Экономические потери от спама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

По итогам 2008 года доля спама в почтовом трафике составила более 82,1%
Это означает, что 4 из 5 писем, приходящих на нашу электронную почту, являются нежелательной рекламой. А общий объем рынка спам-рассылок в РФ в 2008 году оценивается экспертами в объеме не менее 150-200 млн. долл. Еще в конце 2002 года спам составлял всего 30-40% от общего числа электронных писем в мире. Таким образом, всего за 6 лет количество спама возросло более чем в 2 раза и, несмотря на многочисленные разработки в области анти спамового программного обеспечения, эта доля пока снижаться не собирается

Содержание

1. Введение.
2. Понятие, тематика и стоимость услуг.
3. Законодательные нормы и практические успехи борьбы со спамом.
4. Экономические потери от спама.
5. Выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

1. Введение.

2. Понятие, тематика  и стоимость услуг.

3. Законодательные нормы  и практические успехи борьбы  со спамом.

4. Экономические потери  от спама.

5. Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

По итогам 2008 года доля спама в почтовом трафике составила более 82,1%

 Это означает, что 4 из 5 писем,  приходящих на нашу электронную  почту, являются нежелательной  рекламой. А общий объем рынка  спам-рассылок в РФ в 2008 году  оценивается экспертами в объеме  не менее 150-200 млн. долл. Еще в конце 2002 года спам составлял всего 30-40% от общего числа электронных писем в мире. Таким образом, всего за 6 лет количество спама возросло более чем в 2 раза и, несмотря на многочисленные разработки в области анти спамового программного обеспечения, эта доля пока снижаться не собирается. Это предопределило актуальность настоящего исследования. Но, казалось бы, какое это имеет значение в условиях кризиса, начавшегося в 2008 году. Конечно, проблема спама является далеко не самой актуальной в кризисный период. Однако уже сегодня можно признать, что один из уроков кризиса состоит в том, что российская экономика должна быть гораздо более эффективной. Невозможно и дальше развиваться со столь невысокой производительностью труда. Значит, мы должны задумываться, в том числе, и о том, насколько эффективно используется рабочее время, не тратим ли мы его слишком много на то, чтобы очищать свои компьютеры от спама.

Но чтобы действительно понять, существует ли проблема на самом деле, необходимо попытаться оценить величину экономических потерь от спама. Понятно, что, как и всегда при решении нетривиальных задач, придется идти на определенные допущения. Тем не менее, авторы убеждены:оценка экономических потерь от спама – это как раз тот случай, когда все-таки лучше попытаться посчитать.

•Электронный журнал «Спамтест», статистика за 2008 год Аналитический  доклад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие, тематика  и стоимость услуг.

Что общего у ветчины и спама? – Давайте, вместе разберемся в этом вопросе.

Спам (англ. spam) — это массовая рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений людям, не выразившим желания их получать.

Первоначально слово «спам» появилось  в 1936 г. как аббревиатура от SPiced hAM (острая ветчина) и было товарным знаком назойливо рекламируемых мясных консервов. Однако в английском языке это слово со временем перестало восприниматься как аббревиатура, в результате чего применительно к назойливой рекламе закрепилось написание строчными буквами. Тематика спамовых сообщений достаточно разнообразна. Наиболее распространенной, конечно же, является реклама товаров и услуг. Более опасными являются сообщения, которые используются для того, чтобы выманить деньги у получателя письма: нигерийские письма (предложения вложить деньги в сверхдоходное предприятие) и фишинг (выманивание конфиденциальных данных, таких как пароль, PIN-код и т.п.). На основе данных опроса сотрудников компании ФБК составлен следующий рейтинг спама, приходящего на электронную почту (см. Табл. 1).

Таблица 1. Наиболее популярные темы спама

Темы

Доля опрошенных, по мнению которых  данная тема в числе наиболее популярных (%)

Только для взрослых 32

Путешествия, развлечения 28

Финансовые услуги (предложения  по страхованию, выгодным займам и т.п.) 24

Потребительские товары 20

Интернет, компьютеры 14

Обман и мошенничество 13

Медицинские услуги, медикаменты 8

Затрудняюсь ответить 35

Другое 29

Источник: ФБК

Примечание: Сотрудники ФБК могли  выбрать несколько вариантов  ответа.

Следует отметить, что в октябре 2008 года, по данным компьютерных аналитиков2

, произошел всплеск сообщений спама, посвященных теме экономического кризиса. Так, в сентябре доля спама посвященного «Личным финансам» составляла всего 1,2% в общем количестве спама, то уже в октябре доля выросла до 2,1%. Однако популярность «антикризисного» спама быстро снизилась к 1% в ноябре и 0,8% в декабре 2008 года.

