Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 13:50, курсовая работа
Цель работы – изучить тему «Цикличность как всеобщая форма макроэкономической динамики рыночного хозяйства. Анализ особенностей цикличности развития экономики Беларуси», выявить теоретически установленные закономерности применительно на практике.
Данная цель определяет решение следующих задач:
1. Изучить теоретические подходы к цикличности как всеобщей формы макроэкономической динамики рыночного хозяйства;
2. Выявить основную проблему цикличности как всеобщей формы макроэкономической динамики рыночного хозяйства;
3. Определить особенности развития цикличности как всеобщей формы макроэкономической динамики рыночного хозяйства.
4. Провести анализ особенностей цикличности развития экономики Беларуси.
5. Проанализировать изменение ВВП и выявить факторы, оказавшиенаибольшее влияние на динамику ВВП в 2005-2012 гг.
6. Изучить современные подходы к антициклическому регулированию экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1.ЦИКЛИЧНОСТЬ КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА.....5
1.1.Теоретические аспекты сущности цикличности развития экономики…5
1.2. Общая характеристика цикла, его фазы …………………………….....8
1.3. Типы экономических циклов и их причины …………….......................11
2.АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ В 2005-2012 ГГ.……………...…………………………………….13
3. АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕИ АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.......................................................21
3.1. Сущность антициклического регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
3.2 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2013 г…………24
3.3 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в 2013 г………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....33
Рисунок 2.1 – ВВП в текущих ценах в 2005-2012 гг.
На данном графике не виден законченный экономический цикл, можно предположить, что на рисунке 2.1 изображена часть цикла в фазе подъема. Так как лишь часть этого цикла занимает период в 8 лет, то данный экономический цикл будет считаться долгосрочным.
Но на вышеуказанном графике ВВП был оценен в текущих ценах, что не может отражать реальных размеров данного показателя. На рисунке 2.2 отражены индексы ВВП и цен продукции промышленности за 2005-2012 гг. (предыдущий год=100 %), рассчитанные по объемам ВВП в указанном периоде в сопоставимых ценах.
Рисунок 2.2 – Индексы ВВП и цен промышленной продукции в сопоставимых ценах
На данном рисунке видно, что расположение данных на графике повторяет друг друга. Снижение индекса ВВП совпадает со снижением индекса цен промышленной продукции, аналогичная ситуация наблюдается и с ростом данных показателей. Это лишний раз доказывает цикличность развития экономики.
Далее рассмотрим структуру ВВП Республики Беларусь 2005-2012 гг. по использованию доходов.
Рисунок 2.3 – Структура ВВП по использованию доходов, %.
На основании рисунка 2.3 можно сделать вывод о том, что динамика некоторый показателей структуры ВВП в отмеченном периоде также циклична. К примеру, показатель валового накопления изменялся с 27,9 % до 22,3 % в 2005-2012 гг. с пиком в 41,2 % в 2010 г. Расходы на конечное потребление государственных учреждений изменялись в аналогичном периоде 20,4 % в 2005 г. до 21,2 % в 2012 г. с низшей точкой спада в 2011 г. в 15,1 %.
Расходы на конечное потребление
домашних хозяйств в 2005-2012 гг. выросли
с 49,7 % до 58,3 %, что свидетельствует
о постепенном улучшении
Таким образом, график динамики структуры ВВП в Республике Беларусь за 2005-2012 г.г. дает основание предположить, что производство данного показателя в стране происходит неравномерно. Причем причиной данной неравномерности является цикличность вышеуказанных компонентов ВВП: расходов на конечное потребление (домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства), валового накопления и чистого экспорта.
Причем следует отметить, отрицательная тенденция наблюдается относительно чистого экспорта. Начиная с 2006 года, он неуклонно падает и на сегодняшний день составляет -3,5 %, т.е. импорт превышает экспорт, а это уже говорит о том, что государство не может полностью обеспечить себя.
Одним из важнейших макроэкономических показателей является показатель ВВП на душу населения, динамика которого (в текущих ценах) в 2005-2012 гг. отражена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Динамика ВВП Республики Беларусь в текущих ценах на душу населения, тыс. руб.
Изменение показателя ВВП на душу населения в сопоставимых ценах (в % к предыдущему году) отражено на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – ВВП на душу населения в % к предыдущему году
На основании рисунков 2.4 и 2.5 можно сделать вывод о том, что в текущих ценах на протяжении всего указанного периода показатель ВВП на душу населения ежегодно возрастал и увеличился в 2012 г. по сравнению с 2005 г. в 8,3 раза.
Однако данный показатель в сопоставимых ценах дает более реальное описание экономической ситуации. Он в указанном периоде с 110,2 до 98,7 % с низшими точками спада в 2009 и 2012 гг., что совпадает с кризисными ситуациями в экономике Республики Беларусь данных годов.
Уровень монетизации, или коэффициент насыщенности экономики деньгами – это соотношение между денежной массой в обращении и уровнем производства в текущих ценах (равна номинальному ВВП). Динамика уровня монетизации экономики Республики Беларусь в 2005-2012 гг. отражена на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Уровень монетизации экономики Республики Беларусь, %.
На рисунке 2.6 видно, что уровень монетизации изменился за период 2005-2012 гг. с 10,6 % до 15,0 %. Пик данного показателя приходился на 2208 г. и составлял 16,2 %.
Уровень монетизации колебался под влиянием различных факторов. Так, снижение монетизации произошло в 2009-2010 гг. и в 2012 г. в результате роста долларизации экономики. На уровень монетизации влияли также колебания спроса на деньги, инфляционные процессы.
