Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:13, курсовая работа
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………6
1.1.Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ………………………….…………………….………………………………………6
1.2 Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………………8
1.3 Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ……………………….………...11
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………..14
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……...…14
2.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ……………………………………………………..….16
2.3. Динамика финансирования Фонда социального страхования РФ……….……19
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………..25
3.1.Стратегические направления развития социальных фондов………………......25
3.2.Пути повышения финансирования Фонда социального страхования РФ…….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………...38
2.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ
Проведем анализ структуры доходов и расходов ФСС на основе данных из Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» приведенных в таблице 2:
Таблица 2 - Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов:
Характеристика |
2013 год, тыс. руб |
2014 год, тыс. руб |
2015 год, тыс. руб |
общий объем доходов бюджета |
458 819 504,7 |
500 984 772,1 |
552 573 636,4 |
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
64 512 740,7 |
87 250 650,3 |
94 973 882,5 |
из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
18 000 000,0 |
19 000 000,0 |
23 000 000,0 |
общий объем расходов бюджета Фонда |
456 874 617,7 |
496 832 419,1 |
545 056 169,4 |
предельный объем профицита бюджета Фонда |
1 944 887,0 |
4 152 353,0 |
7 517 467,0 |
общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию |
311 087 306,8 |
342 058 284,2 |
378 578 632,3 |
общий объем доходов бюджета Фондапо обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
65 219 457,2 |
71 675 837,6 |
79 021 121,6 |
Источник: Федеральный закон от 8 декабря 2012года N 334-Ф3
«О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»[3]
Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам (таблица 2): в 2013 году в сумме 458 819 504,7 тыс. рублей, или 107,8% к уровню2012 года; в 2014 году – 500 984 772,1 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2013 года; в 2015 году –552 573 636,4 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2014 года. [4]
Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию – в 2013 году – 311 087 306,8 тыс. рублей, или 108,2% к уровню 2012 года, в 2014 году – 342 058 284,2 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2013 года, в 2015 году – 378 578 632,3 тыс. рублей, или 110,7% к уровню 2014 года;
доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2013 году –65 219 457,2 тыс. рублей или 114,8 % к уровню 2012 года, в 2014 году –71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2013 года, в 2015 году –79 021 121,6тыс. рублей или 110,2%к уровню 2014 года;
межбюджетные трансферты из федерального бюджета – в 2013 году –64 512 740,7 тыс. рублей или 104,7% к уровню 2012 года, в 2014 году –
87 250 650,3 тыс. рублей или 135,2% к уровню 2013 года, в 2015 году –
94 973 882,5 тыс. рублей или 108,9% к уровню 2014 года.
Расходы Фонда предусмотрены (таблица 2) – в 2013 году в сумме 456 874 617,7 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2012 года, в 2014 году –496 832 419,1 тыс. рублей, или 108,7% к уровню 2013 года, в 2015 году в сумме – 545 056 169,4 тыс. рублей или 109,7% к уровню 2014 года, включая расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2013 году в сумме 65 219 457,2тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2012 года, в 2014 году –
71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2013 года, в 2015 году – 664 386,6. рублей, или 110,2% к уровню 2014 года.
Представленный проект бюджета Фонда на 2013 год определяет прогнозируемый профицит бюджета в сумме 1 944 887,0 тыс. рублей, на 2014 год в сумме 4 152 353,0 тыс. рублей, а на 2015 7 517 467,0 тыс. рублей, что свидетельствует о финансовой устойчивости Фонда.
Бездефицитность бюджета ФСС на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, по замыслу разработчиков, предполагается обеспечить за счет следующего комплекса мер:
Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса — до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития — не менее 7 млрд руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.
Во-вторых, начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам из среднего заработка не за 12 месяцев работы, как это происходит сейчас, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю. Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивый заработок, с которого поступали взносы. Предполагается, что для стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить случаи злоупотребления правом как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам.[13]
Третья новация, заложенная в бюджете ФСС, касается изменения трудового стажа при определении размера пособия. Основа для этой новации — изменения в законодательстве, по которым с 2007 года при определении процентной ставки пособия учитывается не непрерывный трудовой стаж, а страховой, включающий все периоды трудовой деятельности, в том числе и отпуск по беременности и родам, военную службу и т. д. Авторы предлагаемой меры исходили из того, что сегодня 80 % застрахованных граждан имеют право на получение пособия в размере 100 % заработка, и это не способствует стремлению работников скорее выздороветь и возвратиться на работу. Поэтому предлагается повысить «стажевые пороги» следующим образом: выплачивать 60 % заработка тем, кто проработал не менее 8 лет (сейчас — 5 лет), 80 % — при стаже от 8 до 15 лет, 100 % — при стаже от 15 лет (сейчас — 8 лет). Эта норма должна сэкономить 10,6 млрд. руб.
И, наконец, четвертая новация в социальном страховании — оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, как сейчас, а с четвертого. По мнению экспертов Минздравсоцразвития, эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов. При этом, считают эксперты, если уровень заболеваемости в результате принятых работодателем мер будет ниже среднего, его расходы будут сопоставимы с теми, которые он несет сейчас при оплате первых двух дней больничного листа.
2.3. Динамика финансирования Фонда социального страхования РФ
В таблицах 3 и табл. 4 представлен вертикальный и горизонтальный анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования.
