Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности экономических кризисов перепроизводства и недопроизводства, их причин и последствий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты кризиса как фазы экономического цикла;
2) Дать характеристику и раскрыть особенности экономических кризисов перепроизводства и недопроизводства, их причины;
3) Раскрыть главные последствия кризисов, указать принципы государственного регулирования кризисной ситуации в России на примере кризиса 2008-2009 годов.
Введение 6
1.Сущность и виды кризисов 8
2.Характеристика кризиса перепроизводства и недопроизводства 10
2.1 Сущность, причины и последствия кризиса перепроизводства 10
2.2 Сущность и особенности кризиса недопроизводства 15
2.3 Совместный кризис как кризис перепроизводства 17
3.Государственное антикризисное регулирование 19
Заключение 23
Список использованной литературы 26
Оптимальное экономическое и социальное развитие невозможно без государственного регулирования, особенно когда речь идет о мало предсказуемых процессах, могущих привести к катастрофическим последствиям. В то же время госрегулирование нельзя считать панацеей от недостатков рынка, оно не является свободным и от собственных минусов. Более того, излишнее вмешательство государства, как показывает исторический опыт, способно так «отрегулировать» рынок, что экономика может снизить свою эффективность и прийти в упадок. Утвердившаяся в развитых странах социально-регулируемая рыночная экономика оказалась в состоянии преодолеть многие прежние пороки капитализма, несовместимые с его нормальным существованием и, казалось, грозившие ему неизбежной гибелью. Но современная жизнь бросает этому строю все новые вызовы и создает серьезные проблемы, решить которые невозможно без его дальнейшего реформирования. Большую роль играет в этом отношении экономическая наука, призванная теоретически осмысливать происходящие процессы и вовремя реагировать на возникающие трудности. Кризис показал, что современная экономическая теория не выдержала преподнесенных ей жизнью испытаний и поэтому нуждается в обновлении многих прежних подходов.
В России по итогам кризиса оказались числе наиболее пострадавших стран. В 2009 году ВВП упал на 7,8%, в то время как мировой ВВП снизился лишь на 0,6%, а выпуск в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком вырос на 2,6%. При этом в них, как и в России, кризисные явления были вызваны финансовыми и торговыми шоками.
Глубина падения российской экономики была обусловлена многими факторами, вреди которых, следует выделить:
В России было три этапа антикризисных мер. Программа этапа была реализована в октябре-ноябре 2008 года. Ее основное назначение – накачка банков деньгами для предотвращения банковского кризиса из-за сокращения ликвидности. Всего было выделено 5918 млрд руб. (около 220 млрд дол.), из них.
Второй этап заключался главным образом в помощи реальному сектору. В декабре 2008 года – январе 2009 года были приняты дополнительные антикризисные меры по снижению налога на прибыль с 24 до 20%, упрощенного налога на малый бизнес с 15 до 5%, увеличено пособие по безработице до 4900 руб. в месяц, приближена на год выплата материнского капитала, направлено на помощь в обучении и трудоустройстве безработных 44 млрд руб. и другое.
Помощь главным образом оказывалась через кредиты на 6 и более месяцев: автопрому – 173 млрд руб., РЖД – 50 млрд руб., «Газпрому» и нефтяных компаниям – 12 млрд дол. (больше всего – «Роснефти» - 4,4 млрд), оборонной промышленности, электростанциям, металлургам и ряду других предприятий. В частности, «АвтоВАЗу» было передано 25 млрд руб. безвозмездно, 90 млрд руб. – в виде кридита; поддержаны «ГАЗ» и ярославский «Автодизель», «Магнитка». Составлен список из 295 системообразующих предприятий федерального значения для оказания первоочередной помощи. Даны дополнительные средства на поддержку ипотеки, льготы по отсрочке уплаты долгов гражданам, лишившимся работы или сильно потерявшим в зарплате.
По этому этапу антикризисных мер затраты составили 1,6 трлн руб.
Третий этап начался в апреле 2009 года с принятия Антикризисной программы правительства РФ на 2009 год с дополнительными средствами в 1,4 трлн руб. Среди крупных мероприятий:
Всего за три этапа антикризисной программы выделено около 9 трлн руб., из которых 60% - краткосрочные кредиты и 40% - долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование.
В России антикризисные меры в основном соответствовали действиям США и других развитых стран. Государство «накачало» банки деньгами, спасая их от разорения. Меры Банка России по поддержке банковского сектора были своевременными и оперативными и позволили быстро стабилизировать ситуацию с ликвидностью. Были также выделены огромные суммы естественным монополиям, госкорпорациям и крупным частным компаниям в порядке финансовой поддержки с целью недопущения их банкротства и перехода в руки иностранных кредитов части активов в счет непогашенной задолженности.
В Антикризисной программе на 2010 год была отмечена важность модернизационных мер российской экономики и формирование необходимых экономических условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач. Такие условия включают в себя обеспечение макроэкономической стабильности, совершенствование экономических институтов, обеспечивающих расширение деловой активности в экономике, приче не последнюю роль в этом должна сыграть стимулирующая налоговая система. В качестве одной из основных мер, принимаемых для значительного снижения зависимости экономики от конъюнктуры цен на сырьевых рыках, предлагается усиление стимулирующего характера налоговой системы, ориентация на поддержку модернизации и инноваций, в том числе разработка и принятие пакета налоговых льгот по направлениям, ГД предполагается создание новой налоговой базы.
