Инвестиционная привлекательность региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование инвестиционной привлекательности региона.
Задачи работы:
- исследовать инвестиционная привлекательность: определения, факторы;
-проанализировать методики оценки инвестиционной привлекательности региона;
- рассмотреть управление инвестиционной привлекательностью региона;
- проанализировать инвестиционную привлекательность Пермского края.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая регион.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)
  • нормативно-правовая база;
  • инвестиционная активность;
  • эффективность инвестиций;
  • инвестиционные тренды;
  • инвестиционный потенциал.

Каждая из этих интегральных оценок включает частные оценки. Это, например, обобщающие оценки экономического и природно-ресурсного потенциала, рыночной инфраструктуры.

Кроме вышеперечисленных методик, рассматривающих инвестиционную привлекательность регионов в целом, существуют труды и других отечественных ученых и специалистов. К ним относятся методика вторичного статистического анализа6, сравнительная оценка привлекательности региона для прямых иностранных инвестиций7, сравнительный анализ экономических показателей регионов России8, структурно-динамический анализ индикаторов инвестиционного климата9, оценка уровня социально- экономического развития регионов Российской Федерации и оценка степени использования регионами своей инвестиционной привлекательности10, фундаментальный анализ инвестиционной ситуации11, оценка основных факторов инвестиционной привлекательности12, сравнительная оценка уровня инвестиционного потенциала муниципальных образований13 и др.

На наш взгляд, все рассмотренные методы анализа и оценки инвестиционной привлекательности регионов описывают только качественную сторону инвестиционной привлекательности региона, и не дают количественного отображения привлекательности региона по компонентам инвестиционной привлекательности. В них отсутствует та числовая информация, которую можно сразу же наглядно применить при расчетах, используемых при расчетах прибыли от инвестиций.

Принимая инвестиционную привлекательность региона за совокупность инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, мы видим, что в рассмотренных методиках присутствует только ранжирование либо сравнение регионов по их привлекательности для инвестиций. Такая информация полезна инвесторам, которые приходят в регион, начиная проект «с нуля» (новые проекты производства и т.п.). В этом случае у инвесторов есть возможность оценить, какой из регионов является наиболее благоприятным для инвестиций. В этом автор видит преимущество этих методик.

В данных методиках отдается предпочтение бальным оценкам учитываемых факторов. При этом в своем большинстве эти бальные оценки являются экспертными, а это априори ведет к определенной субъективности. Единственным гарантом надежности таких оценок будет являться тот факт, что оценку проводят эксперты, обладающие достаточным профессионализмом и опытом.

В основе другого подхода оценки инвестиционной привлекательности регионов лежит применение не экспертных, а статистических бальных оценок. Этот подход применяется с использованием приведения значений статистических показателей к балльным показателям с привязкой к какой-либо шкале. Это также не может в достаточной степени отразить уровень различия статистических показателей по регионам из-за ограниченности интервалов разбивки данных или заранее ограниченного диапазона балльных оценок. Таким образом, оба упомянутых подхода игнорируют разброс соответствующих фактических характеристик, не зависящих от мнения экспертов и авторов методик. Однако заметим, что применение экспертного подхода в некоторых случаях - вынужденная мера, так как некоторые характеристики невозможно описать количественно.

Весомые недостатки имеются и у методик, использующих методы свода частных показателей - это методы суммы баллов или суммы ранговых мест. Эти методики ранжируют регионы, но при этом не показывают, насколько один регион лучше, или хуже, другого по инвестиционной привлекательности.

В итоге, ответа на вопрос от чего изначально отталкиваться крупному институциональному либо частному инвестору, который рассматривает тот или иной регион как целевую территорию своих инвестиций, эти методики не дают.

В связи с этим, в компонентах инвестиционной привлекательности, а именно в инвестиционном потенциале, автор предлагает ввести дополнительную компоненту (либо заменить один из существующих), который бы отражал степень недооцененности либо пе- реоцененности той или иной отрасли экономики региона. Эту компоненту предлагается рассчитывать как сумма частных оценок предприятий, из которых состоит та или иная отрасль экономики. Например, автомобильная отрасль Республики Татарстан состоит из ограниченного числа крупных предприятий, у которых имеется отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), по которой можно эти предприятия оценить методом дисконтированных денежных потоков. При этом полученные данные предлагается сравнивать с капитализацией данных предприятий на фондовой бирже и разницу обозначить как «потенциал инвестиций», который может быть как положительным, так и отрицательным. Следует отметить, что данная методика применима для публичных компаний с опубликованной в открытых источниках финансовой отчетностью по МСФО. Связано это с доступностью и достоверностью отчетных данных, так как отчетность по МСФО, как правило, без заключения авторитетного аудитора открыто не публикуется.

