Анализ и оценка показателей рентабельности предприятия ЗАО «Трансгазпоставка» за 2011 -2012 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

В современных экономических условиях деятельность каждого
хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга
участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его
функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях,
управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально
оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.
Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно
является и важнейшим объектом экономического анализа

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Показатели рентабельности предприятия …………………………..5
1.1. Определение рентабельности ……………………………………………..5
1.2. Планирование показателей рентабельности…………………………….7
1.3. Группы показателей рентабельности …………………………………….8
1.4. Показатели, используемые при анализе безубыточности и запасе
финансовой прочности………………………………………………………….13
Глава 2. Анализ и оценка показателей рентабельности предприятия ЗАО
«Трансгазпоставка» за 2011 -2012 год……………………………………….17
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Трансгазпоставка» ………………………………………………………17
2.2. Расчет показателей рентабельности предприятия ……………………..17
2.3. Анализ показателей рентабельности предприятия ……………………..21
Заключение……………………………………………………………………..23
Используемая литература …………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая.docx

— 54.76 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Показатели рентабельности предприятия …………………………..5

1.1. Определение рентабельности ……………………………………………..5

1.2.  Планирование показателей рентабельности…………………………….7

1.3. Группы показателей рентабельности …………………………………….8

1.4. Показатели, используемые при  анализе безубыточности и запасе

финансовой прочности………………………………………………………….13

Глава 2. Анализ и оценка показателей  рентабельности предприятия ЗАО

«Трансгазпоставка» за 2011 -2012 год……………………………………….17

2.1. Краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия ЗАО «Трансгазпоставка» ………………………………………………………17

2.2. Расчет показателей рентабельности предприятия ……………………..17

2.3. Анализ показателей рентабельности предприятия ……………………..21

Заключение……………………………………………………………………..23

Используемая литература …………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных экономических  условиях деятельность каждого

хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного  круга

участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах  его

функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях,

управленческому персоналу  необходимо, прежде всего, уметь реально

оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.

Целью любого предприятия  является прибыль, она же соответственно

является и важнейшим  объектом экономического анализа. Однако сам размер

прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятие своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле,

характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении  к вновь

приобретенным (прибыли) ресурсам.

Рентабельность и прибыль  – показатели, которые четко отражают

эффективность деятельности предприятия, рациональность использования

предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности

(производственной, предпринимательской,  инвестиционной и т.д.).

Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая  за нее

денежную выручку. Но это  еще не означает получение прибыли. Для выявления

финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами  на

производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции.

Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на

производство и реализацию продукции, и прибыль отсутствует; если затраты

превышают выручку, то предприятие  получает убыток, т.е. отрицательный

финансовый результат, что  ставит его в сложное финансовое положение, не

исключая банкротство. Для  получения максимальной прибыли  и избежания

банкротства необходимо изучать  показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей.

Целью написания данной работы является анализ рентабельности  ЗАО «Трансгазпоставка»

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

-     дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;

-    рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

-    провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ЗАО «Трансгазпоставка»

-    дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;

 

 

 

 

Глава 1. Показатели рентабельности предприятия

1.1. Определение рентабельности

 

Рентабельность представляет собой  доходность (прибыльность)

производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем

рентабельности. Если предприятие  получает прибыль, оно считается

рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических

расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Прибыль – это денежное выражение  основной части денежных накоплений,

создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки

хозяйственной деятельности организаций. За счет прибыли осуществляется

финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-

экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных

потребностей организации, но и  приобретает все большее значение в

формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и

относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма

прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.

Абсолютные показатели позволяют  проанализировать динамику различных

показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что  для

получения более объективных результатов  следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к.

представляют собой различные  соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли  не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

Эти характеристики наиболее целесообразно  рассматривать относительно

других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности

продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее

производства. Показатели рентабельности являются относительными

характеристиками финансовых результатов  и эффективности деятельности

предприятия. Они характеризуют  относительную доходность предприятия,

измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

 

1.2. Планирование показателей рентабельности

 

Прибыль, являясь важнейшим показателем  результативности производственно-хозяйственной  деятельности, не дает полного представления  об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.

Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.

Показатели рентабельности – это  важнейшие характеристики фактической

среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они

являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки

финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели

рентабельности используются как  инструмент инвестиционной политики и

ценообразования.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это

относительный показатель интенсивности  производства, так как отражает

уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация

рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не

только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для

образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.

Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы

предприятия в целом, доходность различных  направлений деятельности

(производственной, предпринимательской,  инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

1.3. Группы показателей рентабельности

 

В практике российских предприятий  используют следующие показатели

рентабельности:

Рентабельность производства (R) - это  отношение балансовой прибыли к

сумме среднегодовой стоимости  основных производственных фондов (ОФ) и

оборотных средств (ОбФ).

 

Общую рентабельность (рентабельность предприятия) определяют как

отношение балансовой прибыли к  средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.

Общая рентабельность определяется по формуле:

Ро =Пб /Ф*100% ,

где Ро - общая рентабельность,

Пб – общая сумма балансовой прибыли,

Ф – среднегодовая стоимость  основных производственных средств,

нематериальных активов и материальных оборотных средств.

Уровень общей рентабельности - это  ключевой индикатор при анализе

рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие

организации, исходя из уровня ее общей  рентабельности, необходимо

вычислить дополнительно еще два  ключевых индикатора: рентабельность

оборота и число оборотов капитала.

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой

(оборотом) предприятия и его  издержками и исчисляется по  формуле:

Роб. = Пн.п.*100 / В,

где Роб. – рентабельность оборота,

Пн.п. – прибыль до начисления процентов,

В – валовая выручка.

Чем больше прибыль по сравнению  с валовой выручкой предприятия, тем

больше рентабельность оборота. Широкое  применение этот показатель получил  в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Число оборотов капитала отражает отношение  валовой выручки (оборота)

предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

Чоб.к.= В / А,

где Чоб.к. – число оборотов капитала,

В – валовая выручка,

А – активы.

Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала.

В итоге уровень общей рентабельности определяется по следующей формуле:

Уо.р.= Роб * Чоб.к.,

где Уо.р. – уровень общей рентабельности,

Роб. – рентабельность оборота,

Чоб.к. – число оборотов капитала.

Иначе говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор,

отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов, умноженной на 100% и деленной на активы.

Связь между тремя ключевыми  индикаторами представлена на следующем

Рисунке 1

 

                                                                                                                   Рисунок 1.

 

Показатели рентабельности продукции  отражают эффективность текущих

Информация о работе Анализ и оценка показателей рентабельности предприятия ЗАО «Трансгазпоставка» за 2011 -2012 год