Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Экономические функции правительства (государства) определяются потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции, частного предпринимательства. Важнейшими видами деятельности государства в рыночной экономике являются создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизации экономики, социально-ориентированое распределения ресурсов, обеспечение социальной защиты, социальных гарантий. Экономические функции правительства проявляются в двух направлениях: поддержание, облегчение функционирования рыночного механизма

Содержание

Введение… ………………………………………………………………….... 3
1. Функции государства
1.1 Понятие функций государства..…………………………..…………..…. 6
1.2 Классификация функций государства…………………………………... 9
1.3 Внутренние функции государства…….. ………………………………. 10
1.4 Соотношение задач и функций государства……….…………………… 14
2. Экономическая функция государства
2.1Формы государственного регулирования экономикой..…………..…... 15
Заключение…… ………………………………………………………………. 23
Литература…..…………………………………………………………………. 25

Вложенные файлы: 1 файл

КР Гос.регул.рыноч.эконом. - копия.docx

— 47.44 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Внутренние функции государства

К внутренним функциям современного российского  государства,  относят следующие:

  • функцию обеспечения народовластия;
  • экономическую функцию;
  • социальную функцию;
  • функцию налогообложения и финансового контроля;
  • экологическую функцию;
  • функцию охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним  функциям:

  • - функцию интеграции в мировую экономику;
  • - обороны страны;
  • - поддержки мирового правопорядка;
  • - сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности. 

В России, в настоящее время, на первый план выдвигается экономическая функция  государства, ибо без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству  будут заблокированы.

Экономическим фундаментом отечественной государственности  является  многоукладная экономика, равные возможности для существования  и развития всех форм и видов собственности. В такой ситуации перспективными становятся те из них, которые на деле докажут свое преимущество. Сейчас в стране нужно производить только ту продукцию, которая необходима человеку, государству, мировому рынку. Поэтому  главное здесь - приоритетная государственная  поддержка отечественного товаропроизводителя. Верный резерв подъема экономики - демонополизация  российского производства. Не может  быть нормальной экономики, подлинной  конкуренции, пока одно предприятие  диктует другим свои условия только потому, что оно единственное. В  этом деле без антимонопольного законодательства не обойтись. Активно развиваются такие экономические механизмы: институты рыночного хозяйствования, системы государственного управления, демонополизации, налогообложения, хозяйственного законодательства. Поэтому процесс формирования системы государственно-правового регулирования рыночной экономики не может быть  откатом назад, это движение вперед, реформирование и  укрепление Российского государства.

Экономическая функция реализуется по двум взаимосвязанным  направлениям деятельности государства: 1) установления форм и методов воздействия  на различные виды хозяйствования; 2) обеспечения надежной охраны и  защиты всех существующих форм собственности.

Методы  реализации экономической функции  зависят от форм собственности и  видов хозяйствования. К государственному сектору экономики государство  должно относиться как полноправный хозяин, иначе не преодолеть неразбериху, не остановить разбазаривание государственной  собственности. Здесь возможны методы гибкого планирования, государственного заказа, а при проведении кадровой политики - и административные методы. Однако главным и тут, видимо, должен быть метод материального и морального стимулирования.

Продолжением  экономической функции в сфере  распределительных отношений является социальная функция. Главное ее назначение - обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности в  обеспечении материального благополучия. В этой функции наиболее ярко выражается гуманистическая природа государства, его призвание разрешать или  смягчать социальные противоречия в  обществе на началах справедливости, обеспечивать человеку достойные условия  жизни, гарантировать ему определенный объем материальных благ. Именно здесь  проявляется такое свойство государства, как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к потребностям и нуждам людей. Статья 7 Конституции  Российской Федерации гласит: «Российское  государство - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека».

Социальная  цена издержек и ошибок в проведении реформ оказалась столь внушительна, что ставит под сомнение необходимость  самих реформ, вызывает у многих либо безразличное к ним отношение, либо активное или пассивное им сопротивление. Давно сказано и доказано, что  даже самые лучшие планы, самые необходимые  и полезные реформы могут быть извращены, загублены плохим их исполнением.

В условиях рыночной экономики значение основной получает функция по налогообложению  и взиманию налогов, органично связанная  с экономической и социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят  от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Отсюда принципиальное значение приобретают  государственная политика налогообложения, обязанность государства в интересах  социальной справедливости регулировать высокие и сверхвысокие доходы путем  прогрессивного налогообложения.

Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка - тоже одна из важнейших в деятельности Российского  государства. В Конституции РФ говорится, что Россия - правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные  права и свободы человека и  гражданина стали реальными, т. е. всесторонне  гарантированными и защищенными. Пока же страну захлестывает высокий вал  преступности, честь гражданина, неприкосновенность его личности, жилища и другие права  беззащитны перед преступниками, бюрократами, коррупционерами. Решать проблему безопасности гражданина необходимо с применением  правовых, организационных, кадровых, финансовых мер. Требуется и развитая и доступная система юридической  помощи населению.

Тревожная экологическая  обстановка в мире и стране придает  самостоятельное значение функции  охраны природы и окружающей среды. Экологически агрессивное промышленное и сельскохозяйственное производство агрессивно и по отношению к человеку, его здоровью, благополучию будущих  поколений. Право граждан на благоприятную  окружающую среду закреплено в Конституции. Поэтому конституционной является обязанность всех органов государства  обеспечивать условия, способствующие оздоровлению природы.

