Анализ занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Занятость – это цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Вложенные файлы: 1 файл

кур.р. Экономика.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

     Подобные  обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в  том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных  целевых программ по обеспечению  занятости указанных групп населения.5

     Таким образом, государственная политика занятости как отражение стратегии занятости – это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала. 

1.3. Занятость населения

 

     Занятость населения – это деятельность населения, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не запрещенная законом, приносящая (как правило) трудовой доход.

     Занятость населения неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций.

     Характеристики  занятости, использования трудового  потенциала общества представляют не только экономический интерес, они  являются и основными показателями, отражающими политику государства  в сфере труда, отношение к  человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.

     Под занятостью населения также понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

     При этом следует иметь в виду, что  гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду. Принуждение к труду в  какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

     Формы занятости населения: полная занятость; эффективная занятость; рациональная занятость.

      Полная  занятость - означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами.

      При полной занятости предложение экономически активного населения востребовано рыночным спросом на него, наличием производственных и социальных условий  для выполнения функциональных обязанностей или определенной работы. Каждому  желающему, трудоспособному индивиду представляется возможность применять свои умственные и физические способности в общественно полезном труде.

      Эффективная занятость - обеспечивает наивысшую эффективность экономики, означает такое распределение трудоспособного населения с учетом отраслевого и территориального факторов, которое позволяет обеспечить получение наибольшего прироста национального продукта и максимального валового национального дохода.

      Эффективная занятость населения может быть достигнута при условии, когда для каждого индивида экономически активного населения трудовая деятельность станет неотвратимо обязательной, работа интересной, получаемый доход достаточным для удовлетворения физиологических, духовных, культурных потребностей себя и членов семьи, позволяющим аккумулировать и накапливать сбережения на приобретение жилища, товаров и имущества длительного пользования, быть уверенным в достатке, уходя на заслуженный отдых.

     Рациональная  занятость - предполагает оптимальное распределение и использование трудоспособного населения с целью воспроизводства рабочей силы, гармоничного и всестороннего развития человека. Она характеризуется полным соответствием между наличными рабочими местами и существующей профессионально-квалифицированной структурой работников.

     Рациональная занятость предполагает оптимальное сочетание полной и эффективной занятости, что может быть достигнуто в процессе свободной открытой экономики и рыночной деятельности субъектов хозяйствования.

     Современная ситуация в сфере занятости населения неадекватна требованиям рыночной экономики, следовательно, выход российской экономики из кризиса и дальнейший прогресс общества возможны в том случае, если экономика сможет отражать интересы человека в сфере труда.

     Основные  принципы занятости, придающие отношениям занятости населения рыночный характер:

  1. Обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.
  2. Создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ.

     Инструментом  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы содействия занятости населения.

     Регулируемый  рынок труда предполагает проведение гибкой государственной политики занятости, которая должна быть направлена на создание новой модели занятости.

     Основными стратегическими направлениями  деятельности государства по созданию новой модели занятости населения должны стать:

  1. Содействие становлению многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого.
  2. Целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест.
  3. Реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства.
  4. Становление и развитие муниципальной собственности.
  5. Совершенствование законодательства в сфере занятости.
  6. Разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, подготовка организационных и нормативно-правовых основ для их реализации.
  7. Введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчения социальных проблем регионов.
  8. Совершенствование отношений социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ.

     Основное  направление корректировки стратегии управления рынком занятости населения состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (пассивная политика предполагает неизбежность роста безработицы) на активную политику обеспечения занятости населения, поддержания создания и сохранения экономически эффективных рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы деградации населения.

     В большинстве западных стран на активные мероприятия, главным образом на создание рабочих мест и переквалификацию, приходится 25-30% всех расходов, осуществляемых в рамках политики на рынке труда (в Швеции эта цифра приблизилась к 70%).

     Новый подход к региональному регулированию  занятости населения заключается в том, что в политике занятости необходимо перенести акцент на содействие ускорению перераспределения рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов в экономике и роста эффективности труда.

     С социальной точки зрения это болезненно, т.к. предполагается ускорение высвобождения излишней численности работающих и существенный, но кратковременный всплеск безработицы, которая начнет снижаться по мере экономического роста и создания новых рабочих мест. Ближайшую перспективу следует рассматривать как своего рода переходный этап от одного состояния занятости и рынка труда, когда их динамика носила в основном стагнационный характер, к другому, когда на передний план начинают выдвигаться факторы повышения производительности труда и эффективности производства.

     В этот период необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости, с тем чтобы, с одной стороны, не допустить застоя безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

     С учетом нового подхода к политике занятости населения на рынке труда ее основными направлениями должны стать:

  1. Обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения.
  2. Переориентация экономически активного населения на новые формы трудовых отношений.
  3. Стремление к сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест.
  4. Сокращение массовой безработицы на территориальных рынках труда.
  5. Повышение эффективности существующих и создание новых рабочих мест.
  6. Развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров.
  7. Рост мобильности трудовых ресурсов.

     К ключевым интегрированным направлениям действий по управлению рынком труда  относятся:

  1. Преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений, как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости.
  2. Экономическое стимулирование развития малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.
  3. Разработка механизма прогнозирования спроса на рабочую силу.
  4. Оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере.
  5. Разработка специальных программ по стабилизации занятости на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.
  6. Развитие гибких форм занятости.
  7. Последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресности социальной поддержки населения.
  8. Дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы.
  9. Улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, заработной платы и использования рабочего времени.
  10. Сохранение на предприятиях кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование имеющихся рабочих мест.
  11. Проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда.
  12. Развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение массовой безработицы и возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду.
  13. Создание мобильного резерва рабочей силы.6

     Учитывая  значительные различия в ситуации на рынке труда городов и районов, имеющие место в РФ, управление занятостью населения должно быть направлено:

  1. На повышение роли органов местного самоуправления в решении специфических территориальных проблем рынка труда.
  2. Реализацию мер по сдерживанию безработицы на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.
  3. Осуществление мер по смягчению отрицательных последствий массовой безработицы и социальной поддержке безработных граждан.
  4. Разработку и реализацию мер по совершенствованию работы региональных органов службы занятости с предприятиями и организациями в части согласования их кадровой политики с политикой занятости, проводимой в рамках конкретной территории.
  5. Проведение экспертизы инвестиционных программ с целью определения их влияния на состояние рынка труда.
  6. Разработку на территориальном уровне программы экономического развития и занятости.
  7. Участие в создании свободных экономических зон на территории страны.

      Таким образом, проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций.

      Занятость населения категория подвижная  и требует постоянного наблюдения, оценки для принятия адекватных управленческих решений. Это касается в целом  страны, а так же ее регионов.

 

2. Анализ экономической активности населения

2.1. Анализ динамики занятости

 

      Формирование  рыночных отношений и многосекторной экономики, ориентированной на интенсивное  развитие производства, предполагает в России высокую степень рационализации занятости населения.

      При этом занятость населения в России не может быть нацелена лишь на создание достаточного количества рабочих мест. Она должна создавать условия для конкурентоспособной экономической деятельности и поэтому отвечать таким критериям рациональности, как высокая производительность, экономичность, сбалансированность, гуманность и др.

Информация о работе Анализ занятости населения