Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:00, статья
Объем рынка в денежном выражении
По расчетам, выполненным на основании данных Росстата об объемах оптовой торговли по регионам России, общий объем рынка оптовой торговли замороженным мясом в РФ составляет около 33,9 млрд. руб. Около 60% объема продаж осуществляется на территории Центрального федерального округа России, что в денежных величинах составляет 20,2 млрд. руб. в год.
По расчетам, выполненным на основании данных Росстата об объемах оптовой торговли по регионам России, общий объем рынка оптовой торговли замороженным мясом в РФ составляет около 33,9 млрд. руб. Около 60% объема продаж осуществляется на территории Центрального федерального округа России, что в денежных величинах составляет 20,2 млрд. руб. в год.
На территории Центрального федерального округа и в регионе сбыта продукции в рамках реализуемого проекта1 объем рынка оптовой торговли замороженным мясом составляет величины, представленные в следующей таблице.
Регион |
Объем рынка, млн. руб. |
ЦФО, в т.ч.: |
20 234 |
Воронежская обл. |
193 |
Липецкая обл. |
129 |
Московская обл. |
3 588 |
Москва |
14 987 |
Курская обл. |
66 |
Рязанская обл. |
144 |
Тамбовская обл. |
61 |
Итого по региону сбыта |
19 170 |
Прочие области ЦФО |
1 064 |
Таблица 3. Объем рынка замороженного мяса в 2011 г.
В следующей таблице приведены данные о динамике объемов рынка замороженного мяса в 2008-2011 гг. и прогноз на 2012 г. по регионам сбыта продукции. Данные основаны на расчетах, выполненных на основании данных Росстата об объемах оптовой торговли по регионам России.
Регион |
2008, млн. руб. |
2009, млн. руб. |
2010, млн. руб. |
2011, млн. руб. |
2012П, млн. руб. |
ЦФО, в т.ч.: |
12 323 |
16 970 |
16 105 |
20 234 |
23 751 |
Воронежская обл. |
87 |
168 |
170 |
193 |
227 |
Липецкая обл. |
87 |
140 |
157 |
129 |
152 |
Московская обл. |
1 802 |
2 572 |
2 961 |
3 588 |
4 212 |
Москва |
9 485 |
12 719 |
11 395 |
14 987 |
17 592 |
Курская обл. |
44 |
67 |
65 |
66 |
78 |
Рязанская обл. |
80 |
123 |
128 |
144 |
169 |
Тамбовская обл. |
55 |
87 |
94 |
61 |
72 |
Итого по региону сбыта |
11 640 |
15 876 |
14 970 |
19 170 |
22 502 |
Прочие области ЦФО |
682 |
1 095 |
1 134 |
1 064 |
1 249 |
Таблица 4. Динамика объема рынка замороженного мяса в 2008-2012 гг.
Как видно из представленной выше таблицы, в рассматриваемом периоде объемы сбыта замороженного мяса в большинстве регионов сбыта продукции стабильно растут. В 2010 г. наблюдалось снижение объема реализации продукции в Москве (на 10%) и Курской области (на 3%), что объясняется последствиями засухи мирового экономического кризиса. Вместе с тем, с 2011 г. динамика снова демонстрирует стабильный рост.
На следующей диаграмме
Диаграмма 3. Динамика объема рынка в регионе сбыта продукции в 2008-2012 гг. |
Как видно их представленной выше диаграммы, в рассматриваемом периоде совокупный объем рынка замороженного мяса Воронежской, Липецкой, Московской, Курской, Рязанской, Тамбовской областей и г. Москва демонстрирует постоянный рост, за исключением 2010 г.
Средний темп прироста рынка за весь указанный период составляет 22% в год, но в основном такой прирост обеспечивается показателями докризисных лет, средний прирост рынка периода 2010-2012 гг. составляет 13%.
На следующей диаграмме приведена структура рынка по видам мяса в 2010 г. по данным Intesco Research Group2.
