Экономические системы: сущности, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – всесторонне изучить экономические системы, их типы и модели, особенности, структуру, факторы развитии, механизмы функционирования, положительные и отрицательные черты. Для полного раскрытия темы считаю необходимым обратить внимание на классификацию экономических систем и типы, рассмотреть экономику России на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсова яэконом.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В германской экономической  модели государство не устанавливает экономические цели, а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.  Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская  модель характеризуется следующими чертами:

  • индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь,

это условие  обеспечивается активной государственной  политикой поддержания

конкуренции;

  • социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство);
  • антициклическое регулирование;
  • стимулирование технологических и организационных инноваций;
  • проведение структурной политики;
  • создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции.

  Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства9.

Таким образом, модель социального рыночного хозяйства  представляет собой компромисс между  экономическим ростом и равномерным  распределением богатства. В центр  системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распределение социальных благ в обществе.

 2.3 Французская модель

  

Экономическая система Франции  сильно напоминает немецкую. Здесь  также действует социально-ориентированная модель экономики, в центре которой находится «государство благоденствия». О роли государства в экономике Франции говорят следующие факты: государство перераспределяет 54% ВВП, а количество занятых в государственном секторе составляет 24% всего числа занятых.

  Социальные гарантии финансируются в основном за счет налогоплательщиков. В стране высоки не только косвенные и индивидуальные подоходные налоги, но и социальные взносы предпринимателей. К примеру, если в США социальные взносы составляют только 6,3%, то во Франции – 19,3% ВВП страны.

   Грузом на работающих ложатся пенсии и пособия по безработице. Таким образом, работающие французы содержат пенсионеров и безработных, а на некоторых предприятиях один работающий содержит не только себя и свою семью, но и, как минимум, двух пенсионеров. Следует заметить, что высокие социальные гарантии существуют только в государственном секторе экономики. Различие между государственным и частным сектором экономически существует не только в уровне заработной платы и гарантий. Во Франции издавна формировалось едва ли не отрицательное отношение к частному предпринимательству. Государственная служба до сих пор считается наиболее перспективной, и на нее стремятся поступить все французы. Из-за высокого уровня оплаты труда и комплекса социальных гарантий во Франции пользуются популярностью даже такие профессии в общественном секторе хозяйства, которые считаются непрестижными в других странах мира, например: рабочие на стройке, чернорабочие и др. Доступ иностранцам на государственную службу закрыт. Высшие учебные заведения страны ориентировались тоже на профессиональную подготовку государственных служащих.

 

 

2.4. Шведская  модель

  

Шведская модель — это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики.

  Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.

  Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство10.

Таким образом, отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Высокая норма налогообложения позволяет государству сосредоточивать в своих руках значительные финансовые средства и направлять их на решение социальных задач. В результате в стране один из самых низких уровней безработицы, в значительной степени выравнены текущие доходы населения.

 

2.5. Китайская модель

  

Китайская модель стремится  внедрить принципы равенства и справедливости в социальную и экономическую  жизнь страны путем участия в экономике и справедливого распределения доходов.

В сфере экономики в Китае действует смешанная модель, для которой характерно присутствие как государственных, так и негосударственных отраслей, правительство и рынок должны сохранять баланс, однажды потеряв который, всё рухнет как карточный домик. Нигде в мире не существует экономической модели, похожей на китайскую, в которой на протяжении такого долгого исторического периода присутствовал бы настолько мощный государственный сектор, где в ключевых экономических областях государство играло бы прямую роль. Госсектор несёт на себе множество функций, связанных с деятельностью государства, таких как строительство общественных инфраструктурных объектов, помощь в преодолении разного рода кризисов, уравновешивание рыночных сил и так далее. Государственный сектор  остается «невидимой рукой», доминирующей в экономике – через государственные банки и активы, госсобственность, цены, регулируемые правительством, госслужащих и непредсказуемое вмешательство в различные секторы экономики.

Отличительными чертами  современного «китайского неолиберализма», по являются, во-первых, «радикальность принятия рыночных принципов» на фоне «неменяющейся властной структуры». Во-вторых, это выход Китая на мировую арену в качестве активного игрока при направляющей роли государственной политики.

