения

        Понятие предложения

          Коль скоро рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей, то анализ логики поведения покупателей, которую выявляют спрос и его изменения, необходимо дополнить рассмотрением логики поведения продавца, находящей свое отражение в закономерностях, присущих предложению.

        Предложение аналогично спросу можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.

        Соответственно  величина предложения – это  количество товара, которое продавцы  готовы произвести и продать  в течение определенного промежутка  времени. 

         Закон предложения

          Здравый смысл и практика показывают, что объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. между предложением и ценой существует прямая зависимость; она называется законом предложения.

       Причины подобного характера связи между предложением и ценой обусловлены тем, что продавец является получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли, которую получают производители. К тому же товар нельзя произвести даром, а низкая цена может не покрыть издержки производства и разорить производителя. Закономерно, что если цены недостаточно высоки или появилась тенденция к их снижению, то это приводит к сокращению объемов производства и рыночного предложения товара. Наоборот, если цены на производимый товар имеют тенденцию к повышению, то производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара, т.е. рыночное предложение будет расти.

        Указанная тенденция распространяется  как на объемы производства и продаж производителей, уже действующих на рынке, так и на изменение количества фирм, готовых работать на данном рынке. С ростом цен число производителей растет, с сокращением – падает.

     Предложение и цена

        Как и в случае со спросом, функциональная зависимость между ценой некоего товара и величиной предложения является причиной изменения последнего. Эта взаимосвязь также быть представлена в виде таблицы, в графической интерпретации и аналитическом виде.

 

        Допустим, мы имеем дело с тем же нехитрым товаром – колбасой. При прочих равных условиях, т.е. при допущении неизменности других факторов, влияющих на предложение, существует положительная прямая связь между ценой и объемом предложения

(таб. 2).

Таблица 2. условный пример связи

размера предложения  колбасы с ее ценой

Цена, руб.

Объем спроса, кг

10

50

20

100

30

150

40

200

50

250


 

         

Используя данные таблицы, представим ситуацию с рыночным предложением в  виде графика (рис. 2), в координатах  цены (Р) и количества (Q). Линия (S) носит название кривой предложения. Она показывает, какое количество товара (Q) производители готовы продать при каждом данном уровне цен в конкретный период времени. Движение вдоль кривой предложения отражает изменения в объеме предложения, вызванные только изменением цены, т.е. при сохранении прочих условий неизменными. 

   Р


  50


  40                                     S

  30

  20                               

  10                                               Q


          50  100  150  200  250   

           Рис. 2. Зависимость        

                      предложения  от цены

 

        В аналитической форме предложение может быть представлено в общем виде как некая функция цен: QS = f (Р).

        Прямая же  зависимость между предложением и ценами проявятся лишь при конкретизации этой формулы. Например, в нашем случае с производством колбасы зависимость явно линейная: QS = aP + b, или конкретной числовой форме: QS = 5P.

       Неценовые факторы предложения

        После выявления  закономерностей, присущих главному фактору предложения – цене товара, необходимо выяснить и другие факторы, влияющие на объем предложения. В частности, те, которые определяют ситуацию в сфере производства данного товара. Среди таких неценовых факторов предложения наиболее важны:

    • технические возможности производителя, характер применяемой технологии (К);
    • цены используемых ресурсов (Рr);
    • налоги и дотации (T, S);
    • ожидания продавцов (W);
    • цены на другие товары (Рn);
    • число продавцов (N);
    • прочие факторы (В).

        С учетом зависимости от этих факторов функция предложения примет вид:

QS = f (P, K, P, T, S, W, Pn, N, B).

        И вновь, как в случае со спросом, целесообразно различать движение по кривой спроса и смещение самой этой кривой. При изменении цены данного товара происходит изменение величины предложения, которое отражается в графической форме перемещением вдоль кривой предложения. Изменение же любой другой детерминанты предложения (неценовых факторов) в графической форме будет выражено сдвигом всей кривой предложения вправо или влево (рис. 3).     

      Р                    S2       S0       S1


 

      Ро

                                                                                   


                     Q2      Q0       Q1               Q


              Рис. 3. Сдвиг кривой предложения


        Сдвиг вправо (в сторону увеличения, на графике от S0 до S1) может быть вызван такими изменениями в неценовых факторах, как использование более эффективных технологий, уменьшение цен на исходные ресурсы, уменьшение налогов или увеличение государственных дотаций. Он также может быть обусловлен ожиданиями производителей, стимулирующих их к увеличению объема продаж (например, опасениями продавцов, что рыночные цены на их товар в будущем упадут).

        Соответственно сдвиг влево (в сторону уменьшения предложения, на графике из положения  S0 в положение S2) может быть вызван такими событиями, как рост цен на исходные ресурсы, сырье, материалы, энергоносители, использование устаревших технологий, увеличение налогов и уменьшение государственных дотаций.

1.3. Рыночное равновесие

       Взаимодействие спроса и предложения

        Анализируя  отдельно спрос и предложение,  мы установили закономерности  адаптации их величины к разным  уровням цен. Но на рынке  в каждый момент времени существует не весь возможный спектр цен, а только один их уровень. Чем определяются его размеры? Для ответа на этот вопрос необходимо провести одновременный анализ спроса и предложения.

       Равновесная цена

        В нашем  гипотетическом примере объемы спроса и предложения при одном и том же уровне цен, как правило, резко отличаются. Скажем, низкая цена в 10 руб. порождает огромный спрос (250 кг) и крошечное предложение (50 кг). Высокая цена в 40 руб., наоборот, ограничивает спрос (он составит 100 кг) и стимулирует предложение (200 кг). Из данных табл. 1 и 2 также видно, что существует только одна цена (30 руб. за 1 кг колбасы), при ней количество товара, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товара, который готовы продать продавцы. К такому же выводу можно прийти, используя графики спроса и предложения или решая систему уравнений3. Однако графическая интерпретация наиболее удобна для теоретических целей, так как она позволяет не только найти общую цену спроса и предложения, но и наглядно показать связанные с ней закономерности.

Информация о работе Экономический механизм спроса и предложения