Иностранные инвестиции и экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
- выявить взаимосвязь иностранных инвестиций и экономической безопасности страны.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
- обобщить теоретические представления о сущности иностранных инвестиций;
- выявить специфику и факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций;
- изучить процессы, влияющие на экономическую безопасность;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Характеристика иностранных инвестиций и экономической безопасности
1.1 Сущность, виды и формы иностранных инвестиций…………………….5
1.2 Общее понятие экономической безопасности и ее показатели…...……10
Глава 2. Анализ текущей инвестиционной ситуации в России
2.1 Оценка инвестиционного климата в России…………………………..…15
2.2 Государственная политика привлечения иностранных инвестиций в экономику России………………………………………………………………....24
2.3 Анализ влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность страны………………………………………………………….…..29
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 83.45 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3.

Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования (в фактически действовавших ценах)

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Инвестиции в основной капитал-всего

6705,5

6040,8

6625,0

8445,2

9595,7

в том числе по источникам финансирования:

 

 собственные средства

2648,6

2243,3

2715,0

3539,5

4274,6

 привлеченные средства

4056,9

3797,5

3910,0

4905,7

5321,1

            из них:

         

    кредиты банков

791,9

621,5

595,8

725,7

806,3

   в том числе  кредиты иностранных банков

198,1

195,2

150,0

149,4

113,7

    заемные средства  других организаций

413,5

445,3

404,7

485,8

588,2

    бюджетные средства

1404,7

1324,1

1294,9

1622,0

1712,9

    в том числе:

 

    средства федерального  бюджета

537,9

691,8

661,9

855,1

926,6

    средства бюджетов  субъектов Федерации

759,5

552,8

542,8

665,7

677,0

средства местных бюджетов

       

109,3

    средства внебюджетных  фондов

23,7

16,2

21,0

18,2

33,3

средства организаций и населения на долевое строительство

232,3

158,0

144,2

172,7

259,5

в том числе средства населения

124,6

76,9

80,5

111,6

197,1

    Прочие

1190,8

1232,4

1449,4

1881,3

1920,9

            в том числе:

 

    средства вышестоящих  организаций

923,1

962,7

1161,8

1604,0

1615,5

    средства от  выпуска корпоративных облигаций

5,4

4,1

0,9

0,4

4,2

   средства от эмиссии  акций

51,0

62,6

72,4

82,0

95,6


 

   Инвестиционная привлекательность РФ снижается с каждым годом. Об этом свидетельствует сокращение доли реинвестированных прямых капиталовложений. К тому же, большая часть инвестиций из-за границы приходится на поступления из офшоров1, которые вряд ли можно назвать «иностранными» в общепринятом понимании этого слова.

   Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале (66,3%) составили «прочие инвестиции». А говоря понятным всем языком – кредиты и займы на сумму почти 380 миллиардов долларов. Меньше трети вложений из-за границы пришлось на прямые инвестиции, и совсем уж «крохи» достались инвестициям портфельным.

   В середине 2014 года произошел спад инвестиций, связанный с окончанием масштабных строек и крупных инвестпроектов. Рост инвестиций наблюдается лишь в сфере добычи несырьевых полезных ископаемых, организации отдыха и торговле.

  Минэконоразвития уже дважды ухудшало прогноз по динамике роста инвестиций в 2014 году. Сейчас этот показатель выглядит как 3,9%.

    Редкими пессимистами (или реалистами) оказались российские банки. В «ВТБ Капитал» считают, что в нынешнем году инвестиции в Россию увеличатся всего на 2%, а в Райффайзенбанке вообще «дают» всего 1% прироста.

    К сожалению, общая ситуация с количеством (а самое главное, с качеством) привлеченных в Россию инвестиций складывается неутешительная.

Причины, по которым инвесторы не хотят вкладывать деньги в Россию

Высокий уровень коррупции

   График нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере за последние годы выглядит устрашающе. Только по официальным данным размер нецелевого использования бюджетных средств в 2011 году (718, 5 млрд. рублей) в три раза превысил тот же показатель 2001 года. Другими словами, за первые 10 лет XXI века воровать в России стали в три раза больше!