Диаграмма 4. Структура рынка по типам продуктов |
Как видно из представленной выше диаграммы, в структуре рынка говядина, свинина и птица занимают примерно по 30% с незначительным перевесом в пользу птицы и свинины. Баранина составляет 9% рынка. Прочие виды мяса занимают незначительную часть рынка, не превышающую 2%.
В следующей таблице приведена географическая структура рынка замороженного мяса в регионе сбыта продукции в 2011 г. Данные основаны на расчетах, выполненных на основании данных Росстата об объемах оптовой торговли по регионам России.
Регион |
Объем рынка, млн. руб. |
Доли, % |
Воронежская обл. |
193 |
1,0% |
Липецкая обл. |
129 |
0,7% |
Московская обл. |
3 588 |
18,7% |
Москва |
14 987 |
78,2% |
Курская обл. |
66 |
0,3% |
Рязанская обл. |
144 |
0,8% |
Тамбовская обл. |
61 |
0,3% |
Итого по региону сбыта |
19 170 |
100% |
Таблица 5. Географическая структура рынка замороженного мяса в регионе сбыта продукции в 2011 г.
Как видно из представленной выше таблицы, основная часть оптовых продаж замороженного мяса совершается в Москве, ее доля составляет 78,2%. На втором месте находится Московская область, доля которой 18,7%. Доля остальных регионов в географической структуре рынка не превышает 1%.
Общая доля региона сбыта в общем объеме рынка России составляет 57%.
Средний прирост рынка в период 2010-2012 гг. составляет 13%, указанные темпы сохранятся на ближайшую перспективу – 2013 г. В более далекой перспективе, согласно экспертным оценкам, прогнозируется замедление темпов роста рынка: в 2014 г. до 7% в год, в 2015-2016 гг. – до 5% в год.
На основании изложенных выше допущений
рассчитан прогноз объемов
Диаграмма 8. Прогнозный объем рынка замороженного мяса в регионе сбыта продукции на период до 2016 г. |
Как видно из приведенной выше диаграммы, в 2012-2016 гг. объем рынка, предположительно, будет расти. Рост рынка обусловлен ростом численности населения региона и повышением уровня жизни населения, которое приведет к увеличению потребления мясных продуктов.
Абсолютным лидером по производству мяса птицы в России по итогам 2010 г. стал Центральный федеральный округ. Здесь в течение года было выпущено более 1,1 млн. тонн продукции, что почти втрое превысило предложение производителей Приволжского федерального округа (389,3 тыс. тонн), находящегося на втором месте.
Регионами с наибольшими объемами производства мяса птицы (в парном весе) по итогам 2010 г. стали: Белгородская (521,8 тыс. тонн) и Московская (222,9 тыс. тонн) области.
В последние время активно развивается производство свинины: в 2009 г. оно выросло более чем на четверть. По итогам 2010 г. объем выпуска продукции в парном весе составил 738,3 тыс. тонн, что больше показателей предыдущего года на 91,7 тыс. тонн, или 14,2%.
Почти половина российского производства свинины (в парном весе) сосредоточена в Центральном федеральном округе – 45%. Приволжский и Сибирский федеральные округа занимают в общероссийской структуре 16,6% и 14% соответственно.
Производство говядины в России сокращается на протяжении последних лет. В силу невысокой рентабельности и особенностей российского государственного регулирования многие сельхозпроизводители предпочитают сосредоточить свои усилия на выпуске мяса птицы и свинины. Так, в 2009 г. российскими производителями на рынок было поставлено 239,7 тыс. тонн парного мяса, что почти на 14% меньше, чем за год до этого.
По оценкам экспертов Intesco
Одной из причин, усугубивших положение российских производителей говядины, стало подорожание кормов для животных, в особенности для крупного рогатого скота, вследствие засухи летом того же года.