По нашему мнению, такой подход позволит крупным потенциальным инвесторам не только видеть качественные характеристики региона-цели, но и оперативно оценивать инвестиционную привлекательность региона «в цифрах», принимать инвестиционные решения, опираясь на первичные расчетные данные. Тем самым, облегчается принятие первоначального инвестиционного решения.

Введение такой характеристики в методику оценки инвестиционной привлекательности региона призвано помочь привлечь в регион крупных инвесторов, таких как, например, институциональных - фондов прямых инвестиций (далее ФПИ) или пенсионных фондов и т.д. Наибольшее предпочтение в этом случае имеют ФПИ, так как в большинстве случаев в основе их расчетов привлекательности инвестиций в то, или иное, региональное предприятие также лежит расчетный метод дисконтированных денежных потоков. Также ФПИ наиболее предпочтительны, так как они напрямую вкладывая в основной капитал предприятия (инвестируя), часто трансформируют предприятия посредством реструктуризации и реорганизации в предприятия экономически более привлекательные в качестве объекта вложения средств, повышают их стоимость, делая свои инвестиции окупаемыми в течение, в среднем, четырех-шести лет. А это, в свою очередь, повышает инвестиционную привлекательность региона.

1.3.Управление инвестиционной привлекательностью  региона

 

Понятие «инвестиционная привлекательность», по мнению Г.В. Хомкалова, является многогранным и сложным и требует использования различных показателей для ее измерения и оценки14. Многомерность и многоуров- невость этой категории заключаются в том, что в российской научной литературе не сложилось однозначного подхода к трактованию понятия «инвестиционная привлекательность», которое варьируется от отождествления его с понятием «инвестиционный климат»15 до сведения его к понятию «платежеспособный спрос региона на инвестиции».

Однако, несмотря на разночтения в подходах к определению термина «инвестиционная привлекательность региона», смысл всех вариантов его трактовки отражает одно из важнейших свойств рынка — конкурентность. Это означает, что при неизменных качественных характеристиках объекта инвестирования — региона — его привлекательность может изменяться с течением времени, реагируя на изменение различных факторов.

Инвестиционная привлекательность возникает в процессе взаимодействия субъекта инвестирования — инвестора и объекта инвестирования — государства или региона. Из этого следует, что инвестиционная привлекательность любой территории и региона в частности определяется совокупностью свойств, которые представляют интерес для инвестора и обеспечивают удовлетворение его потребностей, а прочие характеристики региона, выходящие за рамки этих потребностей, не влияют на уровень привлеченных инвестиций16.

По мнению В.И. Макшина, любое, даже самое незначительное повышение инвестиционной привлекательности — это дополнительные средства (инвестиции)17. Однако разовые акции являются всего лишь шагами, после которых инвестиционная привлекательность несколько повышается, но остается достаточно статичной величиной. Привлечение же в регион большого объема инвестиций возможно лишь через управление его инвестиционной привлекательностью, которое превратит ее в динамическую величину.

Ученые О.С. Виханский и А.И. Наумов определили управление «как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй — в позиции объекта управления. Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе... информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления.»18.

При управлении инвестиционной привлекательностью региона субъектом управления можно считать региональные власти, а объектом управления — процесс привлечения регионом инвестиций.

В качестве импульсов воздействия выступают «целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным лидерам»19. К этому определению, данному В.И. Макшиновым, необходимо добавить процесс коммуникации региональных властей с инвестиционным сообществом с целью донесения до него информации о регионе как потенциально привлекательной территории для инвестирования.

В российской научной литературе инвестиционный климат региона как уникальная характеристика объекта инвестирования рассмотрен достаточно подробно, однако субъект инвестирования — инвестор — изучен недостаточно, хотя именно субъект выступает тем агентом, который, субъективно оценивая различные характеристики региона, активно участвует в формировании его инвестиционной привлекательности. Другими словами, инвестиционная привлекательность является субъективной категорией, и каждый инвестор дает ей свою субъективную оценку в зависимости от своих нужд и предпочтений.

