Цикличность как всеобщая форма макроэкономической динамики рыночного хозяйства. Анализ особенностей цикличности развития экономики Бел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить тему «Цикличность как всеобщая форма макроэкономической динамики рыночного хозяйства. Анализ особенностей цикличности развития экономики Беларуси», выявить теоретически установленные закономерности применительно на практике.
Данная цель определяет решение следующих задач:
1. Изучить теоретические подходы к цикличности как всеобщей формы макроэкономической динамики рыночного хозяйства;
2. Выявить основную проблему цикличности как всеобщей формы макроэкономической динамики рыночного хозяйства;
3. Определить особенности развития цикличности как всеобщей формы макроэкономической динамики рыночного хозяйства.
4. Провести анализ особенностей цикличности развития экономики Беларуси.
5. Проанализировать изменение ВВП и выявить факторы, оказавшиенаибольшее влияние на динамику ВВП в 2005-2012 гг.
6. Изучить современные подходы к антициклическому регулированию экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1.ЦИКЛИЧНОСТЬ КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА.....5
1.1.Теоретические аспекты сущности цикличности развития экономики…5
1.2. Общая характеристика цикла, его фазы …………………………….....8
1.3. Типы экономических циклов и их причины …………….......................11
2.АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦИКЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ В 2005-2012 ГГ.……………...…………………………………….13
3. АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕИ АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.......................................................21
3.1. Сущность антициклического регулирования экономики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..21
3.2 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2013 г…………24
3.3 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в 2013 г………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая цикличность исправленная.docx

— 377.84 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 2.1 – ВВП в текущих  ценах в 2005-2012 гг.

 

На данном графике не виден законченный экономический цикл, можно предположить, что на рисунке 2.1 изображена часть цикла в фазе подъема. Так как лишь часть этого цикла занимает период в 8 лет, то данный экономический цикл будет считаться долгосрочным.

Но на вышеуказанном графике  ВВП был оценен в текущих ценах, что не может отражать реальных размеров данного показателя. На рисунке 2.2 отражены индексы ВВП и цен продукции промышленности за 2005-2012 гг. (предыдущий год=100 %), рассчитанные по объемам ВВП в указанном периоде в сопоставимых ценах.

 

 

Рисунок 2.2 – Индексы ВВП  и цен промышленной продукции  в сопоставимых ценах

 

На данном рисунке видно, что расположение данных на графике повторяет друг друга. Снижение индекса ВВП совпадает со снижением индекса цен промышленной продукции, аналогичная ситуация наблюдается и с ростом данных показателей. Это лишний раз доказывает цикличность развития экономики.

Далее рассмотрим структуру  ВВП Республики Беларусь 2005-2012 гг. по использованию доходов.

 

 

Рисунок 2.3 – Структура  ВВП по использованию доходов, %.

 

На основании рисунка 2.3 можно сделать вывод о том, что динамика некоторый показателей структуры ВВП в отмеченном периоде также циклична. К примеру, показатель валового накопления изменялся с 27,9 % до 22,3 % в 2005-2012 гг. с пиком в 41,2 % в 2010 г. Расходы на конечное потребление государственных учреждений изменялись в аналогичном периоде 20,4 % в 2005 г. до 21,2 % в 2012 г. с низшей точкой спада в 2011 г. в 15,1 %.

Расходы на конечное потребление  домашних хозяйств в 2005-2012 гг. выросли  с 49,7 % до 58,3 %, что свидетельствует  о постепенном улучшении качества жизни населения Республики Беларусь.

Таким образом, график динамики структуры ВВП в Республике Беларусь за 2005-2012 г.г. дает основание предположить, что производство данного показателя в стране происходит неравномерно. Причем причиной данной неравномерности является цикличность вышеуказанных компонентов ВВП: расходов на конечное потребление (домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства), валового накопления и чистого экспорта.

Причем следует отметить, отрицательная тенденция наблюдается относительно чистого экспорта. Начиная с 2006 года, он неуклонно падает и на сегодняшний день составляет -3,5 %, т.е. импорт превышает экспорт, а это уже говорит о том, что государство не может полностью обеспечить себя.

Одним из важнейших макроэкономических показателей является показатель ВВП  на душу населения, динамика которого (в текущих ценах) в 2005-2012 гг. отражена на рисунке 2.4.

 

 

Рисунок 2.4 – Динамика ВВП  Республики Беларусь в текущих ценах  на душу населения, тыс. руб.