 

2.6. Японская  модель 

  

Отличительными чертами  японской экономической модели являются высокая степень государственного вмешательства в экономику за счет неформальных факторов и наличие  специфической формы организации

бизнеса  – высокой  государственной регламентации.

Японская концепция  социального обеспечения предусматривает  гарантию минимального уровня жизни  и стабильного существования  всех членов общества, что достигается  совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли правительства в лице Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Особое значение придается поддержанию баланса между затратами общества и каждого индивидуума для того, чтобы люди получали социальную помощь, соотносимую со средним доходом работника, но не выше его.

Хозяйственное развитие Японии базируется на четырёх принципах:

  • Жестокое государственное регулирование,  т.е. мобилизация всех ресурсов для решения приоритетных задач;
  • Ярко выраженная экспортная ориентация экономики для создания мощного фонда накоплений и инвестиций (в новых индустриальных странах очень высока экспортность хозяйства);
  • Широкое привлечение иностранного капитала (в первую очередь для развития научно-технического прогресса);
  • Создание крупных национальных монополий, имеющих возможности для постоянного улучшения качества продукции и конкурентной борьбы на внешних рынках.

   Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экономическая  система России

    1. Россия в годы плановой экономики

 

  Плановая или  командная экономика - способ управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности12.

  В СССР существовала такая  система, при которой устанавливался пятилетний план развития экономики и хозяйства страны. План на пятилетку и годовые планы были основными механизмами, позволявшими трансформировать экономическую политику государства в экономические программы. В соответствии с экономической политикой, Государственный комитет по планированию - Госплан формулировал производственные планы на заранее определенные периоды. Региональные комитеты затем делали конкретные планы по выпуску определенного количества единиц продукции для каждого государственного предприятия и по сельскохозяственной продукции для каждого колхоза или совхоза. Централизованная плановая система базировалась на предположении, если по каждому виду продукции будет выполнен или перевыполнен план, то спрос и предложение будут сбалансированы. 
  Роль правительства заключалась в том, чтобы обеспечивать выполнение этих планов, так же правительство брало на себя функции распределения денежных средств внутри страны, определения объёма производства, распределения товаров, ценообразования, направлений развития отдельных отраслей производства и др13.

  Так, в  30-40-е гг.XX в. за счёт ресурсов, изъятых у деревни, была выполнена программа индустриализации страны (в среднем, объёмы промышленного производства за 1928-1940 гг. составляли от 10 до 14 % в год)14. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию государством были крайне низкими, а розничные цены на ту же продукцию в городе – высокими. В результате уровень жизни и в селе и в городе был невысоким, однако государство получало существенный объём средств.

Уже к началу 50-х годов резервы аграрного сектора были истощены. Объёмы экспорта продовольствия почти равнялись объёмам импорта.   Правительство вынуждено было искать средства на то,чтобы вкладывать их в сельское хозяйство. Для того, чтобы дотировать аграрную сферу, приходится постоянно увеличивать   бюджетную нагрузку. Продовольствие теперь в массовом порядке закупается за границей, возникает его дефицит. Промышленность не обеспечивает достаточного резерва средств.

Проблема нехватки средств  в государстве оказалась решена в 70-80-е годы, когда в Западной Сибири были открыты высокоэффективные месторождения нефти и газа, а на мировых рынках в 1973г. произошел скачок цен на топливо. «Топливные» деньги стали новыми источниками финансирования страны, благодаря им произошло повышение уровня ВВП15. С начала 70-х годов в СССР доля экспорта сырья быстро растет, а доля экспорта продукции обрабатывающих отраслей падает. В структуре экспорта в развитые капиталистические страны доля машин, оборудования и транспортных средств снижается с 5.8% ВВП в 1975 г. до 3.5% в 1985 году.   Продолжает расти и доля оборонных расходов в ВВП.   Экономика, таким образом, приспособилась к потреблению масштабной нефтяной ренты.

Информация о работе Экономические системы: сущности, виды