   Что уж говорить о масштабах коррупции в «предолимпийские» годы? Миллиарды рублей ежегодно «вымываются» из российской экономики, оседая на частных счетах зарубежных банков. О каком привлекательном инвестиционном климате может идти речь в ситуации, когда без серьезных взяток (или связей) в России не делается вообще ничего?

Сложность открытия и ведения собственного бизнеса

   В ежегодном рейтинге по благоприятным условиям ведения бизнеса Doing Business (составляется Всемирным банком и IFC) за 2013 год Россия поднялась со 112 на 93 место.

   Стремительный скачок нашей страны сразу на 19 пунктов позволил России войти в тройку лидеров по темпам улучшения деловой среды. К слову, нашими ближайшими «соседями» по рейтингу оказались Барбадос и Сербия.

   Исследование Всемирного банка включает в себя оценку страны по 10 показателям: налогообложение, регистрация собственности, получение разрешений на строительство и другим критериям. По трем параметрам (защита инвесторов, разрешение неплатежеспособности и кредитование) Россия показала худшие результаты, чем годом ранее.

   В любом случае, 93-е место – это по-прежнему очень далеко от ТОПа. Кроме того, вряд ли оценку Всемирного банка можно назвать объективной, ведь данное исследование проводится лишь в столицах (в нашем случае, соответственно, в Москве). А ведь разница в доходах Москвы и, например, Ингушетии составляет 40 раз!

   Эксперты Всемирного банка подчеркивают высокую бюрократизацию всех важных процедур в бизнес-сфере. Так, например, для строительства здания в России необходимо собрать более 50 документов (в Сингапуре разрешительных «бумажек» понадобится всего 11).

   Для улучшения ситуации нужно, как минимум, уменьшить время регистрации форм и разрешить осуществлять операции через Интернет.

Противоречивость и количество законодательных актов

   Запутанность отечественной законодательной базы известна далеко за пределами нашей страны. Скажем, Конституция – самый важный документ любого государства, в России содержит 137 статей (для сравнения, в Конституции США всего 7 статей и 27 поправок).

Высокий уровень экономической преступности

   В нашей стране уровень экономической преступности (в том числе, и киберпреступлений) гораздо выше среднемирового и среднеевропейского показателей.

   В такой ситуации доверять свои деньги недостаточно защищенным компаниям захочет далеко не каждый.

   Среди причин, «отпугивающих» иностранных и отечественных инвесторов, можно назвать и высокую стоимость заемных средств, и жесткую привязку России к собственной нефти как к основному источнику наполнения бюджета, и низкое качество образования.

   В числе факторов, ухудшающих инвестиционный климат в России, отдельно стоит отметить отсутствие экономического роста и неразвитость фондового рынка. По итогам 2013 года около половины акций ММВБ показали отрицательную динамику (в том числе, и такие «гиганты» как ВТБ, Газпром, Роснефть и Лукойл).

 

Причины оттока капитала из России

 

   Не секрет, что в последние годы миллионы долларов выводятся за пределы нашей страны, «оздоравливая» экономику зарубежных стран. К слову, именно такая ситуация является одним из основных признаков неблагоприятного инвестиционного климата в государстве.

Почему утекают деньги из России?

   Во-первых, собственники отдельных российских компаний (экспортеров металла, предприятий нефтегазового сектора), благодаря высоким ценам на нефть, в последние годы зарабатывали сверхприбыли. А так как в России на сегодняшний день мало по-настоящему интересных инвестиционных проектов, то часть этих денег выводится за рубеж в качестве инвестиций.

   Во-вторых, немалые деньги сейчас вкладываются в зарубежную недвижимость (около 13 миллионов долларов ежегодно). Особым спросом пользуются дома и квартиры в Болгарии, Турции, Испании, а также Швейцарии, Италии и Великобритании.

   В-третьих, весомую долю в «капитале-эмигранте» составляет вывод за пределы страны коррупционных или просто нечестно заработанных доходов.

   Стоит отметить, что в последние годы утечка капитала из России – это уже давно не экспансия российского бизнеса, а глобальный перенос имущества и денежных потоков за пределы страны.