К слову, в развитых странах уровень монетизации составляет более 60% [11].
Что касается перспективного развития экономики нашей страны, ВВП на душу населения в Беларуси в 2015 г. должен возрасти до 26-27 тыс. долл., по мнению министра экономики Беларуси Николая Снопкова, что отражено в основных положениях социально-экономического развития страны на 2011-2015 гг.
Достижение намеченных целевых ориентиров позволит увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14 тыс. долл. в 2010 г. до 26-27 тыс. долл. в 2015 г., производительность труда в расчете на одного занятого – в эквиваленте с $26 тыс. до 49-51 тыс. долл.
Характерной особенностью экономической
модели государства в предстоящей
пятилетке будет придание ей большей
устойчивости за счет формирования и
развития предпринимательства, свободного
от административных барьеров, путем
широкого встраивания в нее института
частной собственности и
В сфере внешнеэкономической
Ожидается, что результатом структурной перестройки экономики Беларуси станет увеличение доли высокотехнологичных отраслей и производств и переход к более быстрому обновлению основных средств, что позволит создать более 1/3 новых высокопроизводительных рабочих мест.
Планируется постепенное снижение роли государственных органов в прямом хозяйственном управлении и деятельности организаций и смещении акцентов на косвенные индикативные инструменты государственного регулирования.
В сфере финансов предполагается развитие рынка ценных бумаг и страхования, инвестиционных и гарантийных фондов, лизинга.
Особое внимание в ближайшей пятилетке планируется уделить развитию высокотехнологичных и инновационных производств. Доля инновационной продукции в объеме промышленного производства к концу 2015 г. должна составить не менее 21 %, более 70 % ее должно поставляться на экспорт.
В сфере демографической политики планируется совершенствование системы помощи молодым семьям и улучшение их жилищных условий, увеличение размеров пособий с привязкой их величины к очередности рождения детей.
В сфере занятости населения предлагается создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах, а также в сфере услуг. Будет сделан акцент на повышение уровней реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы.
В сфере пенсионного обеспечения
планируется акцентировать
В сфере социальной защиты населения, продолжил министр, будет сделан акцент на адресную защиту нуждающихся пожилых людей, ветеранов, инвалидов, а также молодых семей.
В системе здравоохранения
В сфере образования
На данный момент можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на циклическое развитие экономики Республики Беларусь:
1. Проблемы статистики выпуска.
В Республике Беларусь, как и в советском союзе, для отраслевых министерств концернов и отдельных предприятий устанавливаются плановые показатели роста выпуска. Поскольку подобная практика в СССР создавала для этих субъектов стимулы завышать действительные показатели, нет оснований полагать, что в Беларуси дело обстоит иначе. Еще одним поводом для претензий к официальной статистике является несоответствие методологий, используемой Национальным статистическим комитетом РБ для расчетов промышленного производства, международной методологии.
2. Различные внешние шоки.
Из них можно выделить
основные: зависимость от повышения
цен на топливно-энергетических ресурсов,
в связи с уменьшением
3. Низкие темпы реструктуризации экономики, промышленного комплеса, как следствие, неблагоприятный инвестиционный климат в стране.
Экономика Беларуси находится
еще на начальном этапе преодоления
глубокого и затяжного
Оба кризиса относительно
самостоятельны и взаимно влияют
друг на друга. Их переплетение усугубляет
состояние экономической
В Беларуси прирост ВВП в 2013 г., как ожидается, составит 8,5 %. Об этом доложил премьер-министр Михаил Мясникович президенту Беларуси Александру Лукашенко. Рост ВВП планируется на уровне 108,5 %, рост экспорта – 115,2 %.
В 2013 г. упор будет делаться на инновационную направленность, расширение товарной номенклатуры, для чего будут создаваться современные производства.
В целом правительство оценивает объем инвестиций следующего года в 20 млрд. долл. Кроме того, в правительстве договорились о концентрации части чистой прибыли, остающейся в распоряжении государственных предприятий, на приоритетные проекты, которые будут определять лицо белорусской экономики [11].
Таким образом, если опираться на теорию цикличности экономики и брать за основу все перечисленное выше, можно сделать вывод о том, что наша страна находится на стадии роста, продолжительность которой в среднем составит порядка 3-4 лет, за которой последует спад валового внутреннего продукта или рецессия.
Для сглаживания экономических циклов могут применяться следующие меры: фискальная политика (политика, которая предполагает изменение ставки налога и социальныхрасходов государства); кредитно-денежная политика (политика, которая предполагает управление совокупным спросом (использование финансовых механизмов). Данные меры будут подробнее рассмотрены в 3-ей главе данной курсовой работы.
ГЛАВА 3
Антициклическое регулирование и антициклическая политика в Республике Беларусь
3.1. Сущность антициклического регулирования экономики Республики Беларусь
Антициклическое регулирование – комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.
Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход делового цикла. Оно меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз и непоследовательность их смены с точки зрения «чистой» теории.
Главной целью государства при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного по волне цикла и не галопирующего темпа экономического роста.
Основной целью антициклического регулирования является подготовка к кризисам, в виде резервных фондов, накопления избыточных средств и т.д., выбор правильного сочетания инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик во время кризисов, а также смягчение последствий рецессии.
Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических колебаний.
Важнейшими инструментами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во времякризисагосударственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема – на его сдерживание.
Так, в фазе подъема дорожает кредит, вводятся новые налоги, повышаются старые, отменяется ускоренная амортизация и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
Таким образом, происходит переплетение
стихийно рыночного механизма
Нельзя не отметить, что неотъемлемым элементом экономического кризиса стала инфляция.Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса.