Экономические идеи азиатских стран периода феодализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:13, реферат

Краткое описание

Феодализм (от лат. feudum — лен) — социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и крестьян, экономически зависящих от них. Это универсальная стадия, которую прошли почти все народы мира. Однако ее формирование происходило в разных условиях. К примеру, если в одних странах феодализм вырос на фундаменте пришедшего в разложение рабства, то в других (восток и север Европы) он пришел на смену первобытнообщинной системе; в странах Востока (Индии, Китае и др.) ему предшествовала "азиатская" система, постепенно трансформировавшаяся в феодальную.

Содержание

Введение
2
Индия
3
Китай
8
Япония
12
Заключение
18
Список использованной литературы
20

Вложенные файлы: 1 файл

Экономические идеи азиатских стран периода феодализма - копия.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  Российской Федерации по связи и  информатизации

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

 

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету: История экономических учений

Вариант 3

Экономические идеи азиатских стран периода феодализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил: Булышкина Анастасия

Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск

2009 г.

Содержание

 

Введение

2

Индия

3

Китай

8

Япония

12

Заключение

18

Список использованной литературы

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Феодализм (от лат. feudum — лен) — социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и крестьян, экономически зависящих от них. Это универсальная стадия, которую прошли почти все народы мира. Однако ее формирование происходило в разных условиях. К примеру, если в одних странах феодализм вырос на фундаменте пришедшего в разложение рабства, то в других (восток и север Европы) он пришел на смену первобытнообщинной системе; в странах Востока (Индии, Китае и др.) ему предшествовала "азиатская" система, постепенно трансформировавшаяся в феодальную.

Феодальная  экономика имеет следующие черты:

  • господство крупной земельной собственности, находившейся в руках класса феодалов;
  • сочетание ее с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей, сохранявших в индивидуальной собственности основные орудия труда;
  • своеобразный статус крестьян, которые не являлись собственниками земли, а были ее держателями на различных условиях вплоть до наследственного пользования;
  • различные формы и степень внеэкономического принуждения крестьян;
  • преобладание аграрного сектора над торговым и промышленным в условиях господства натурального хозяйства;
  • низкий в целом уровень знаний и техники, ручное производство, что придавало особое значение индивидуальным производственным навыкам.

В развитии феодализма у разных народов имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими условиями  жизни, естественно-географической средой и культурными традициями.

Следует особо  подчеркнуть, что исторические рамки  господства той или иной общественно-экономической  формации и ее смены другой довольно существенно различаются по странам. Так, феодализм продолжал существовать в Восточной Европе, в том числе и в России, и Азии намного дольше, чем в Западной Европе. Поэтому в этих странах в XVIII в., а подчас и в XIX в. развивалась еще феодальная экономическая мысль, в то время как в странах Западной Европы происходило становление и развитие буржуазной экономической мысли.

      В условиях рабовладения и  феодализма, несмотря на определенное  сходство высказываемых в разных  странах экономических идей, еще  нельзя выделить направления  или течения экономической мысли,  хотя определенное взаимное влияние было. Поэтому экономическая мысль этой эпохи рассматривается по отдельным странам.

 

 

 

Индия

           

В Индии в  средние века господствовали, по мнению советских историков, феодальные отношения, характеризовавшиеся особой ролью  двух взаимосвязанных институтов — сельской общины и касты. В экономике страны сосуществовали два связанных, наложенных друг на друга, но автономных уклада — деревенский и городской. Городской уклад потреблял средства, поступавшие из села безвозмездно в качестве налога.

Ядром сельской (общинной) системы служили отношения  землевладельцев (их называли собственниками — мирасдарами, арбабами, маликами, позже — заминдарами) с обслуживавшими их группами кабальных батраков, зависимых арендаторов, ремесленников. Даже торговцы в сельской местности подчинялись власти общины заминдаров и платили ей дань. Наиболее яркой формой внутриобщинных отношений был обмен услугами и продуктами между лицами разных каст, носивший разные названия, а в современной литературе чаще всего называемый системой джаджмани. В этой форме большей частью выражалась эксплуатация низших слоев деревни со стороны «собственников», хотя в их распоряжении были и другие виды эксплуатации. Община, охватывавшая часто не одну деревню, а несколько десятков, представляла собой своеобразное поместье во главе с коллективным феодалом.

Вторая экономическая  система надстраивалась над первой. Ее составляли, прежде всего, отношения сельских собственников с государством и его налоговым аппаратом, чиновниками и военачальниками, его армией. Отношения по сбору налога, переводу его в денежную форму, распределению, перераспределению, обмену, потреблению, в том числе производственному потреблению в городском ремесле, составляли верхнюю, непосредственно осязаемую господствующим слоем экономику. Она-то преимущественно и привлекала внимание тогдашних мыслителей, задумывавшихся над экономическими вопросами.

Экономическая мысль в Индии вплоть до Нового времени не выделялась из комплекса  воззрений, охватывавших религиозные  и политические вопросы, и играла побочную роль в морально-этических рассуждениях. Жизнь понималась как включающая и загробный мир, поэтому «экономические» выкладки учитывали потусторонние факторы. В средние века подчиненность экономических взглядов религиозным даже возросла по сравнению с предшествующим периодом, что нашло отражение в затухании традиции артхашастры (науки о выгоде) и ее растворении в дхармашастре (науке о благочестии).

Средневековые экономические взгляды в Индии  базировались на двух религиозных традициях. Соответствующие две школы до некоторой степени развивались хронологически последовательно и территориально разобщено. Индусская мысль, заимствовавшая основные свои положения из древней традиции дхармашастр, господствовала до XII в., а затем продолжала существовать главным образом на юге Индии. Общественные воззрения ирано-тюрко-афганской прослойки господствующего класса, составлявшие часть исламского идеологического комплекса, получили распространение с XII — XIII вв. главным образом в Северной Индии. Обе школы продолжали служить, конечно не без определенных модификаций, теоретическим обоснованием практических мероприятий прежде всего потому, что реальная экономика средневековой Индии на известном уровне абстракции могла рассматриваться по тем же параметрам, что и древнеиндийская или ближневосточная.

«Теорией» внутриобщинных экономических отношений служили  социальные нормы, связанные с функционированием  кастовой системы. Каста и сельская община составляли нерасторжимое целое. Все кастовые правила должны представляться существующими от века и потому оставаться на уровне обычая, подчиняться лишь принципу «так принято».

Средневековая Индия унаследовала от древности  учение о делении всех людей на 4 варны и об их иерархии, но представления  об иерархии видов труда изменились. Если в древних дхармашастрах обязанностью варны вайшьев объявлялась «экономическая деятельность» в целом, охватывающая земледелие, скотоводство и торговлю, а шудрам предписывалось заниматься «услужением» (включая ремесло), то в средние века распространяется убеждение, что дело вайшьев лишь торговля и ростовщичество, а земледелие, скотоводство и ремесло — занятия шудр. Произошло, таким образом, падение престижности земледелия и скотоводства как занятий. Вообще презрение к физическому труду, довольно типичное для докапиталистических обществ, в Индии получило особенно широкое распространение именно потому, что разделение труда было религиозно санкционировано в виде кастовой идеологии.

Эксплуатация  неприкасаемых была фундаментом, на котором развивались другие виды внутриобщинной эксплуатации: чисто рабская, арендная, по системе джаджмани и т. п. «Теорией» экономической организации сельской общины служила, во-первых, идея неизменности данного вида разделения труда, идея наследования профессий и неравенства социальных статусов. Во-вторых, конкретно освящаемая кастовыми правилами, иерархия оказывалась в каждый момент приближенной к реальностям данной общины. Наконец, каста оформляла специфически индийскую форму общинной собственности на землю. Каждый полноправный член доминирующей касты (домохозяин) был практически собственником своего участка. Частные права ограничивались до некоторой степени правом преимущественной покупки земли членом того же коллектива. Но главным проявлением общинного характера землевладения было не это, а неразрывная связь самого факта индивидуального землевладения с принадлежностью индивида к некоему сообществу. Приписывание кастам определенных профессий играло скорее роль общей теории, в которую на практике можно было вносить существенные поправки.

