Экономическая природа социальной защиты и социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство (ст. 7), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека. Здесь же по существу раскрывается и содержание социальной защиты населения. Положения этой статьи определенным образом конкретизируются в ст. 39 Конституции РФ. В частности, каждому при наличии соответствующего основания гарантируются: социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственная пенсия, социальное пособие. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальная защита в современных условиях: основные определения, цели, механизмы функционирования.
Глава 2. Экономические аспекты системы социального страхования.
Глава 3. Становление и перспективы развития системы социального страхования в Российской Федерации.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 2 на скачку.docx

— 72.36 Кб (Скачать файл)

 

Экономическая природа социальной защиты и социального страхования.

 

Введение

Глава 1. Социальная защита в современных условиях: основные определения, цели, механизмы функционирования.

Глава 2. Экономические аспекты системы социального страхования.

Глава 3. Становление и перспективы развития системы социального страхования в Российской Федерации.

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство (ст. 7), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу  развития человека. Здесь же по существу раскрывается и содержание социальной защиты населения. Положения этой статьи определенным образом конкретизируются в ст. 39 Конституции РФ. В частности, каждому при наличии соответствующего основания гарантируются: социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственная  пенсия, социальное пособие. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального  обеспечения и благотворительность.

Необходимо отметить при  этом, что чистая модель рыночной экономики  не обеспечивает своим участникам гарантированного уровня благосостояния. Доходы различных групп населения зависят от того, какими факторами производства они владеют, как складываются отношения спроса и предложения на эти факторы. В этом заключается справедливость рынка. Между тем большое число людей не обладает значительным имуществом, у людей разные способности, уровни здоровья, имеются неполные семьи, дети-сироты, одинокие больные старики. В условиях чистого капитализма XVIIIXIX веков не существовало механизма социальной защиты граждан в случаях безработицы, разорения, болезни, старости. Больные и бедные могли рассчитывать лишь на помощь церкви и благотворительность, которую христианская религия провозглашает одной из обязанностей состоятельных людей. Таким образом, рыночная справедливость отличается от социальной справедливости, предполагающей, прежде всего, равенство возможностей и достойный уровень существования для различных людей.

В экономически развитых странах  со смешанной экономикой (к которым, мы полагаем, можно отнести и нашу страну) признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.

 

Глава 1. Социальная защита: основные определения, цели, механизмы  функционирования.

Необходимость активной социальной политики в современной смешанной  рыночной экономике вытекает:

1) из стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

2)  из потребностей самой современной рыночной экономики: современному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной, высокотехнической и качественной продукции;

3)  из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения, недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).

Социальная защита населения - это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

- гуманность;

-  адресность;

-  комплексность;

-  обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя:

  1. Социальное обеспечение. Возникло в России в 20е годы и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления.

Эта категория по сути идентична  категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии. Это  предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В нашей стране к социальным гарантиям относят:

- гарантированное бесплатное  медицинское обслуживание;

- общедоступность и бесплатность  образования; 

- минимальный размер оплаты  труда и пенсии; социальная пенсия;

- пособия при рождении  ребенка, на период по уходу  за ребенком до достижения  им возраста 1,5 лет, до 16 лет; 

- ритуальное пособие на  погребение и др.

3.  Социальное страхование. Это защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется прежде всего путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потери кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг учреждений здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с восстановлением трудоспособности.

Актуальность исследования проблем модернизации экономических  основ социальной защиты и поддержки  населения обусловлена появлением новых систем социальных гарантий, требующих значительного объёма их финансового обеспечения.  А это вызывает изменение механизма разработки и осуществления соответствующей экономической политики и прогнозирования её последствий. Как отмечается в литературе, «в условиях мирового финансового кризиса высокой актуальностью отличаются разработки комплексного механизма социальной защиты, способного эффективно функционировать в различных направлениях».

Все сложившиеся сегодня  экономические основы системы социальной защиты направлены на устранение причин, препятствующих массовому доступу к гарантированным услугам здравоохранения, образования, питания. При этом большинство программ социальной защиты представляют схемы помощи, реализующие зависимость от определенного поведения (например, - посещения школы, пользования профилактических медицинских услуг, участия в общественных работах); другие программы распространяют свою помощь на всю определённую группу населения (например, - группа получателей пенсии по старости); в ряде же случаев денежные трансферты сочетаются с оказанием социальных услуг. Самой массовой формой социальной защиты во многих странах оказываются программы школьного питания (которая обычно рассматривается как оперативная форма социальной защиты в условиях экономического кризиса), продовольственная помощь и денежные выплаты для пожилых людей, а также страхование наиболее уязвимых категорий населения.