В России спрос на услуги e-mail рассылок очень сильно распространен, особенно со стороны компаний малого и среднего бизнеса. Это связано, в первую очередь, с относительно невысокими затратами на проведение такой рекламной компании. Так, расценки на рекламу в средствах массовой информации составляют порядка 40 тысяч рублей всего за 1/16 полосы (12 см х 4 см) только в одном ежедневном выпуске газеты по г. Москве. Для сравнения: расценки на рассылку спама на адреса юридических лиц столицы составляют всего около 4000 рублей за более чем 800 тыс. ад-

Спамтест, Спам в октябре 2008 г. http://www.spamtest.ru/document.html?context=15948&pubid=208050470 Аналитический доклад

«Спам: экономические потери» 5 из 15 (см. Табл. 2). За эти деньги вам подготовят макет, рассылки, подберут базу данных e-mail адресов и, наконец, самое главное - проверят проходимость макета рассылки через многочисленные спам-фильтры.

Таблица 2. Ориентировочные расценки на услуги e-mail рассылки (руб./ 1 e-mail адрес)

Регион Юридические лица Частные  лица

Россия 0,23р. 0,13р. 0,10р.

Москва 0,50р. 0,19р.

Санкт-Петербург 1,19р. 0,51р.

В кризис у спама есть достаточно неплохие перспективы для того, чтобы стать еще более популярным каналом продвижения товаров и услуг, так как бюджеты компаний сжимаются, многие стараются экономить.

Важно отметить и возрастающий уровень  конкуренции среди спамеров. Уже  появились предложения, по которым оплаты предлагается производить поэтапно: 50% - предоплата, 50% - после рассылки. Раньше такого не было.

Однако в любом случае эффективность  спамовой рекламы довольна низкая. Несмотря на заверения самих спамеров о том, что e-mail рассылка – это отличный инструмент в арсенале компании, результаты независимых исследователей свидетельствуют о том, что эффективность спамовых рассылок составляет всего лишь 0,00001%3

. Хотя есть и другие, более  высокие, оценки спама. Так,  в докладе Джона Грэма-Камминга (John Graham-Cumming) «Люди и спам» из 4000 опрошен-ных 1% заявил, что совершали покупки благодаря спам-рассылке. Опрос в компании ФБК такжепоказал, что в среднем за месяц сотрудники нашли для себя полезным 1,6 письма (0,78%). Это, конечно, не означает, что именно по спам-письму сотрудник приобрел какой-то товар. Но ведь бы-

вает так, что прочитав интересное предложение спамера, например, об отдыхе на Мальдивах, вы вдруг принимаете решение провести там отпуск, при этом не обязательно покупать тур именно узаказчика спама.

 

TECHradar.com (http://www.techradar.com/news/computing/spammers-get-1-response-to-12-500-000-emails-483381?src=rss&attr=all) Аналитический доклад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Законодательные нормы и практические успехи борьбы со

спамом.

Спам (не только его Интернет-версия) существует уже более 70-и лет. Законодательные органы большинства стран мира пытаются бороться с этим явлением. Россия не является исключением.

С 1 июля 2006 года вступил в силу новый  закон «О рекламе». Статья 18 указанного нормативного акта предусматривает, что «распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы». Нарушителю законодательства о рекламе грозит статья 14.3 КоАП – наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц - от 4000 тысяч до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 500 000 рублей. Таким образом, законодательно с 1 июля 2006 года распространение спама в России запрещено.

Однако, к сожалению, на практике это  не принесло разительных изменений. Так, согласно статистике в 2005 году доля спама в Рунете составляла 70-85%, в 2006 году (год принятия закона)  70-80%, в 2007 году – 79%. Как видим, цифры однозначно говорят о том, что принятие закона на распространение спама не слишком-то повлиял.

Дела о принудительной рассылке рекламы через Интернет одно за другим закрываются за недоказанностью. Эксперты утверждают, что в Интернете практически невозможно определить истинный источник спама. А заказчик спама по российскому законодательству ответственность за его распространение вообще не несет. Привлечь к административной ответственности за рассылку рекламы на территории России удалось пока только одного человека. В феврале 2008 года в Пермском крае предприниматель Кирилл Гуреев оштрафован за незаконную рассылку рекламы в Интернете на 5000 рублей (интересно, что такая сумма может компенсироваться одной спам рассылкой на e-mail адреса юридических лиц г. Москвы). При этом представители ФАС разъяснили, что доказать причастность удалось лишь благодаря тому, что заказчик рассылки предоставил антимонопольщикам расписку о выплате исполнителю вознаграждения за распространение рекламы». Еще один интересный случай был отмечен в апреле 2008 года. Тогда комиссией Ростовского УФАС России было рассмотрено дело, возбужденное в отношении компании, отправившей незаконное рекламное сообщение на электронный почтовый ящик… самого Ростовского УФАС России. Если сравнивать с зарубежным опытом наказания за e-mail рассылку, то только в 2004 году в США

суды оштрафовали фирмы, занимающиеся массовой рассылкой рекламы в  Интернете, более чем на 1 млрд долл., а в 2005 году Федеральный суд штата Вирджиния приговорил задержанного за «спамерство» Джереми Джейнса не только к штрафу, но и к 9-и годам лишения свободы. В Новой Зеландии в 2008 году спамер Лэнс Аткинсон согласился выплатить штраф в 92 тыс. долларов, и это при том, что в 2005 году суд уже обязывал его выплатить штраф в размере 2,2 миллиона долларов.