Верхняя экономическая  подсистема в отличие от нижней, получила определенное отражение и  осмысление в письменных источниках двух упомянутых выше школ.

Политическая  теория, ставившая во главу угла фигуру правителя (раджи — в индусских  или падишаха, султана — в мусульманских сочинениях), определяла его центральную роль и в экономических размышлениях. Рассуждения о благосостоянии народа продолжают сводиться к описанию мер, которые должен принять государь. Основными проблемами, обсуждаемыми в этой связи, были: как побудить налогоплательщика (который полагался крестьянином) расширить запашку и сколько с него брать в качестве налога, чтобы и ему, и правителю, и городскому люду было хорошо.

Значение воды для выращивания культур и  для всей жизни в Индии было понято еще в глубокой древности. В средние века представления о мистической связи качеств государя с обилием земных и небесных вод исчезли. Строительство государем ирригационных сооружений стало пониматься не как обязанность, а как его милостивое деяние.

В целом в  сочинениях и инструкциях того времени  ирригации уделялось сравнительно небольшое внимание. Гораздо большее  значение придавалось привлечению  и сохранению населения на земле. Это считалось настолько важным, что государство готово было пойти на значительные расходы. Нуждающимся «крестьянам», не имевшим семян, скота или плуга, рекомендовалось выдавать краткосрочные (на год или два) беспроцентные ссуды. Иногда в количестве таких ссуд, выданных из казны, видели свидетельство рачительности и хозяйственности монарха.

Вторым вопросом экономической теории и практики был вопрос о том, сколько брать  с «крестьянина». «Крестьянин» рассматривался собственником земли, он должен был  платить налог не потому, что был  держателем государственного надела, а потому, что государь «защищал» его. Эта теория «защиты» возникает в древности, затем очень стойко сохраняется в средние века, одинаково как в индусских, так и в мусульманских источниках.

Высокий уровень  налогообложения обосновывался  либо особой плодородностью земли Индии, либо заботой о нравственности крестьянина. Абу-л Фазл, автор «Айин-и Акбари», дал общие положения, близкие к учению о дифференциальной ренте: «А поскольку условия правления и прерогативы государства различаются, а почвы разные — одни производят много при небольших усилиях, а другие — наоборот — и существует разница в отдаленности или близости воды от обрабатывающихся полей, то правительство каждой страны должно все эти обстоятельства учесть и установить соответственно свои требования».

Довольно распространенным было мнение, что сельское население  должно довольствоваться прожиточным  минимумом и следует весь излишек  из деревни забирать. Калхана, автор  «Раджатарангини», вкладывает в уста кашмирского правителя VIII в. Лалитадитьи  следующую сентенцию: «Нужно следить за тем, чтобы у крестьян не было зерна больше, чем требуется на год, и больше быков, чем нужно для обработки земли... Крестьяне не должны приобретать одежду, украшения, шерстяные одеяла, пищу, лошадей, женщин, жилища, которые подобают городу» (IV. 347—349).

Итак, при дворе твердо считали, что следует брать из деревни максимум того, что она  может дать. В противном случае крестьяне «портятся». Однако при  этом надо быть умеренным, не устанавливать  чрезмерные налоги, защищать «крестьянина» от незаконных поборов и от лихоимства сборщиков.

Политика индийских государей  в отношении городов отчасти  напоминала политику в деревне. Города и торговля рассматривались как  источники дохода, и потому считалось  необходимым основывать новые города, рынки, строить дороги и караван-сараи. Абу-л Фазл отдельно в этой связи упоминает о привлечении «умелых» иностранных мастеров с их «улучшенными методами работы». «Амуктамальяда» в Южной Индии призывает махараджу уделять внимание морским портам, способствуя тем самым увеличению ввоза лошадей, слонов, драгоценных камней, сандалового дерева, жемчуга, устанавливать дружеские отношения с иностранными купцами (почти наверняка имеются в виду португальцы), даровать им деревни, роскошные дома в столице, аудиенции, подарки, чтобы те ввозили слонов и лошадей в это государство, а не в соседние. Частные лица, построившие рынок или караван-сарай, получали освобождение от пошлин на некоторый срок.

Информация о работе Экономические идеи азиатских стран периода феодализма