Характеризуя организационно-управленческие аспекты экономических основ национальных систем социального обеспечения, автор пришёл к выводу о том, что их масштаб определяется средним уровнем дохода основной части населения в данной стране, а также реальным потенциалом институциональной инфраструктуры. Следует согласиться с тезисом Е. Бегловой, что «действующая система выявления и социальной поддержки бедных семей и населения в виде многочисленных пособий, пособий, льгот и других видов помощи, их предоставление в небольших объемах, но значительному количеству семей является неоправданной и нуждается в ее адаптации к условиям рыночной экономики».

Отсюда следует, что основным условием эффективной реализации экономического обеспечения социальной защиты населения является наличие доступных сетей защиты в странах с ослабленной институциональной инфраструктурой. В подобных условиях важно превратить ограниченный выбор доступных инструментов социальной защиты в инструмент массового охвата наиболее уязвимых слоев населения.

На макроэкономическом уровне противодействие негативным социальным экстерналиям может потребовать  изменения законодательного обеспечения  норм, реализующих права на социальную защиту тех групп, которые могут  быть затронуты кризисными явлениями, в том числе - ключевые права человека, недопущение национально-расовой дискриминации и соблюдение гендерного равенства. Внимание к такому противодействию актуализировано тем, что предыдущий глобальный экономический кризис выразился в основном в сокращении домашних доходов (а, следовательно, и домашних расходов), сокращении государственных расходов (в результате снижения государственных доходов) и сокращении спонсорских расходов на социальную защиту для групп с низким уровнем дохода. Кроме того, во многих развивающихся странах происходит снижение занятости в легальном секторе экономики и рост занятости в теневом секторе, что увеличивает долю населения, не имеющего возможности доступа к самостоятельным страховым схемам здравоохранения и получения медицинских услуг.

Снижение доходов населения  объективно предопределяет увеличение его потребности в социальных трансфертах и более широкое  использование медицинских услуг в общественном секторе здравоохранения на фоне относительного сокращения объёма величин частного медицинского сектора.

В рыночном аспекте экономический  кризис генерирует удивительную ситуацию в системе социальной защиты – рост спроса на социальные услуги (особенно – на услуги здравоохранения и медицины) сопровождается падением его платежеспособного обеспечения. Негативное влияние экономические кризисы оказывают на гендерную сферу, что выражается в непропорционально возрастающей нагрузке на женщин - как в развитых, так и в развивающихся странах. В условиях экономического кризиса женщины чаще, чем мужчины, лишаются рабочих мест, лишаются дополнительных возможностей для участия в предпринимательстве, входят в зону отсутствия социальной защиты, имеют ограниченный доступ к медицинским услугам, сокращают контроль над экономическими и финансовыми ресурсами, - при увеличении ответственности во всех сферах их и семейной жизни.

В период экономических кризисов обеспечение социальной защиты, включая помощь в виде продовольственных карточек и пособий, выплачиваемых безработным и другим уязвимым категориям населения, особую силу приобретают социальные и экономические стабилизаторы. Последние не только обеспечивают доступ к необходимым услугам здравоохранения и образования, что снижает вероятность социальных волнений, но в экономическом плане оно вносит важный вклад в ограничение падения объёма совокупного спроса, тем самым сокращая разрушительный потенциал макроэкономической рецессии.

Обычно в период мирового финансового кризиса основные усилия государства сосредотачиваются в основном на укреплении национальной денежной системы. Однако ещё большее внимание должно уделяться поддержке институтам социальной защиты всех экономически-уязвимых слоев населения. В этом аспекте элементами потенциальной стратегией поддержки институтов социальной защиты населения являются:

- предоставление социальной  помощи в натуральной форме  (например, непосредственно продуктами питания) и денежными переводами схем, а также расширение прав, условий и сфер их применения;

- увеличение числа схем  социального обеспечения;

- введение новых систем  социальных гарантий (например, в  сфере занятости);

- создание продовольственной  помощи в виде таких программ, как школьное питание;

- введение временных (на  период экономического кризиса)  механизмов обеспечения доступности к медицинским и образовательным услугам населения в сельских местностях (особое значение имеет обеспечения непрерывности лечения людей с хроническими заболеваниями).

Самой дискуссионной в  теории экономических основ социальной защиты и поддержки населения  остаётся её фундаментальная категория - «страховая гарантия». Дискуссионность касается наполнения этой категории экономическим содержанием - предоставляются ли эти гарантии на общих основаниях всем жителям страны (экономическая основа - обязательные взносы страхования), или же они предоставляются только в случаях и ситуации необходимости на основе принятия определённых поведенческих условий (экономическая основа – специальные взносы страхования)?

Критерием общего или особенного основания в данном случае выступает  доступ граждан к необходимым  медицинским услугам и средствам обеспечения минимального уровня доходов. В разных странах предлагаются и реализуются различные комбинации социальных гарантий для удовлетворения индивидуальных потребностей на основе универсальной (страховой) и локальной (нестраховой) системы социальной защиты.

Информация о работе Экономическая природа социальной защиты и социального страхования