Формирование и использование ФСС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………6
1.1.Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ………………………….…………………….………………………………………6
1.2 Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………………8
1.3 Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ……………………….………...11
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………..14
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……...…14
2.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ……………………………………………………..….16
2.3. Динамика финансирования Фонда социального страхования РФ……….……19
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ……………………………………………..25
3.1.Стратегические направления развития социальных фондов………………......25
3.2.Пути повышения финансирования Фонда социального страхования РФ…….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 2.68 Мб (Скачать файл)

 

2.2. Анализ изменения структуры  доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ

 

 

Проведем анализ структуры доходов и расходов ФСС на основе данных из Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» приведенных в таблице 2:

 

Таблица 2 - Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов:

Характеристика

2013 год, тыс. руб

2014 год, тыс. руб

2015 год, тыс. руб

общий объем доходов бюджета

458 819 504,7

500 984 772,1

552 573 636,4

за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

64 512 740,7

87 250 650,3

94 973 882,5

из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования

18 000 000,0

19 000 000,0

23 000 000,0

общий объем расходов бюджета Фонда

456 874 617,7

496 832 419,1

545 056 169,4

предельный объем профицита бюджета Фонда

1 944 887,0

4 152 353,0

7 517 467,0

общий объем доходов бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию

311 087 306,8

342 058 284,2

378 578 632,3

общий объем доходов бюджета Фондапо обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

65 219 457,2

71 675 837,6

79 021 121,6


 

Источник: Федеральный закон от 8 декабря 2012года N 334-Ф3

«О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»[3]

Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам (таблица 2): в 2013 году в сумме 458 819 504,7 тыс. рублей, или 107,8% к уровню2012 года; в 2014 году – 500 984 772,1 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2013 года; в 2015 году –552 573 636,4 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2014 года. [4]

Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию – в 2013 году – 311 087 306,8 тыс. рублей, или 108,2% к уровню 2012 года, в 2014 году – 342 058 284,2 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2013 года, в 2015 году – 378 578 632,3 тыс. рублей, или 110,7% к уровню 2014 года;

доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2013 году –65 219 457,2 тыс. рублей или 114,8 % к уровню 2012 года, в 2014 году –71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2013 года, в 2015 году –79 021 121,6тыс. рублей или 110,2%к уровню 2014 года;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета – в 2013 году –64 512 740,7 тыс. рублей или 104,7% к уровню 2012 года, в 2014 году –

87 250 650,3 тыс. рублей или 135,2% к уровню 2013 года, в 2015 году –

94 973 882,5 тыс. рублей или 108,9% к уровню 2014 года.

Расходы Фонда предусмотрены (таблица 2) – в 2013 году в сумме 456 874 617,7 тыс. рублей или 110,3% к уровню 2012 года, в 2014 году –496 832 419,1 тыс. рублей, или 108,7% к уровню 2013 года, в 2015 году в сумме – 545 056 169,4 тыс. рублей или 109,7% к уровню 2014 года, включая расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2013 году в сумме 65 219 457,2тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2012 года, в 2014 году –

71 675 837,6 тыс. рублей, или 109,9% к уровню 2013 года, в 2015 году – 664 386,6. рублей, или 110,2% к уровню 2014 года.

Представленный проект бюджета Фонда на 2013 год определяет прогнозируемый профицит бюджета в сумме 1 944 887,0 тыс. рублей, на 2014 год в сумме 4 152 353,0 тыс. рублей, а на 2015 7 517 467,0 тыс. рублей, что свидетельствует о финансовой устойчивости Фонда.

Бездефицитность бюджета ФСС на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, по замыслу разработчиков, предполагается обеспечить за счет следующего комплекса мер:

Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса — до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития — не менее 7 млрд руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.

Во-вторых, начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам из среднего заработка не за 12 месяцев работы, как это происходит сейчас, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю. Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивый заработок, с которого поступали взносы. Предполагается, что для стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить случаи злоупотребления правом как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам.[13]

Третья новация, заложенная в бюджете ФСС, касается изменения трудового стажа при определении размера пособия. Основа для этой новации — изменения в законодательстве, по которым с 2007 года при определении процентной ставки пособия учитывается не непрерывный трудовой стаж, а страховой, включающий все периоды трудовой деятельности, в том числе и отпуск по беременности и родам, военную службу и т. д. Авторы предлагаемой меры исходили из того, что сегодня 80 % застрахованных граждан имеют право на получение пособия в размере 100 % заработка, и это не способствует стремлению работников скорее выздороветь и возвратиться на работу. Поэтому предлагается повысить «стажевые пороги» следующим образом: выплачивать 60 % заработка тем, кто проработал не менее 8 лет (сейчас — 5 лет), 80 % — при стаже от 8 до 15 лет, 100 % — при стаже от 15 лет (сейчас — 8 лет). Эта норма должна сэкономить 10,6 млрд. руб.

И, наконец, четвертая новация в социальном страховании — оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, как сейчас, а с четвертого. По мнению экспертов  Минздравсоцразвития, эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов. При этом, считают эксперты, если уровень заболеваемости в результате принятых работодателем мер будет ниже среднего, его расходы будут сопоставимы с теми, которые он несет сейчас при оплате первых двух дней больничного листа.

 

2.3. Динамика финансирования Фонда  социального страхования РФ

 

 

В таблицах 3 и табл. 4 представлен вертикальный и горизонтальный анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования.

