Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 13:50, курсовая работа
Цель работы – изучить тему «Цикличность как всеобщая форма макроэкономической динамики рыночного хозяйства. Анализ особенностей цикличности развития экономики Беларуси», выявить теоретически установленные закономерности применительно на практике.
Данная цель определяет решение следующих задач:
1. Изучить теоретические подходы к цикличности как всеобщей формы макроэкономической динамики рыночного хозяйства;
2. Выявить основную проблему цикличности как всеобщей формы макроэкономической динамики рыночного хозяйства;
3. Определить особенности развития цикличности как всеобщей формы макроэкономической динамики рыночного хозяйства.
4. Провести анализ особенностей цикличности развития экономики Беларуси.
5. Проанализировать изменение ВВП и выявить факторы, оказавшиенаибольшее влияние на динамику ВВП в 2005-2012 гг.
6. Изучить современные подходы к антициклическому регулированию экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1.ЦИКЛИЧНОСТЬ КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА.....5
1.1.Теоретические аспекты сущности цикличности развития экономики…5
1.2. Общая характеристика цикла, его фазы …………………………….....8
1.3. Типы экономических циклов и их причины …………….......................11
2.АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ В 2005-2012 ГГ.……………...…………………………………….13
3. АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕИ АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.......................................................21
3.1. Сущность антициклического регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
3.2 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2013 г…………24
3.3 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в 2013 г………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....33
- повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений;
- изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью повышения финансовой отдачи бюджетных средств;
- привлечение в страну иностранного капитала;
- претворение в жизнь
всех тех конкретных
Основная целевая ориентация налоговой политики на предстоящее пятилетие – повышение оптимальности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и сохранении дефицита и долговых обязательств на экономически безопасном уровне.
В связи с этим в 2011-2015 гг. будут решаться следующие задачи:
- совершенствование структуры
и механизмов взимания
- радикальное упрощение
процедур налогового
- оптимизация неэффективных бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов и повышение эффективности использования выделяемых ресурсов;
- концентрация бюджетных
средств, включая средства на
государственную поддержку
- повышение эффективности
управления государственным
Для реализации поставленных задач планируется:
- упразднение мелких налогов
и сборов и снижение
- упрощение порядка исчисления
и переход к квартальным
- упорядочение взимания местных налогов и сборов;
- сокращение объемов
- обеспечение адресности социальных программ и поддержки населения;
- отработка механизмов
и постепенный переход к
- развитие внутреннего
рынка государственных
Намеченная налоговая
политика должна способствовать модернизации
и повышению
Таким образом, основными
направлениями
- упрощение расчётов и порядка взимания налогов;
- совершенствование норм
юридической ответственности
- поэтапное снижение уровня
налогообложения с
- борьба с теневым сектором экономики;
- предотвращение утечки
капитала и стимулирование
- пересмотр и упорядочение
льгот в системе
- совершенствование таможенного
регулирования, способствующее
- согласование механизма
налогообложения научно-
- стремление к унификации
с налоговыми системами,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании данной курсовой работы автором сделаны следующие выводы:
1. Экономический (деловой) цикл – регулярные колебания уровней производства, занятости и дохода, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет, относительно долгосрочного тренда. Причинами экономических циклов являются:периодическое истощение автономных инвестиций, ослабление эффекта мультипликации, колебания объемов денежной массы, обновление основного капитала и т. д.
2. На современный экономический цикл существенное влияние оказывает ряд факторов, среди которых особую роль играют:монополистическая структура рынков, государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, процесс глобализации (интернационализации) производства.
3. Цикличность экономического развития – это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности – понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры. Периоды повышения экономической активности характеризуются преимущественно экстенсивным развитием, а периоды понижения экономической активности – началом преимущественно интенсивного развития.
4. В классическом смысле экономический цикл включает в себя четыре фазы:а) кризис (спад, рецессия);б) депрессия (стагнация);в) оживление (экспансия);г) подъем (бум, пик).
5 Можно выделить следующие основные виды экономических циклов.Цикл Дж. Китчина (циклы запасов), продолжительностью от 2-х до 4-х лет, так называемый короткий цикл.Цикл К. Жугляра, продолжительностью 10 лет, так называемый средний цикл, связанный с периодичностью обновления основного капитала. Цикл К. Маркса, продолжительностью 10 лет, связанный с периодичностью массового обновления основного капитала. Цикл С. Кузнеца, продолжительностью 18-25 лет, так называемый строительный цикл, связанный с периодичностью обновления жилищ и некоторых видов производственных сооружений. Цикл Н. Кондратьева, их продолжительность 50-60 лет.
6. ВВП характеризует стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах (ценах конечного покупателя), произведенных резидентами на территории данной страны за рассматриваемый период времени. Индексы физического объема ВВП и его компонентов также важны для анализа производительности труда, эффективности использования отдельных элементов национального богатства, выявления изменений в структуре экономики, анализа уровня жизни и др.
7. Что касается перспективного развития экономики нашей страны, ВВП на душу населения в Беларуси в 2015 г. должен возрасти до 26-27 тыс. долл., что отражено в основных положениях социально-экономического развития страны на 2011-2015 гг. Достижение намеченных целевых ориентиров позволит увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14 тыс. долл. в 2010 г. до 26-27 тыс. долл. в 2015 г., производительность труда в расчете на одного занятого – в эквиваленте с $26 тыс. до 49-51 тыс. долл.
8. На данный момент можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на циклическое развитие экономики Республики Беларусь:1. Проблемы статистики выпуска; 2. Различные внешние шоки; 3. Низкие темпы реструктуризации экономики, промышленного комплеса, как следствие, неблагоприятный инвестиционный климат в стране.
9. Для сглаживания экономических циклов могут применяться следующие меры: фискальная политика (политика, которая предполагает изменение ставки налога и социальныхрасходов государства); кредитно-денежная политика (политика, которая предполагает управление совокупным спросом (использование финансовых механизмов).
10. Антициклическое регулирование – комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста.Основной целью антициклического регулирования является подготовка к кризисам, в виде резервных фондов, накопления избыточных средств и т.д., выбор правильного сочетания инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик во время кризисов, а также смягчение последствий рецессии.
11. В 2013 г. денежно-кредитная политика Беларуси сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Ключевая роль отводится процентной политике, приоритетом которой является поддержание положительного уровня процентных ставок. С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 г. составит 13-15% годовых.В 2013 г. запланирован рост ВВП на 8,5%, производительности труда (по ВВП) – на 9,3%, экспорта товаров и услуг — на 15,2%. Сальдо внешней торговли товарами и услугами ожидается положительное на уровне 0,7% к ВВП, снижение энергоемкости ВВП – на 7%.
12. Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. В 2012-2014 гг. Министерство финансов намерено продолжать жесткую бюджетную политику. В качестве основного мероприятия в области налоговой политики на 2013 г. в рамках работы по сокращению налоговой нагрузки предполагается снизить ставку налога на прибыль. В 2013-2014 гг. продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов.В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