Экономические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Экономистам известны три основных типа экономических систем. Это – традиционное хозяйство, командная и рыночная системы. Командную систему также характеризуют как разновидность социализма, а рыночную отождествляют с капитализмом.

Содержание

Введение
1. Фундаментальные проблемы экономики.
2. Экономические системы.
3. Рынок и его функции.
4. Спрос и закон спроса.
5. Предложение и закон предложения.
6. Рыночное равновесие.
7. Эластичность спроса.
8. Эластичность предложения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

 

Командная система (централизованно-планируемая экономика) – экономическая система, в которой средства производства находятся преимущественно в собственности государства, оно же распределяет произведенные товары и услуги в соответствии с планом по регулируемым ценам.

В командной системе  земля и капитал находятся  в основном в собственности государства. Производство осуществляется преимущественно на государственных предприятиях, получающих приказ, называемый планом, какую продукцию и в каких количествах производить, куда и по каким ценам ее поставлять. Производство планируется обычно на следующий год и на пятилетку вперед. Сбыт гарантируется. Такая экономическая система существовала в СССР и продолжает существовать в Северной Корее и на Кубе.

Но даже в странах  с командной системой всегда есть сегменты экономики, характерные для  рыночной и традиционной систем. Например, рынок, где продавались продукты, выращенные в личных подсобных хозяйствах, или частные услуги по ремонту квартир.

С конца 1980-х годов  большинство стран с командной  экономикой предприняли энергичные усилия по ее реформированию в направлении  рыночной системы. Это было связано  с возрастающей неэффективностью командной экономики, падением производительности и жизненного уровня населения.

 

Рыночная система – экономическая система, в которой основная часть факторов производства находится в частной собственности, а произведенные товары и услуги распределяются путем продажи по свободным ценам.

Что производить, указывает  в основном потребитель, который  покупает или не покупает товар или  услугу и тем самым дает сигнал производителю. Он же решает, сколько  произведенных товаров и услуг  ему нужно, отказываясь покупать излишне произведенные. А вот как производить, решает производитель, задача которого максимизировать прибыль. Для кого произведен товар, определяется уровнем доходов различных групп потребителей. Роль государства в экономике ограничена производством общественно значимых товаров и услуг: это обеспечение безопасности, предоставление базовой медицинской помощи пи образовательных услуг, строительство дорог и др.

Общество с рыночной экономикой объединено не столько общими целями, сколько правилами поведения, позволяющими отдельным участникам экономической деятельности (домашним хозяйствам, предприятиям) преследовать собственные цели, взаимодействия друг с другом посредством обмена.

Основной принцип этого  взаимодействия сформулировал со свойственной ему афористичностью Адам Смит:

«Не по благоволению мясника, пивовара или пекаря рассчитываем мы получить наш обед, но благодаря  их заботе о собственном интересе. Мы обращаемся не к их человечности, но к их себялюбию и никогда  не говорим с ними о наших нуждах, но об их выгодах»

 

Добровольный обмен предполагает разделение труда, или специализацию, и, в свою очередь, стимулирует ее развитие, создавая новые профессии, новые отрасли, новые виды товаров и услуг.

Рыночная система не отрицает элементов плана. Так, государственный бюджет, существующий в любой стране, - это своего рода финансовый план на год.

Рыночная система экономики  преобладает во всех европейских  странах, США, Японии, хотя, например, в  Швеции степень участия государства  в экономике гораздо значительнее, чем в США.

 

Главная черта рыночной экономики – ее динамизм. Это система, приглашающая людей к творчеству и экспериментированию, вознаграждающая тех, кто вносит в жизнь новизну. Страны, создавшие рыночную экономику, добились беспрецедентных в истории объемов производства, разнообразия благ и общего благосостояния. В этом отношении они подтвердили предсказания Адама Смита о том, что «невидимая рука» рынка в целом более эффективно координирует экономическую деятельность, чем «зримая рука» правительства.

 

Смешанная экономика – это экономическая система, сочетающая элементы рыночной, командной и традиционной систем.

В смешанной системе  вопросы «что, сколько и как  производить?» решаются преимущественно  методами рыночной экономики. В то же время в решении вопросов «для кого и когда производить?» сильна роль государства, которое перераспределяет часть произведенных товаров и услуг от богатых к бедным и решает, какую часть ресурсов потребить сегодня, а какую сберечь.

 

Экономику практически  всех стран можно считать смешанной, просто в одних при принятии решений преобладают соображения рынка, в других – плана, в третьих – традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок и его  функции.

 

В рыночной системе экономики  произведенные товары и услуги распределяются путем продажи по свободным ценам. Причиной и условием необходимости  обмена товарами и услугами стало  разделение факторов производства, прежде всего труда.

Разделение труда –  специализация на отдельных видах  трудовой деятельности.

По функциональным признакам  имеет место разделение труда  на:

      • Общее – между крупными сферами производства, такими, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и пр.;
      • Частное – по отраслям, таким, как тяжелая и легкая промышленность, скотоводство и земледелие, а также внутри их по подотраслям (например, в рамках промышленности – нефтедобыча, металлургия, автомобилестроение);
      • Единичное – внутри предприятия.

 

Производственный процесс, расчленяясь на относительно самостоятельные  фазы, не может не концентрироваться  по отдельным стадиям производства на определенной территории.

Поэтому выделяются два  вида территориального разделения труда: межрегиональное – между регионами одной и той же страны и международное – между различными странами.

Разделение других факторов производства – исторически сложившееся  сосредоточение факторов производства в определенных географических регионах.