 

Таблица 3 - Вертикальный анализ показателей фонда

Статьи расходов

2012 г.

Сумма расходов, тыс. руб.

Уд.вес, %

2013 г.

Сумма расходов, тыс. руб.

Уд. вес, %

Фонд социального страхования Российской Федерации

453 818 770,7

 

456 874 617,7

 

1. Общегосударственные вопросы

5 742,2

0,001

19 303 575,8

4,225

– Международные отношения и международное сотрудничество

5 742,2

0,001

6 201,6

0,001

– Международное сотрудничество

5 742,2

0,001

6 201,6

0,001

2. Образование

45 038,8

0,001

48 191,5

0,011

– Переподготовка и повышение квалификации

45 038,8

0,001

48 191,5

0,011

– Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров

45 038,8

0,001

48 191,5

0,011

– Переподготовка и повышение квалификации кадров

45 038,8

0,001

48 191,5

0,011

3. Социальная политика

453 767 989,7

99,998

437 522 850,4

95,764

– Социальное обеспечение населения

452 136 900,7

99,629

435 673 131,3

95,359

– Социальная помощь

435 793 254,2

96,028

435 673 131,3

95,359

– Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

158 180 471,0

34,855

136 064 610,5

29,782

– Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2 933 532,0

0,646

3 474 900,0

0,761

– Пособия по беременности и родам

60 853 799,0

13,409

63 246 690,0

13,843

– Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

71 443 119,3

15,743

81 101 526,0

17,751

– Пособия при рождении ребенка

14 312 073,6

3,154

15 293 480,4

3,347

– Единовременные страховые выплаты

731 442,3

0,161

785 159,6

0,172

– Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

10 898 930,0

2,402

11 661 855,1

2,552

– Другие вопросы в области социальной политики

1 611 089,0

0,355

1 828 419,1

0,400

– Мероприятия в области социальной политики

848 973,0

0,187

1 132 419,1

0,248

Всего расходов

453 818 770,7

100

456 874 617,7

100


 

Таблица 4 - Горизонтальный анализ показателей фонда

Статьи расходов

2012 г. Сумма расходов, тыс. руб.

2013 г. Сумма расходов, тыс. руб.

Темп роста, %

Фонд социального страхования Российской Федерации

453 818 770,7

456 874 617,7

 

1. Общегосударственные вопросы

5 742,2

19 303 575,8

????? 336182

– Международные отношения и международное сотрудничество

5 742,2

6 201,6

108,0

– Международное сотрудничество

5 742,2

6 201,6

108,0

2. Образование

45 038,8

48 191,5

106,9

– Переподготовка и повышение квалификации

45 038,8

48 191,5

106,9

– Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров

45 038,8

48 191,5

106,9

– Переподготовка и повышение квалификации кадров

45 038,8

48 191,5

106,9

3. Социальная политика

453 767 989,7

437 522 850,4

96,4

– Социальное обеспечение населения

452 136 900,7

435 673 131,3

96,4

– Социальная помощь

435 793 254,2

435 673 131,3

99,9

– Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

158 180 471,0

136 064 610,5

86,0

– Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

2 933 532,0

3 474 900,0

118,5

– Пособия по беременности и родам

60 853 799,0

63 246 690,0

103,9

– Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

71 443 119,3

81 101 526,0

113,5

– Пособия при рождении ребенка

14 312 073,6

15 293 480,4

106,9

– Единовременные страховые выплаты

731 442,3

785 159,6

107,3

– Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний

10 898 930,0

11 661 855,1

106,9

– Другие вопросы в области социальной политики

1 611 089,0

1 828 419,1

113,5

– Мероприятия в области социальной политики

848 973,0

1 132 419,1

133,4

Всего расходов

453 818 770,7

456 874 617,7

100,7


 

Общая сумма расходов в 2013 году предусмотрена в объеме 456 874 617,7 тыс. рублей, или 114,6% к ассигнованиям, направляемым на исполнение публичных нормативных обязательств, утвержденным в бюджете ФСС, из них:

    • на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 136 064 610,5 тыс. рублей, что на 14% меньше чем в 2012 году;
    • на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 3 474 900,0 тыс. рублей, что на 18,5% больше чем в 2012 году.

Структура расходов ФСС сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы» – 19 303 575,8 тыс. рублей (4,225% общего объема расходов ФСС), «Образование» – 48 191,5 тыс. рублей (0,011%), «Социальная политика» – 437 522 850,4 тыс. рублей (95,764%).

Затраты ФСС на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены в Законопроекте на 2013 год в сумме 63 246 690,0 тыс. рублей, или 103,9% к данному виду расходов по бюджету 2012 года, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – 81 101 526,0 тыс. рублей, или 113,5% к 2012 году, при рождении ребенка – 15 293 480,4 тыс. рублей, или 106,9%.

По статье бюджета «Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» расходы на выплату данного вида пособия определены в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Размер указанного пособия определяется исходя из 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законопроектом предусмотрена индексация минимальных размеров ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исходя из уровня инфляции на соответствующие годы (2012 год – 110%; 2013 год – 108%; 2012 год – 107%).

Размер единовременного пособия при рождении ребенка в проведенных расчетах принят на 2012 год в размере 10 989,0 рублей, на 2013 год – 11 868,0 рублей и на 2012 год – 12 699,0 рублей.

При расчетах расходов на выплаты пособия при рождении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и социального пособия на погребение применялось среднее значение районного коэффициента в размере 1,1.

Информация о работе Формирование и использование ФСС