Главное внимание здесь должно быть уделено обеспечению  экологически безопасного устойчивого  развития страны в условиях рыночных отношений; охране окружающей среды (в  том числе выводу из кризисной  экологической ситуации крупных  городов и промышленных центров, радиационной безопасности населения); оздоровлению и восстановлению нарушенных экосистем России; участию в решении  глобальных (мировых) экологических  проблем. Назрела острая потребность  в научно обоснованной концепции  перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально  экономических и экологических  задач.

Развитие  российской экономики немыслимо  без развития науки и техники, что и определяет важное значение функции государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса. Ослабление внимания государства к этому жизненно важному направлению его деятельности немедленно и губительно сказывается  на научно-техническом потенциале страны. Страна может постепенно потерять современную техническую инфраструктуру, ценнейшие (прежде всего наукоемкие) производства. Основная цель всех преобразований в организации науки - создание благоприятных условий для творческой деятельности первичных научных коллективов. Для этого необходимо бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований.

 

1.4. Соотношение задач и функций  государства

Вопрос  о соотношении государства и  экономики один из важных вопросов, которые встают перед государственной  организацией на протяжении всех веков  существования государства, от его  начальных стадий и на последующих  этапах развития. Каждое государство решает эти вопросы применительно к своему типу государства. Экономика, существовавшая наряду с рабовладельческим государством и соотносившаяся с ним, с неизбежностью предполагала наличие полностью бесправной и полностью зависимой от государства огромной массы людей - рабов. Экономика же феодального общества и государства ориентировалась на полубесправный крепостной труд.

Решение проблем  соотношения государства и экономики  может осуществляться на двух разных уровнях и рассматриваться в  двух планах: общетеоретическом и  прикладном, практическом.

Рассмотрение  проблем соотношения государства  и экономики на общетеоретическом  уровне означает выявление общих  закономерностей их развития, взаимосвязи  и взаимодействия, независимо от их типов и характеров; выявление  и изучение свойственных им на разных стадиях и этапах истории тенденций  эволюции; решение традиционного  вопроса о приоритетности, а точнее, первичности и вторичности государства  и экономики по отношению друг к другу.

2. Экономическая функция государства

2.1. Формы государственного регулирования  экономикой

Экономическая функция государства относится  к внутренним функциям,  она является основной и общей для всех органов  государства и присуща каждому  его звену, по продолжительности  сферы своего воздействия она  является постоянной. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

В правовом государстве, функционирующем в  условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование  экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными  методами. Для такого государства  характерна свобода и самостоятельность  собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость, как производителей, так и потребителей социальных благ. Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная  и достаточно жесткая налоговая  политика, которая позволяет государству  успешно решать его социальные  задачи, а также перераспределять  часть национального дохода в  целях более сбалансированного  развития производительных сил  общества:

2) создание  наиболее благоприятных условий  хозяйствования в приоритетных  отраслях экономики, развитие  которых дает наибольшую выгоду  обществу в целом.

Экономическая деятельность современного правового  государства имеет следующие  направления:

  • государственное воздействие на экономическую жизнь в целом;
  • непосредственное хозяйственное руководство государственным сектором экономики.

Первое направление  выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабах страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства.  В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения.

Местные органы государства поддерживают предпринимательство, привлекая на свою территорию новые  компании, тем самым решают проблему безработицы.

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в  коем случае не в создании распределительных  или запретительных  механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные  единицы и  трудовые коллективы (производители) могут  решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции  этих органов, сколько им платить  и за какие услуги.                                     

Во-вторых, экономическая деятельность государства  выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве на государственных  предприятиях, в учреждениях, заведениях. Здесь государство само выступает  собственником средств производства,  производителем материальных благ и  услуг. Методы его влияния на экономические  отношения, складывающиеся в этом секторе  экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов  в стране.

Экономическая функция тесно взаимодействует  с функцией обороны страны, так  как посредством эффективной  экономической деятельности государство  обеспечивает вооруженные силы современной  боевой техникой и оружием, осуществляет строительство военных объектов, развивает оборонную промышленность, проводит военно-научные исследования.

В современном  мире эффективно осуществляется экономическое  сотрудничество тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество, целью которого является достижение всестороннего сотрудничества в экономической, политической и военной областях.

Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики выступают  законы, подзаконные и судебные акты (прецеденты).  Законы всегда имеют  приоритетное значение. Россия в этом плане не является исключением. Но надо сказать, что зачастую не законы, а  указы президента имеют приоритетное значение в ряде сфер жизни общества и экономики.

В отношении  судебных прецедентов необходимо указать, что такая форма государственного регулирования пока в России не работает. Они постепенно создаются Конституционным  Судом, но еще требуется время, для  того чтобы его решения стали  неукоснительно признавать в качестве источников права. Во всех странах действенными, хотя и весьма традиционными инструментами государственного регулирования экономической и других сфер жизни являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы, которые в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативно-правовые акты, в различные правовые нормы.   Теоретические модели государственного регулирования экономики подразделяются на два вида в зависимости от основного субъекта, определяющего политику регулирования.

Информация о работе Экономические функции государства