Результаты 2010 года показали, что в России восстановился экономический рост, хотя темп роста был осуществлен ниже, чем в 2000-2007 годах. Если прирост реального объема ВВП в 2007 году составлял 8,5%, то в 2010 году только 4,0%, то есть ниже докризисного уровня. Снижение реального ВВП в 2009 году составило 7,8%.
Экономика никогда не находится в состоянии покоя. Процветание не редко сменяется крахом, показатели национального дохода, уровня занятости, темпов роста производства, а также цены и прибыли понижаются. В конце концов, достигается нижняя точка, и опять начинается оживление.
Экономические кризисы можно разделить на две большие группы: кризисы перепроизводства и недопроизводства.
Сущность экономических кризисов перепроизводства заключается в том, что нарушается основное рыночное равновесия между спросом и предложением. Предложение выходит за рамки спроса, и, если это происходит в ощутимых размерах, то начинается экономический кризис перепроизводства товаров.
Как правило, кризису перепроизводства присущи:
● низкий спрос на товары и услуги;
● высокий уровень банкротств;
● низкий уровень деловой активности: те предприятия, которые еще не обанкротились, сворачивают свою деятельности; количество новых предприятий мало;
● растущая безработица;
● снижение реальной заработной платы наемных работников.
Кризис недопроизводства товаров – это острая нехватка товаров в условиях большого спроса на них, это ситуация, когда товаров произведено меньше, чем нужно людям по тем ценам, по которым они готовы купить. Особенность этого вида кризиса в том, что для производителей он кризисом как бы не является – они просто увеличивают цена на свою продукцию, и добирают прибыль за счет роста цен. Страдают от кризиса недопроизводства только покупатели – они платят больше, или отказываются от необходимого. Именно такой кризис имел место в России в 1990-е годы.
Современная кризисная ситуация в России и в мире может быть охарактеризована как кризис перепроизводства. Главной сложностью ситуации стало то, что все существующие до этого времени теории регулирования и предсказания кризисной ситуации оказались несостоятельными и не смогли ни предсказать, не облегчить наступивший коллапс мировой экономики. Главное, с чем согласны все экономисты и эксперты, кризис 2008-2009 года привет к необходимости регулирования финансовой сферы даже в большей степени, чем это делается на других рынках.
Сбои в рыночном механизме лишь запустили финансовый кризис 2008 года. В более широком историческом контексте смысл кризиса – в подготовке почвы для становления новой мировой экономики. Мировой кризис, по всей вероятности, освободит экономику от наследия индустриальной эпохи и сделает неактуальными присущие ей методы регулирования.
Следует подчеркнуть, что при этом не происходит ослабления прав государств, возлагающих выполнение части своих обязанностей на совместно созданный орган, как это можно видеть на примере Евросоюза и создания множества централизованных финансовых учреждений. Передаются лишь те функции, самостоятельное осуществление которых все равно либо неэффективно, либо невозможно. Страны перестают рассчитать ресурсы в бесперспективных попытках добиться желаемого в условиях, когда их действия противоречат друг другу. В результате регулирования становиться не больше, а меньше, повышается его эффективность при одновременном ослаблении вмешательства государства в экономику.
Главным уроком мирового финансового кризиса для России стало то, что Правительство нашей страны признало, что современная структура российской экономики не может обеспечить переход к долгосрочному устойчивому развитию. Для решения этой задачи необходимо интенсифицировать процесс технологической модернизации и обновления промышленного потенциала. Мировой опыт свидетельствует, что наибольшего прогресса в этом направлении достигали страны, которые акцентировали усилия на улучшении условий ведения бизнеса для всех экономических агентов. Это позволяло некоторым из них добиться больших успехов, но одновременно взросла общая экономическая эффективность. Традиционно страны, которые сумели реализовать стратегию перехода к долгосрочному росту, уделяли большое внимание привлечению прямых инвестиций. Для стимулирования их притока в Россию также необходимы меры по модернизации существующих государственных институтов.
Кризис 2008-2009 годов оказался первым глобальным кризисом, затронувшим российскую экономику, но, вероятно, не последним. Россия стала частью мирового хозяйства, и любые негативные процессы в нем неизбежно скажутся на отечественной экономике. Цена преодоления последствий кризиса для России была очень высокой во многом по причине слабости институтов. В такой ситуации напрашивается очевидный вывод: если институциональные реформы в нашей стране будут в очередной раз отложены, то при следующем кризисе России придется заплатить вдвойне. В связи с этим вызывает тревогу, что теме модернизации и повышения качества государственных институтов российские власти стали уделять меньше внимания сразу после преодоления внешних проявлений кризиса.
Новая экономика, о которой немало говорили в последнее десятилетие, только начинает создаваться. Мы видели лишь ее первые ростки. Как оказалось, на существующей почве вырасти они не может, для ее становления потребовался кризис. По всей вероятности, в новой экономике критерием эффективности методов регулирования станет их способность приблизить решение сверхзадачи – освобождение труда. Выиграет та страна, которая сможет создать лучшие условия для раскрытия творческого потенциала людей.
Информация о работе Экономические кризисы перепроизводства и недопроизводства