Наибольшую долю в российском производстве говядины занимает Московская область: на этот регион приходится 11,7% выпуска. Производители Алтайского края выпускают 8,3% всего мяса в парном весе. Продукция Краснодарского края обеспечивает предложение отечественной говядины на рынке на 6,5%. Такая же доля приходится на предприятия Новосибирской области.
Четвертая часть всего мяса на отечественном рынке представлена импортной продукцией. Почти одна шестая всего мяса птицы на российском рынке (17,5%) поставляется из-за рубежа. При этом половина импорта на внутреннем рынке РФ представлена продукцией американского производства.
Четвертая часть рынка свинины также представлена импортной продукцией. Отечественные производители предлагают 74,2% свинины на рынке.
Доля импорта на российском рынке говядины по-прежнему достаточно высока и в убойном весе составляет более 29%. Основными поставщиками говядины в Россию являются Бразилия и Аргентина. В отличие от сложной ситуации на российском рынке и некоторых рынках СНГ, поголовье крупного рогатого скота в Бразилии не пострадало в 2010 г. от засухи и аномальной погоды. Предложение этой страны на мировом рынке сохраняет относительную стабильность.
В 2012 г. осуществляется снижение квотируемых объемов импорта: квота на ввоз свинины составляет 400 тыс. тонн, говядины – 560 тыс. тонн (включая охлажденное мясо), мясо птицы – 320 тыс. тонн, в том числе 70 тыс. тонн на мясо механической обвалки (фарш). При этом квоты на ввоз говядины не изменились, на ввоз мяса птицы снизились на 29%, квоты на свинину сократились на 35%.
По мнению Intesco Research Group, такие меры со стороны государства являются оправданными. Данное соотношение размера квот, на разные сегменты мясной отрасли, связан0 с прогнозируемым увеличением отечественного производства соответствующих видов мяса.
Рынок мяса в России по регионам развивается неравномерно, поскольку он исторически создавался на зернопроизводящих территориях. Это приводит как к созданию избытка мяса в определенных субъектах Российской федерации, так и проблематичности обеспечения внутреннего спроса собственным производством в других субъектах. Возникает проблема с перераспределение мяса по территории России из-за ее протяженности.
Для многих животноводческих регионов характерен недостаток хранилищ, в т.ч. морозильников для хранения готовой животноводческой продукции.
В 2011 г. осуществлялись дальнейшие инвестиции в развитие отрасли, с этой целью из федерального бюджета на реализацию мероприятий госпрограммы поддержки животноводства выделена сумма 118 млрд. рублей.
Основными тенденциями российского рынка мяса, которые продолжатся в ближайшие годы, являются: развитие отечественного производства, государственная поддержка отрасли и, как следствие, постепенное импортозамещение.
Крупнейшими производителями и дистрибьюторами мясной продукции на рынке Центрального федерального округа являются следующие компании:
Далее приведены основные характеристики указанных компаний.
ООО «ГК Агро-Белогорье» (Белгород)
http://www.agrobel.ru
О компании
ООО «ГК Агро-Белогорье» является вертикально-интегрированным холдинговым предприятием, специализирующимся на производстве свинины в промышленном масштабе. Технологический процесс по производству мяса свинины построен по замкнутому циклу: от изготовления комбикорма из собственного зерна до выращивания свиней и реализации свежей мясной продукции в готовой потребительской упаковке.
Продукция
Компания производит следующие виды продукции:
Показатели деятельности
В 2011 г. компания достигла следующих показателей деятельности:
АПХ «Мираторг» (Москва)
http://www.miratorg.ru
О компании
Агропромышленный Холдинг «Мираторг» основан в 1995 г. и является одним из ведущих производителей и поставщиков мяса на российском рынке. Предприятия, входящие в состав холдинга, осуществляют полный цикл производства: от поля до прилавка.
Владельцами холдинга являются братья Александр и Виктор Линники. Основной сельскохозяйственный бизнес сконцентрирован в Белгородской области.