Инвестор, согласно определению толкового словаря «Лонгман», — это физическое лицо или организация, которые осуществляют инвестиции с целью приобретения выгод20. Многообразие форм и видов осуществляемых инвесторами инвестиций определяет различие стратегий инвестирования, выбираемых ими.

Причем для того чтобы инвестору сделать выбор среди «разумных» инвестиционных стратегий, ему, по мнению нобелевского лауреата У. Шарпа, необходимо увидеть их соответствие его нуждам и желаниям21.

В связи с этим существующие составляющие инвестиционной привлекательности региона будут неодинаково важны для различных категорий инвесторов. То, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим. Например, инвестора, заинтересованного в развитии туризма, будет привлекать наличие туристических достопримечательностей, аэропортов, отелей и т.д., инвестора, заинтересованного в добыче натуральных ресурсов, — величина и качество этих ресурсов, наличие транспортных путей, квалифицированных рабочих и т.д.

По мнению И. Вдовина, председателя правления Российского национального агентства прямых инвестиций, регион — это продукт, который необходимо продать потенциальному инвестору22. Для этого регион должен обладать рядом характеристик, интересных конкретному инвестору. Следовательно, для успешной «продажи» требуется выявить, кто является потенциальным инвестором для определенного региона.

Решение задачи поиска для конкретного региона целевой группы инвесторов, чьи нужды и желания будут максимально совпадать с объективными характеристиками региона и, следовательно, формировать его высокую инвестиционную привлекательность в их глазах, может облегчить предлагаемая нами классификация инвесторов.

По признаку региональной принадлежности можно выделить местных, отечественных (национальных, внутренних) и иностранных инвесторов. Местные инвесторы осуществляют инвестиции в пределах региона, где они расположены. Отечественные (национальные, внутренние) инвесторы — это резиденты данной страны, вкладывающие капитал в регион. Иностранные инвесторы — это нерезиденты данной страны, вкладывающие капитал в регион.

По признаку цели инвестирования выделяют стратегических и портфельных инвесторов. Стратегический инвестор — это субъект инвестиционной деятельности, заинтересованный в реальном управлении предприятием в соответствии с собственной концепцией его стратегического развития. Портфельный инвестор — это субъект инвестиционной деятельности, который вкладывает свой капитал в разнообразные финансовые инструменты с целью получения текущего дохода или прироста капитала в перспективном периоде.

По признаку направленности основной хозяйственной деятельности инвесторов можно разделить на венчурных капиталистов, институциональных инвесторов, стратегических инвесторов и государственные структуры.

Венчурный капиталист — это инвестор, который вкладывает капитал в новое предприятие, ожидая получить высокий уровень доходов за относительно короткий период.

Институциональный инвестор — это финансовый институт (банк, страховая компания, пенсионный фонд и т.д.), который аккумулирует средства индивидуальных инвесторов и вкладывает их в различные виды инвестиций. Институциональные инвесторы обычно заинтересованы в росте стоимости при минимизации риска.

Стратегический инвестор — это компания или корпорация, которая вкладывает капитал в проект или предприятие с целю решения своих стратегических задач, таких как расширение рынков сбыта, установление контроля над технологической цепочкой и т.д.

Государственные структуры выступают в роли инвесторов с целью решения социальных и экологических проблем.

Дополнительно группу стратегических инвесторов можно классифицировать по движущему ими мотиву инвестирования. Центр прямых иностранных инвестиций MIGA предлагает следующую классификацию стратегических инвестиций.

Ресурсно-ориентированные инвестиции — инвестиции в природные ресурсы при условии наличия дешевой специализированной рабочей силы. В России в качестве примеров таких инвестиций можно назвать инвестиции в разработку газовых месторождений на шельфе о. Сахалин или иностранные вложения в научный центр высоких информационных технологий в Нижнем Новгороде с целью получить доступ к дешевому труду российских инженеров и ученых.

Рыночно-ориентированные инвестиции — инвестиции в захват рынков, ранее обслуживаемых экспортными поставками или закрытых, защищенных импортными тарифами; следование компанией-поставщиком за своим клиентом на зарубежный рынок; адаптацию товаров к местным рынкам и особенностям; использование местных ресурсов. В России это явление наблюдается сейчас в автомобильной отрасли: ведущие мировые автомобильные концерны строят свои заводы на территории Ленинградской области.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность региона