Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:13, курсовая работа
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………6
1.1.Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ………………………….…………………….………………………………………6
1.2 Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………………8
1.3 Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ……………………….………...11
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………..14
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……...…14
2.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ……………………………………………………..….16
2.3. Динамика финансирования Фонда социального страхования РФ……….……19
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………..25
3.1.Стратегические направления развития социальных фондов………………......25
3.2.Пути повышения финансирования Фонда социального страхования РФ…….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………...38
В соответствии с законопроектом, по статье бюджета «Единовременные страховые выплаты» сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на 2012 год установлена в размере 64 400 рублей. На 2013 год указанная сумма с учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен составила 69 600,0 рублей, на 2012 год – 74 500,0 рублей. При прогнозировании расходов на выплату единовременных страховых выплат на 2012–2013 годы принято количество выплат в соответствии с динамикой за ряд лет в размере 31,8 тыс. выплат без увеличения по годам планируемого периода.
В 2012 году на финансирование затрат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний было направлено 199 338 566,2 тыс. рублей. Из них на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 3 474 900,0 тыс. рублей, или 118,5% к уровню этих затрат по бюджету ФСС на 2012 год; единовременные страховые выплаты – 785 159,6 тыс. рублей, или 107,3%; ежемесячные страховые выплаты – 40 154 470,0 тыс. рублей, или 111,1%; расходы по доставке и пересылке страховых выплат – 462 617,8 тыс. рублей, или 106,2%; затраты на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию – 11 661 855,1 тыс. рублей, или 106,9% к уровню 2012 года.
По статье бюджета «Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний» предусмотрены расходы на указанные цели на 2012 год в сумме 10 898 930,0 тыс. рублей (106,6% к бюджету 2011 года), на 2013 год – 11 661 855,1 тыс. рублей (106,9% к 2012 году) и на 2012 год – 11 895 371,1 тыс. рублей (102,0% к 2013 году).
Фонд социального страхования осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг, отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедических изделий в пределах бюджетных ассигнований из федерального бюджета в сумме 8 495 300,6 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 745 938,2 тыс. рублей. В 2013 году бюджетные ассигнования предусмотрены в сумме 11 597 000,0 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 874 638,7 тыс. рублей, и в 2012 году – 11 597 000,0 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 885 159,7 тыс. рублей.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯЧ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
3.1.Стратегические
С 1 января 2011 внесены изменения в расчет пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Изменен расчетный период, за который учитывается заработок застрахованного лица при исчислении пособий. С 2011 г. в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, который рассчитывается за два календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай. При этом в расчет берется заработок, полученный сотрудником у другого работодателя (работодателей). Исключение составляет случай, когда пособия застрахованному лицу назначаются и выплачиваются на основании ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ по всем местам его работы, службы или иной деятельности. Напомним, что до 2011 г. средний заработок для расчета пособий определялся за 12 последних месяцев, предшествовавших месяцу наступления страхового случая.
В ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрены некоторые особенности исчисления среднего заработка в расчетный период.
Так, если в расчетном периоде работница находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, то эти годы могут не включаться в расчет (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). В таком случае для исчисления среднего заработка женщина вправе использовать любой другой год (годы) при условии, что это приведет к увеличению пособия. Напомним, что до 2011 г. действовала следующая схема. Если застрахованное лицо не имело периода работы непосредственно перед наступлением страхового случая, то сумма пособия исчислялась исходя из среднего заработка работника за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествовавших месяцу наступления предыдущего страхового случая (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, п. 11 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375).
Кроме того, минимальный размер оплаты труда признается средним заработком застрахованного лица, если в расчетные периоды оно не имело заработка или средний заработок был ниже МРОТ (новая ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
В ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрена еще одна особенность исчисления среднего заработка. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени данного лица.
Однако, как бы ни рассчитывался средний заработок, в ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ оговаривается, что в любом случае исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше установленного минимального размера. Напомним, что с 2011 г. этот размер пособия по уходу за первым ребенком равен 2194,34 руб., за вторым и последующими детьми - 4388,67 руб. (подробнее см. "Определен размер индексации детских пособий с 2011 г.").
Следует отметить, что указанный порядок обязательно применяется только при исчислении пособия по временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). В период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. женщины вправе выбрать новый или старый порядок исчисления пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). Подробнее см. "Особый порядок исчисления пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком".
Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности),
При долечивании застрахованного лица в санаторно-курортном учреждении, расположенном на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период пребывания в санаторно-курортном учреждении, но не более чем за 24 календарных дня.
В рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривается финансирование медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших работников, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Фонд продолжит осуществлять единовременные и ежемесячные страховые выплаты. На 2010 год установлены максимальный размер ежемесячной выплаты 49520 рублей и единовременная выплата в сумме 64400 рублей. Тарифы страховых взносов не изменились. С 2010 года из перечня расходов ФСС исключены выплаты «нестрахового» характера. Соответственно, за счет получаемых страховых взносов на обязательное социальное страхование с 2010 года Фондом социального страхования будут осуществляться расходы на следующие выплаты застрахованным (работающим) гражданам:
- пособие по временной
- пособие по беременности и родам,
- единовременное пособие
- пособие при рождении ребенка,
- пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию,
- социальное пособие на
Контроль за уплатой страховых взносов, а также за расходованием средств на выплату пособий будет осуществляться путем проведения камеральных и выездных проверок страхователей территориальными органами Фонда. Установлены состав правонарушений и меры ответственности, которые будут применяться к плательщикам страховых взносов и банкам, при нарушении ими законодательства.
Кроме того, введены нормы, предусматривающие ответственность Фонда за нарушение сроков возврата излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, за излишнее взыскание страховых взносов, за причинение страхователям убытков вследствие неправомерных действий или бездействия Фонда.
Важно отметить, что в переходный период 2011- 2014 годов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Тарифы страховых взносов в ФСС РФ на переходный период отражены в таблице 5.
Таблица 5 - Тарифы страховых взносов в ФСС РФ на переходный период 2011- 2014 г.г.
ПОКАЗАТЕЛИ |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Для основной категории налогоплательщиков и в организациях, имеющих статус организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (%) |
2,9 | |||||
Для сельхозпроизводителей (%) |
1,9 |
2,4 |
2,9 | |||
В организациях, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (%) |
- |
1,9 |
2,4 |
2,9 | ||
В организациях, использующих труд инвалидов (%) |
- |
1,9 |
2,4 |
2,9 | ||
В организациях, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе: |
| |||||
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (%) |
- |
2,9 | ||||
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (%) |
- |
2,9 | ||||
Единый сельскохозяйственный налог (%) |
- |
1,9 |
2,4 |
2,9 |
Принятые законы позволят в полной мере начать реализацию основных принципов социального страхования, направленных на установление прямой зависимости между заработком работника и размером пособия, а также на формирование достаточно серьезного источника доходов Фонда социального страхования. В конечном итоге главная задача изменений — улучшение социального обеспечения граждан России.
Хотелось бы обратить внимание на еще одно важное нововведение. В случае невозможности выплаты страхователем пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по причине недостаточности денежных средств на его счете в кредитной организации, назначение и выплата указанных пособий осуществляется территориальным органом страховщика, то есть ФСС.
Подводя итог вышеизложенному, можно особенно подчеркнуть - система обязательного социального страхования в нашем государстве постоянно совершенствуется, и это позволяет гражданам чувствовать себя более защищенными.
3.2.Пути повышения
В условиях рыночных преобразований особое место занимают проблемы социального обеспечения граждан. Социальное обеспечение связано с защитой со стороны общества в лице государства от рисков потери трудоспособности и безработицы, потери кормильца. Социальное страхование выступает одним из методов такой защиты. Реформирование в области социального обеспечения, и социального страхования в том числе, должно быть направлено на повышение социальной защищенности населения от возрастающих в условиях рынка рисков. С другой стороны, следует учитывать, что данная цель не должна противоречить стимулированию деловой активности и стабильности государственных финансов.
Дефицит бюджета Фонда социального страхования носит системный характер, который сразу проявился, как только начали отказываться от прямого ограничения размеров пособий. Его причина – в существовании специальных налоговых режимов, установленных в свое время в целях поддержки ряда страхователей, в том числе сельхозтоваропроизводителей, представителей малого бизнеса. Суть этих режимов в том, что страхователь осуществляет платежи в ФСС не от фонда оплаты труда, а в форме составной части специального налога – единого сельхозналога, единого налога на вмененный доход и т.п.
Выплаты из ФСС застрахованные из этих организаций получают в полном объеме в соответствии с нормами российского законодательства. Хотя обеспечены эти выплаты платежами самих организаций менее чем на 50%. Следует отметить, что когда вводились нормы о льготном обложении этих категорий плательщиков, предполагалось, что речь будет идти о 3–5 млн человек, занятых на малых предприятиях. Но сейчас в подобных организациях, зачастую созданных вычленением отдельных участков крупных предприятий, занято гораздо больше – 13 млн. человек, и каждый год прибавляется практически по миллиону. При этом число рабочих мест в стране не увеличилось – по-прежнему в экономике занято около 62 млн. работников среднесписочного состава. Поэтому чем дольше эта ситуация сохранялась бы, тем дольше сохранялся бы и рос дисбаланс бюджета Фонда социального страхования.