Во что вкладывают деньги иностранные инвесторы в России?

   По предварительным оценкам компании Jones Lang LaSalle, в 2014 году резко увеличится объем инвестиций в недвижимость России. По их мнению, этот показатель будет гораздо выше докризисного уровня и достигнет отметки в 7 млрд. долларов.

   А вот вкладывать средства в материальное производство иностранцам слишком сложно и хлопотно. Любой мало-мальски значимый шаг, например, подключение к электросетям или оформление участка под застройку, в России превращается в неразрешимую проблему.

   В помощь «капризным» иностранцам должны разработать девять так называемых «дорожных карт». 173 мероприятия, указанные в таких картах, теоретически охватывают все «проблемные» области: строительство, регистрацию недвижимости, энергетику, конкуренцию, таможню и много другое.

   Однако на практике к концу 2013 года было подготовлено менее половины всех запланированных мероприятий. Среди достижений можно отметить отмену требования о предоставлении паспорта сделки в таможенные органы и разрешение на предоставление таможенных документов в электронном виде.

   Благодаря небольшому упрощению некоторых «организационных» вопросов, инвестиции в промышленность в прошлом году выросли более чем в два раза.

   Однако около 90% всех иностранных инвестиций приходится не на производственный сектор, а на финансовый капитал (а точнее, на торговые и прочие кредиты). Большая часть этих денег представляет собой краткосрочные займы российским предприятиям сроком до 6 месяцев.

   С этой точки зрения в России сложилась парадоксальная ситуация – отечественный производитель вынужден брать кредиты на развитие своего бизнеса под высокие проценты на Западе. И в то же время часть доходов от нефтегазового экспорта наше правительство размещает под 1,5%-2% в американских облигациях.

   Получается, что мы одновременно привлекаем иностранных инвесторов, тратя на это серьезные суммы, и тут же толкаем в «кредитное ярмо» своих же производителей, не давая им кредиты по льготным ставкам.

   Низкая инвестиционная привлекательность России вполне объяснима и закономерна. И вряд ли что-то кардинально поменяется в ближайшее время. Вкладывать средства в экономику, которая «зависла» на одном уровне, не станет ни отечественный, ни иностранный инвестор. Все понимают, что без кардинальных реформ России уже не обойтись.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственная политика привлечения иностранных инвестиций в экономику России

 

   Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды. 
   Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

 

   Инвестиционная политика должна быть ориентирована на: 
- определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности; 
- выбор приоритетов; 
- повышение эффективности инвестиций. 
 
    Цель инвестиционной политики государства заключается в: 
- обеспечении структурной перестройки экономики; 
- стимулировании предпринимательства и частных инвестиций; 
- создании дополнительных рабочих мест; 
- привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции; 
- стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели; 
- создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования; 
- развитии лизинга в инвестиционной деятельности; 
- поддержке малого и среднего предпринимательства; 
- совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса; 
- создании условий для становления и развития венчурного инвестирования. 
 
   Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике. 
 
   Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования. 
   Содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики. 
 
  Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике. 
 
   К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести: 
- снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции; 
- проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики; 
- осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности; 
- формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов; 
- повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств. 

 
    Инвестиционная политика и страны, и региона зависит от того, каким образом протекает инвестиционный процесс, то есть многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию ВВП и ВРП. В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиций: реальных и финансовых; долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных и иностранных. 
 
   Инвестиционная политика зависит от внутренней и внешней конъюнктуры – состояния экономики, уровня инвестиционной активности, тенденций роста и спада. Поэтому различают краткосрочную и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга временными факторами действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения на много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев. 
    В настоящее время возникла потребность устанавливать реально осуществимые темпы развития инвестиционной сферы, определять плановые показатели инвестиций, формировать их структуру, перечень целевых программ и инвестиционных проектов, подлежащих практической реализации в плановом периоде на основе многовариантных прогнозных расчетов.

Информация о работе Иностранные инвестиции и экономическая безопасность страны