Таблица 3 - Вертикальный анализ показателей фонда
Статьи расходов |
2012 г. Сумма расходов, тыс. руб. |
Уд.вес, % |
2013 г. Сумма расходов, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
453 818 770,7 |
456 874 617,7 |
||
1. Общегосударственные вопросы |
5 742,2 |
0,001 |
19 303 575,8 |
4,225 |
– Международные отношения и международное сотрудничество |
5 742,2 |
0,001 |
6 201,6 |
0,001 |
– Международное сотрудничество |
5 742,2 |
0,001 |
6 201,6 |
0,001 |
2. Образование |
45 038,8 |
0,001 |
48 191,5 |
0,011 |
– Переподготовка и повышение квалификации |
45 038,8 |
0,001 |
48 191,5 |
0,011 |
– Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
45 038,8 |
0,001 |
48 191,5 |
0,011 |
– Переподготовка и повышение квалификации кадров |
45 038,8 |
0,001 |
48 191,5 |
0,011 |
3. Социальная политика |
453 767 989,7 |
99,998 |
437 522 850,4 |
95,764 |
– Социальное обеспечение населения |
452 136 900,7 |
99,629 |
435 673 131,3 |
95,359 |
– Социальная помощь |
435 793 254,2 |
96,028 |
435 673 131,3 |
95,359 |
– Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
158 180 471,0 |
34,855 |
136 064 610,5 |
29,782 |
– Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
2 933 532,0 |
0,646 |
3 474 900,0 |
0,761 |
– Пособия по беременности и родам |
60 853 799,0 |
13,409 |
63 246 690,0 |
13,843 |
– Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
71 443 119,3 |
15,743 |
81 101 526,0 |
17,751 |
– Пособия при рождении ребенка |
14 312 073,6 |
3,154 |
15 293 480,4 |
3,347 |
– Единовременные страховые выплаты |
731 442,3 |
0,161 |
785 159,6 |
0,172 |
– Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
10 898 930,0 |
2,402 |
11 661 855,1 |
2,552 |
– Другие вопросы в области социальной политики |
1 611 089,0 |
0,355 |
1 828 419,1 |
0,400 |
– Мероприятия в области социальной политики |
848 973,0 |
0,187 |
1 132 419,1 |
0,248 |
Всего расходов |
453 818 770,7 |
100 |
456 874 617,7 |
100 |
Таблица 4 - Горизонтальный анализ показателей фонда
Статьи расходов |
2012 г. Сумма расходов, тыс. руб. |
2013 г. Сумма расходов, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
453 818 770,7 |
456 874 617,7 |
|
1. Общегосударственные вопросы |
5 742,2 |
19 303 575,8 |
????? 336182 |
– Международные отношения и международное сотрудничество |
5 742,2 |
6 201,6 |
108,0 |
– Международное сотрудничество |
5 742,2 |
6 201,6 |
108,0 |
2. Образование |
45 038,8 |
48 191,5 |
106,9 |
– Переподготовка и повышение квалификации |
45 038,8 |
48 191,5 |
106,9 |
– Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
45 038,8 |
48 191,5 |
106,9 |
– Переподготовка и повышение квалификации кадров |
45 038,8 |
48 191,5 |
106,9 |
3. Социальная политика |
453 767 989,7 |
437 522 850,4 |
96,4 |
– Социальное обеспечение населения |
452 136 900,7 |
435 673 131,3 |
96,4 |
– Социальная помощь |
435 793 254,2 |
435 673 131,3 |
99,9 |
– Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
158 180 471,0 |
136 064 610,5 |
86,0 |
– Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
2 933 532,0 |
3 474 900,0 |
118,5 |
– Пособия по беременности и родам |
60 853 799,0 |
63 246 690,0 |
103,9 |
– Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
71 443 119,3 |
81 101 526,0 |
113,5 |
– Пособия при рождении ребенка |
14 312 073,6 |
15 293 480,4 |
106,9 |
– Единовременные страховые выплаты |
731 442,3 |
785 159,6 |
107,3 |
– Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
10 898 930,0 |
11 661 855,1 |
106,9 |
– Другие вопросы в области социальной политики |
1 611 089,0 |
1 828 419,1 |
113,5 |
– Мероприятия в области социальной политики |
848 973,0 |
1 132 419,1 |
133,4 |
Всего расходов |
453 818 770,7 |
456 874 617,7 |
100,7 |
Общая сумма расходов в 2013 году предусмотрена в объеме 456 874 617,7 тыс. рублей, или 114,6% к ассигнованиям, направляемым на исполнение публичных нормативных обязательств, утвержденным в бюджете ФСС, из них:
Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы» – 19 303 575,8 тыс. рублей (4,225% общего объема расходов ФСС), «Образование» – 48 191,5 тыс. рублей (0,011%), «Социальная политика» – 437 522 850,4 тыс. рублей (95,764%).
Затраты ФСС на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены в Законопроекте на 2013 год в сумме 63 246 690,0 тыс. рублей, или 103,9% к данному виду расходов по бюджету 2012 года, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – 81 101 526,0 тыс. рублей, или 113,5% к 2012 году, при рождении ребенка – 15 293 480,4 тыс. рублей, или 106,9%.
По статье бюджета «Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» расходы на выплату данного вида пособия определены в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Размер указанного пособия определяется исходя из 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законопроектом предусмотрена индексация минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исходя из уровня инфляции на соответствующие годы (2012 год – 110%; 2013 год – 108%; 2012 год – 107%).
Размер единовременного пособия при рождении ребенка в проведенных расчетах принят на 2012 год в размере 10 989,0 рублей, на 2013 год – 11 868,0 рублей и на 2012 год – 12 699,0 рублей.
При расчетах расходов на выплаты пособия при рождении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и социального пособия на погребение применялось среднее значение районного коэффициента в размере 1,1.