Разделение земли подразумевает, что регионы и страны в различной степени наделены материальными ресурсами, которые им предоставила природа: территорией, водой, лесами, природными ресурсами и полезными ископаемыми. Сюда же относятся различия в географическом положении и погодно-климатических условиях. Очевидно, что Северно-Кавказский регион России выращивает пшеницу, а Ямало-Ненецкий автономный округ поставляет соболя не в последнюю очередь в силу соответствующих природно-климатических условий.

Разделение капитала выражается в исторически сложившейся различной обеспеченности регионов и стран накопленными запасами машин, оборудования и финансовых средств, необходимых для производства, в различиях исторических традиций и опыта. Во многом поэтому Франция производит лучшие в мире скоростные поезда TGV, а Египет – лучший в мире хлопок.

Наконец, разделение предпринимательства  означает различия в предпринимательском  опыте и культуре. Китайцы в  числе прочего отличные предприниматели  в общественном питании (практически  во всех странах мира есть китайские рестораны), японцы – в создании предприятий в других странах, швейцарцы – в горнолыжном туризме.

Оборотной стороной разделения факторов производства выступает кооперация – их совместное использование. Кооперация в использовании факторов производства возможна только на основе обмена самими факторами и произведенными с их помощью товарами и услугами, т.е. рынка.

Рынок – сфера свободного и устойчивого обмена равноценными товарами, услугами и факторами их производства.

Все элементы этого определения одинаково важны.

Рынок – это сфера, а не место. Современный рынок  не привязан к определенному месту  – покупатель необязательно должен лично встречаться с продавцом, и большая часть товаров и услуг может продаваться через Интернет.

Рынок – это сфера  обмена, т.е. распределения товаров и услуг, а не их производства или потребления.

Стороны, участвующие  в рыночном обмене, свободны принять  решение купить или продать, согласившись лишь с ценой. Им нет нужды участвовать  в коррупции, платить взятки или  оказывать давление друг на друга.

Обмен на рынке должен быть устойчивым, разовые сделки не означают необходимости поддержания долговременных связей и не могут считаться рынком. Так, аренда одного самолета небольшой авиакомпанией сама по себе не может считаться рынком по аренде самолетов.

И наконец, рынок –  это сфера обмена эквивалентами, т.е. товарами и услугами и факторами  их производства, чья ценность представляется участникам сделок на рынке одинаковой.

Разумеется, это характеристики идеального рынка.

Основными инструментами рынка являются спрос и предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спрос и закон  спроса.

 

Каждый из нас испытывает потребность в тех или иных товарах или услугах.

Предположим, вы мечтаете о роскошном «Мерседесе». Но в  настоящее время вам по средствам  купить только велосипед, что вы и решили сделать. Представляете ли вы как покупатель – а на рынке люди выступают как покупатели – интерес для тех, кто продает «Мерседесы»? На этот вопрос можно ответить только отрицательно. Но вы превращаетесь в одного из субъектов рынка велосипедистов. Ваш индивидуальный спрос вместе со спросом других покупателей этого товара формирует рыночный спрос на велосипеды. Ваше желание купить велосипед подкреплено покупательной способностью, тогда как желание обладать «Мерседесом», к сожалению, этим не подкреплено.

 

Спрос – это желание  и способность покупать данный товар (услугу).

Спрос всегда выражается количественно.

Он находится под воздействием ряда факторов. На него влияют:

  1. Цена данного товара или услуги.
  2. Уровень цен на другие блага – заменители данного товара (субституты) или товары, дополняющие его в процессе потребления (комплементы). Например, спрос на услуги кинотеатров зависит от цен на видеоплееры. Спрос же на видеоплееры зависит от цен на видеодиски.
  3. Количество покупателей и уровень их денежных доходов. Так, увеличение численности студентов неизбежно приводит к росту спроса на учебники.
  4. Вкусы и предпочтения потребителей. Обычно наблюдается, что, как только какой-либо товар входит в моду, спрос на него начинает расти. Наоборот, на товары устаревающих моделей спрос падает.
  5. Воздействие рекламы. Не случайно все фирмы тратят большие средства на рекламу своей продукции.

 

Можно назвать и другие факторы, оказывающие то или иное влияние на спрос. Так, например, в холодную зиму увеличивается спрос на теплую одежду, а в жаркое лето – на прохладительные напитки.

 

Объем спроса (величина) – это максимальное количество единиц товара или услуги, которое потребитель желает и в состоянии купить по данной цене. При этом все остальные параметры, влияющие на спрос, принимаются за неизменные.

 

 

Изменение спроса происходит под воздействием неценовых факторов.


Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпадающих под допущение о "прочих равных условиях". Примером  является  реакция потребителей на определенные группы товаров.

Субституты (взаимозаменяемые) - это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар ( свинина и говядина, молоко и сливки и т.п.)

Комплементы (взаимодополняемые)- это такие пары товаров, для которых рост цены на  один из  них вызывает  падение  спроса  на  другой (автомобили и покрышки, магнитофоны  и кассеты и т.п.).т

Нормальные товары (высшей категории) - это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода.

Товары низшего качества (низшей категории) - это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. Примером  названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение  кривой спроса

 

Рассмотрим характер связи между величиной спроса на товар и ценой данного товара. В качестве примера возьмем спрос  на лыжи. Он выражается в табличной  и графической форме.

Таблица (шкала) спроса показывает связь между объемом спроса на данный товар и его ценой при неизменности других факторов, влияющих на цену.

 

Спрос на лыжи

 

Цена (руб.)

Объем спроса (пар лыж)

100

900

200

600

300

400

400

300

500

200


 

На основании составленной таблицы спроса на лыжи представим взаимосвязь между объемом спроса на лыжи и их ценой в графической форме, т.е. построим кривую спроса на лыжи.

Информация о работе Экономические системы