Экономические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Экономистам известны три основных типа экономических систем. Это – традиционное хозяйство, командная и рыночная системы. Командную систему также характеризуют как разновидность социализма, а рыночную отождествляют с капитализмом.

Содержание

Введение
1. Фундаментальные проблемы экономики.
2. Экономические системы.
3. Рынок и его функции.
4. Спрос и закон спроса.
5. Предложение и закон предложения.
6. Рыночное равновесие.
7. Эластичность спроса.
8. Эластичность предложения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

 

На ценовую эластичность товаров и услуг влияют следующие  факторы:

 

  1. Наличие у данного товара заменителей.

 

Зададимся вопросом: в каком случае даже относительно небольшое повышение цены товара приведет  к значительному сокращению  объема спроса на него?

Видимо тогда, когда  мы можем отказаться от его потребления  без большого ущерба для удовлетворения своих потребностей.

Так, если цена костромского сыра повысится, то многие потребители перейдут к употреблению других сортов сыра.

Товары, у которых имеются  заменители, относятся к товарам эластичного спроса. Если же, например, вырастает цена на электроэнергию, то ее потребление снижается незначительно, так как перейти к использованию других источников энергии крайне сложно.

Товары, не имеющие полноценных  заменителей, являются товарами неэластичного  спроса.

 

  1. Степень необходимости данного блага для потребителей.

 

Различные товары и услуги играют разную по значимости роль в  удовлетворении потребностей.

Без одних товаров  мы обойтись не сможем. К ним относятся  многие продовольственные товары, одежда, жилье, лекарства. Поэтому мы вынуждены  смириться с повышением цен на них. Спрос на такие товары является неэластичным.

Другие блага являются предметами роскоши. Они удовлетворяют наши далеко не самые насущные потребности. К ним относятся меха, драгоценности, туристические услуги.

Спрос на них является эластичным.

 

  1. Удельный вес расходов на данный товар или услугу в бюджете потребителя.

 

Даже если цена на спички вырастет в несколько раз, вряд ли мы существенно снизим их потребление, так как расходы на них занимают незначительное место в нашем доходе. Подобные товары являются товарами неэластичного спроса.

Вместе с тем рост цен на мясные и молочные продукты приводит к значительному уменьшению объема спроса на них. Это - товары, расходы на покупку которых занимают у нас в стране значительное место в доходах потребителей. Они относятся к товарам эластичного спроса.

 

  1. Насыщенность рынка данного товара.

 

Так, если все потребители уже имеют бытовые холодильники, то небольшое снижение цены на них вряд ли приведет к значительному увеличению объема спроса.

А если снизятся цены на персональные компьютеры? Видимо, объем спроса на них увеличится существенно.

Следовательно, чем полнее насыщен рынок того или иного товара, тем менее эластичен спрос на него.

 

  1. Фактор времени, который учитывается потребителем.

 

Молодой человек, который спешит сегодня на свидание, готов купить букет цветов, даже если цена на него значительно вырастет. Не случайно цены  на цветы в день 8 Марта резко идут вверх.

Значит, чем более коротким периодом ограничивается спрос на то или иной товар, тем он менее эластичен.

Эластичность  предложения.

 

Точно так же, как различают  понятие « спрос» и «величина спроса», различаются понятия «предложение» и «величина предложения». При изменении цены данного товара изменяется, и объем его предложения. Когда изменяются неценовые факторы (изменение цен других товаров, а также цен ресурсов, используемых в производстве данного товара, характер технологии, количество продавцов, природные условия, налоги и дотации и т.д.), то изменяется предложение товара, возникает новая таблица предложения.

Обратимся еще раз  к примеру с лыжами. Лыжная фабрика освоила новую, более эффективную технологию выпуска продукции, что позволило существенно снизить издержки. В связи с этим она получила  возможность не только предлагать больше продукции при прежних ценах, но даже предложить лыжи по более низким ценам. Лыжная фабрика даже при относительно низком уровне цены готова предложить  300 пар лыж.

 

В таблице приведены  данные о предложении лыж при  выпуске их по старой и новой технологиям.

 

Изменение предложения  лыж

 

Цена пары лыж, р. (Р)

Объем предложения  лыж

При старой технологии (Qs0)

При новой технологии (Qs1)

100

0

300

200

300

600

300

400

800

400

500

1000

500

600

1200



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рисунке представлены две кривые предложения. Кривая S0 отражает предложение лыж при старой технологии, кривая S1-при новой.

Мы видим, что кривая предложения сдвинулась вправо. Это  говорит о том, что предложение  лыж увеличилось (вырос объем предложения при каждом значении цены).

Если, например, резко  выросли бы ставки заработной платы  рабочих лыжной фабрики, то это привело  бы к увеличению издержек и уменьшению предложения, то есть сдвигу кривой предложения влево.

 

Итак, если изменяется объем  предложения, то точка двигается  по кривой предложения вверх (когда  увеличивается объем предложения) или вниз (когда он уменьшается). При изменении предложениякривая предложения сдвигается вправо (если предложение увеличивается) или влево (если оно уменьшается).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

  А.Маршалл правильно считал, что закон спроса и предложения есть результат действия более фундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон -  всеобщая форма, через которую реализуется действие основных факторов, определяющих движение производства и цен.

Таким образом, на рынке  спрос и предложение не всегда уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действует закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийные механизм поиска равновесных цен, т.е. равновесия производства и потребления, что и создает сбалансированность экономики.

В своей работе я постаралась  наиболее полно раскрыть влияние  тех или иных факторов на спрос  и предложение при рыночной экономике, действительно, любому акту купли-продажи  предшествуют два феномена – «спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (дохода потребителей) и величину предложения (прибыль производителей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. — «Дело и Сервис», 2004.
  2. Камаев В. Учебник по основам экономической теории. М. 1994.
  3. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М.“Республика”, 1993 г.
  4. Мамедов О. Современная экономика. Общедоступный курс. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.
  5. Основы экономики. Под ред. Б.И.Табачникаса, В.К.Дерманова, А.Я.Линькова. – М.: Вита-Пресс, 2000.
  6. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Макроэкономика. 2009г.
  7. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. — «Инфа-М», 2004.

Информация о работе Экономические системы