Однако даже такие жесткие наказания  не приносят желаемых результатов. Доказательством  этомуможет послужить рейтинг Международной  некоммерческой организации «Spamhaus»6 (рис. 1).

Журнал «Спамтест» http://www.spamtest.ru

Официальный сайт ФАС России

The Spamhaus Project http://www.spamhaus.org/statistics/countries.lasso Аналитический доклад

«Спам: экономические потери» 7 из 15

Наиболее проблемные страны в отношении  спама

(на 2 февраля 2009 года)0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600

 

 

Индия

Франция

Германия

Бразилия

Япония

Южная Корея

Великобритания

Россия

Китай

США

IP-адреса, известные как источники  спама

Источник: Международная некоммерческая организация «Spamhaus» 

Согласно данным этого исследования, первое место по количеству источников спама принадлежит сейчас США. Россияне вошли в тройку лидеров, пропустив вперед еще и спамеров из Китая. Лидерство США обусловлено тем, что согласно данным Мирового банка, в 2007 году интернет пользователи там составляли 73% населения страны7

. В Китае, доля пользователей  не так высока – 16%, однако за счет огромного числа жителей по абсолютному показателю Китай даже обгоняет США – более 300 млн. человек пользуется Интернетом. Россия в этом плане отличается от обеих стран – и доля пользователей Интернета не так высока (21%) и численность жителей почти в 10

раз меньше чем в Китае. Таким  образом, третье место России в данном рейтинге, можно сказать, более угрожающий показатель, чем в США или Китае.

Worldbank http://ddp-ext.worldbank.orgАналитический доклад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Экономические потери от спама

Для расчета экономических потерь от спама в России воспользуемся простым подходом, уже апробированным зарубежными исследователями. Американская компания Nucleus Research в апреле 2007 года опубликовала свой доклад «Spam, the repeat offender».

Суть его состоит в том, что если мы сможем оценить потери рабочего времени всех занятых в экономике страны от спама, то соответствующая стоимостная оценка и будет ценой экономических потерь от спама. В основе исследования лежат данные опроса 800 человек. В результате были получены следующие данные: в среднем американский служащий получает 21 письмо, содержащее спам, в день. При этом на удаление 1 письма служащий тратит 16 секунд (заметим, что в 2003 году по результатам аналогичного исследование на удаление письма уходило 30 секунд). С учетом того, что в среднем американский служащий получает 30 долларов США в час, а в году 2080 рабочих часов,

получается, что в год экономические потери от спама на одного человека составляют 712 долларов США. Остается выяснить, сколько служащих имеют электронную почту и, соответственно, могут получать спам. Для этого компания провела экспертную оценку, в результате которой оценка служащих, имеющих электронную почту составила более 100 млн. человек. В итоге, перемножив 712 долларов на количество служащих, американские исследователи, получили экономические потери от спама в американской экономике и они составили более 71 млрд. долларов США. Использование данной методики не претендует, по мнению компании ФБК, на завершенную комплексность оценки экономических потерь от спама. Помимо потерь, вызванных тратой рабочего

времени на чтение и удаление спамовых сообщений, существуют еще дополнительные факторы (расходы), влияющие на конечный экономический результат:

ƒ расходы на антиспамовые программы (реально для пользователей Интернета такие фильтры практически ничего не стоят, но изначально их производство также требует определенных затрат); расходы на поддержание в работоспособном состоянии средств антиспамовой защиты (оплата труда специалистов, выполняющих соответствующие функции); потери экономики от пользования услугами сомнительного качества (реклама соответствующего качества услуг возможна, прежде всего, посредством рассылки спам-сообщений) и в результате обмана и мошенничества и др. Объективности ради следует признать, что возможны не только экономические потери, но и выгоды, приобретения для экономики. Часть товаров и услуг находят своего потребителя именно благодаря рассылки e-mail сообщений. Следовательно, соответствующие услуги в таком случае дают

вполне определенную добавленную  стоимость. Однако необходимо принимать  во внимание, что значительная часть соответствующих товаров и услуг потребителями все равно была бы востребована, приобретена. Поэтому, если и есть здесь положительный экономический результат, то он не является значимым. Это подтверждается и приводимыми выше данными об эффективности email рассылок.

В любом случае, получается, что для определения цены экономических потерь от спама мы вполне можем попытаться оценить потери рабочего времени всех занятых в экономике. Для того чтобы получить недостающую статистику по количеству писем в день, приходящих на корпоративную почту, а также узнать, сколько времени тратят российские пользователи Интернета на удаление спама, компания ФБК провела опрос среди своего персонала. В опросе приняло участие 95 человек. Среднее количество писем, которое получает сотрудник компании ФБК, составило 21,8 писем в день. При этом спама приходит 9,9 писем, т.е. доля спама составила 45,6%. Это почти в два раза ниже обычной статистики и обусловлено скорее всего тем, что доля спама в 80%

Информация о работе Экономические потери от спама