 

Изменение показателя ВВП  на душу населения в сопоставимых ценах (в % к предыдущему году) отражено на рисунке 2.5.

 

 

Рисунок 2.5 – ВВП на душу населения в % к предыдущему году

 

На основании рисунков 2.4 и 2.5 можно сделать вывод о  том, что в текущих ценах на протяжении всего указанного периода показатель ВВП на душу населения ежегодно возрастал и увеличился в 2012 г. по сравнению с 2005 г. в 8,3 раза.

Однако данный показатель в сопоставимых ценах дает более  реальное описание экономической ситуации. Он в указанном периоде с 110,2 до 98,7 % с низшими точками спада  в 2009 и 2012 гг., что совпадает с кризисными ситуациями в экономике Республики Беларусь данных годов.

Уровень монетизации, или коэффициент насыщенности экономики деньгами – это соотношение между денежной массой в обращении и уровнем производства в текущих ценах (равна номинальному ВВП). Динамика уровня монетизации экономики Республики Беларусь в 2005-2012 гг. отражена на рисунке 2.6.

 

 

Рисунок 2.6 – Уровень монетизации  экономики Республики Беларусь, %.

 

На рисунке 2.6 видно, что уровень  монетизации изменился за период 2005-2012 гг. с 10,6 % до 15,0 %. Пик данного  показателя приходился на 2208 г. и составлял 16,2 %.

Уровень монетизации колебался под влиянием различных факторов. Так, снижение монетизации произошло в 2009-2010 гг. и в 2012 г. в результате роста долларизации экономики. На уровень монетизации влияли также колебания спроса на деньги, инфляционные процессы.

К слову, в развитых странах  уровень монетизации составляет более 60% [11].

Что касается перспективного развития экономики нашей страны, ВВП на душу населения в Беларуси в 2015 г. должен возрасти до 26-27 тыс. долл., по мнению министра экономики Беларуси Николая Снопкова, что отражено в основных положениях социально-экономического развития страны на 2011-2015 гг.

Достижение намеченных целевых  ориентиров позволит увеличить объем  ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14 тыс. долл. в 2010 г. до 26-27 тыс. долл. в 2015 г., производительность труда в расчете на одного занятого – в эквиваленте с $26 тыс. до 49-51 тыс. долл.

Характерной особенностью экономической  модели государства в предстоящей  пятилетке будет придание ей большей  устойчивости за счет формирования и  развития предпринимательства, свободного от административных барьеров, путем  широкого встраивания в нее института  частной собственности и создания условий для создания собственного дела.

В сфере внешнеэкономической деятельности Беларусь намерена придерживаться принципа многовекторности сотрудничества. Планируется также принять меры по достижению положительного внешнего сальдо к 2014 году.

Ожидается, что результатом структурной  перестройки экономики Беларуси станет увеличение доли высокотехнологичных  отраслей и производств и переход  к более быстрому обновлению основных средств, что позволит создать более 1/3 новых высокопроизводительных рабочих  мест.

Планируется постепенное снижение роли государственных органов в  прямом хозяйственном управлении и  деятельности организаций и смещении акцентов на косвенные индикативные инструменты государственного регулирования.

В сфере финансов предполагается развитие рынка ценных бумаг и страхования, инвестиционных и гарантийных фондов, лизинга.

Особое внимание в ближайшей  пятилетке планируется уделить  развитию высокотехнологичных и  инновационных производств. Доля инновационной  продукции в объеме промышленного производства к концу 2015 г. должна составить не менее 21 %, более 70 % ее должно поставляться на экспорт.

В сфере демографической политики планируется совершенствование  системы помощи молодым семьям и  улучшение их жилищных условий, увеличение размеров пособий с привязкой  их величины к очередности рождения детей.

В сфере занятости населения  предлагается создание новых рабочих  мест в наукоемких и высокотехнологичных  производствах, а также в сфере  услуг. Будет сделан акцент на повышение  уровней реальных располагаемых  денежных доходов населения, в том  числе реальной заработной платы.

В сфере пенсионного обеспечения  планируется акцентировать внимание на увеличении пенсий и обеспечении  стабильности их выплат.

В сфере социальной защиты населения, продолжил министр, будет сделан акцент на адресную защиту нуждающихся  пожилых людей, ветеранов, инвалидов, а также молодых семей.

В системе здравоохранения планируется  обеспечить высокое качество медицинского обслуживания за счет внедрения инновационных  технологий в области профилактики, диагностики и лечения.

В сфере образования предполагается провести оптимизацию объемов и  структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным  образованием. Планируется также  присоединение национальной системы  образования к Болонскому процессу [3].

На данный момент можно  выделить ряд факторов, оказывающих влияние на циклическое развитие экономики Республики Беларусь:

1. Проблемы статистики выпуска.

В Республике Беларусь, как и в советском союзе, для отраслевых министерств концернов и отдельных предприятий устанавливаются плановые показатели роста выпуска. Поскольку подобная практика в СССР создавала для этих субъектов стимулы завышать действительные показатели, нет оснований полагать, что в Беларуси дело обстоит иначе. Еще одним поводом для претензий к официальной статистике является несоответствие методологий, используемой Национальным статистическим комитетом РБ для расчетов промышленного производства, международной методологии.

2. Различные внешние шоки.

Из них можно выделить основные: зависимость от повышения  цен на топливно-энергетических ресурсов, в связи с уменьшением субсидирования от России, дестабилизация экспорта на внешние рынки.

3. Низкие темпы реструктуризации экономики, промышленного комплеса, как следствие, неблагоприятный инвестиционный климат в стране.

Экономика Беларуси находится  еще на начальном этапе преодоления  глубокого и затяжного экономического кризиса. В нем переплетаются  два вида кризисов: структурный технологический  кризис вследствие исчерпания потенциала устаревших технических способов производств  и кризис хозяйственного механизма, присущего командно-административной модели экономики.

Оба кризиса относительно самостоятельны и взаимно влияют друг на друга. Их переплетение усугубляет состояние экономической конъюнктуры  в нашей стране [13].

В Беларуси прирост ВВП в 2013 г., как ожидается, составит 8,5 %. Об этом доложил премьер-министр Михаил Мясникович президенту Беларуси Александру Лукашенко. Рост ВВП планируется на уровне 108,5 %, рост экспорта – 115,2 %.

В 2013 г. упор будет делаться на инновационную направленность, расширение товарной номенклатуры, для чего будут создаваться современные производства.

В целом правительство  оценивает объем инвестиций следующего года в 20 млрд. долл. Кроме того, в правительстве договорились о концентрации части чистой прибыли, остающейся в распоряжении государственных предприятий, на приоритетные проекты, которые будут определять лицо белорусской экономики [11].

Таким образом, если опираться на теорию цикличности экономики и брать за основу все перечисленное выше, можно сделать вывод о том, что наша страна находится на стадии роста, продолжительность которой в среднем составит порядка 3-4 лет, за которой последует спад валового внутреннего продукта или рецессия.

Для сглаживания экономических  циклов могут применяться следующие  меры: фискальная политика (политика, которая предполагает изменение ставки налога и социальныхрасходов государства); кредитно-денежная политика (политика, которая предполагает управление совокупным спросом (использование финансовых механизмов). Данные меры будут подробнее рассмотрены в 3-ей главе данной курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

Антициклическое регулирование и антициклическая политика в Республике Беларусь

 

 

3.1. Сущность антициклического регулирования экономики Республики Беларусь

 

 

Антициклическое регулирование – комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.

Государственное воздействие  на экономику способно существенно  повлиять на ход делового цикла. Оно  меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. В результате государственного воздействия возможно даже выпадение некоторых фаз  и непоследовательность их смены  с точки зрения «чистой» теории.

Главной целью государства  при этом является достижение стабильного, сбалансированного, равно распределенного  по волне цикла и не галопирующего  темпа экономического роста.

Основной целью  антициклического регулирования является подготовка к кризисам, в виде резервных фондов, накопления избыточных средств и т.д., выбор правильного сочетания инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик во время кризисов, а также смягчение последствий рецессии.

Для поддержания экономической  стабильности в обществе государство  проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических колебаний.

Важнейшими инструментами, с помощью которых государство  воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые  рычаги. Во времякризисагосударственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема – на его сдерживание.

Так, в фазе подъема дорожает кредит, вводятся новые налоги, повышаются старые, отменяется ускоренная амортизация  и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные  меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию  и налоговые скидки на новые инвестиции.

Таким образом, происходит переплетение стихийно рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических  кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

Нельзя не отметить, что  неотъемлемым элементом экономического кризиса стала инфляция.Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса.

Информация о работе Цикличность как всеобщая форма макроэкономической динамики рыночного хозяйства. Анализ особенностей цикличности развития экономики Бел