Активы предприятия ООО "Лесная поляна"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных проблем и методов управления активами ООО «Лесная поляна».
В соответствии с выбранной целью поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить методику управления активами предприятия;
2. Провести анализ управления активами ООО «Лесная поляна»
3. Предложить пути совершенствования активами в ООО «Лесная поляна»
Объектом исследования является деятельность ООО «Лесная поляна», предоставляющего услуги общественного питания. Период исследования: 2010 - 2012 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 198.54 Кб (Скачать файл)

Существуют и модификации этих подходов, когда под «капиталом понимают все долгосрочные источники средств или когда термин «капитал» используется по отношению как к источникам средств, так и к активам; в последнем случае, характеризуя источники, говорят о «пассивном капитале», подразделяя его на собственный и привлеченный (заемный), а, характеризуя активы, говорят об «активном капитале», подразделяя его на основной капитал (долгосрочные активы, включая незавершенное строительство) и оборотный капитал (сюда относят все оборотные средства).

Исходя из этого сделаем  несколько замечаний. Во-первых, использование термина «капитал» для характеристики активов имеет достаточно серьезное обоснование - в большей степени подчеркивается финансовая природа объекта внимания финансового менеджера. Действительно, когда говорится об управлении оборотным капиталом, финансового менеджера или бухгалтера интересует не предметно-вещностная природа оборотных активов, а величина денежных средств, вложенных в эти активы. Во-вторых, финансовый менеджер должен осознанно оперировать понятиями, выбирая те наименования, которые представляются ему наиболее предпочтительными.

Итак, следуя выбранной нами терминологии, мы будем пользоваться терминами: оборотные средства (синонимы: оборотные активы, оборотные фонды, оборотный капитал) и собственные  оборотные средства (синонимы: чистые оборотные активы, чистый оборотный  капитал).

Управление оборотным  капиталом тесно связано с его составом и размещением. «В различных хозяйствующих субъектах состав и структура оборотного капитала неодинаковы, так как зависят от формы собственности, специфики организации производственного процесса, взаимоотношений с поставщиками и покупателями, структуры затрат на производство, финансового состояния и других факторов».

В процессе производственной деятельности происходит постоянная трансформация  отдельных элементов оборотного капитала. «В своем обороте фонды последовательно принимают денежную, производительную и товарную формы, что и ведет к их разделению на производственные фонды и фонды обращения. Вещественным носителем производственных фондов являются средства производства, средства труда, готовая продукция, предметы труда. Готовая продукция вместе с денежными средствами в расчетах образует фонды обращения». К оборотным производственным фондам промышленных предприятий относят часть средств производства, вещественные элементы которых в процессе труда в отличие от основных производственных фондов расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. Вещественные элементы оборотных фондов в процессе труда претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических средств. Они теряют свою потребительную стоимость по мере их производственного потребления. Оборотные производственные фонды состоят из трех частей: производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

Фонды обращения обслуживают  сферу производства. Они включают готовую продукцию на складе, товары в пути, денежные средства и средства в расчетах с потребителями продукции, в частности, дебиторскую задолженность.

Кругооборот фондов предприятий  начинается с авансирования стоимости  в денежной форме на приобретение средств производства.

       1  стадия: организованный процесс материально-технического снабжения средствами производства;

        2 стадия: потребление средств производства и создание готовой продукции;

       3 стадия: реализация готовой продукции.

        Кругооборот фондов предприятий может совершаться только при наличии определенной авансированной стоимости в денежной форме. В теории и практике эта стоимость приняла название оборотных средств.

        Оборотные средства выступают, прежде всего, как стоимостная категория: на практике они не являются материальными ценностями, ибо из них нельзя производить готовую продукцию. Являясь стоимостью в денежной форме, оборотные средства уже в процессе кругооборота принимают форму производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции. Оборотные средства не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются (отличительная черта собственных средств) с тем, чтобы возвратиться после одного кругооборота и вступить в другой. Оборотные фонды непосредственно участвуют в создании новой стоимости, а оборотные средства - косвенно, через оборотные фонды. В процессе кругооборота оборотные средства воплощают свою стоимость в оборотных фондах и поэтому посредством последних функционируют в процессе производства, участвуют в формировании издержек производства.

Итак, оборотные средства - это авансируемая в денежной форме  стоимость, принимающая в процессе планомерного кругооборота средств  форму оборотных фондов и фондов обращения, необходимая для поддержания  непрерывности кругооборота и возвращающаяся в исходную форму после его  завершения.

Под составом оборотных средств  понимается совокупность элементов, образующих оборотные производственные фонды  и фонды обращения.

Источниками оборотных средств  могут выступать собственные (в  момент ввода в эксплуатацию), которые  покрывают минимальные потребности  в производственных запасах, незавершенном производстве, расходов будущих периодов; и заемные: краткосрочные кредиты, с помощью которых удовлетворяется временная дополнительная потребность в оборотных средствах.

«Оборотные средства и политика в отношении управления этими активами важны, прежде всего, с позиции обеспечения непрерывности и эффективности текущей деятельности предприятия. Поскольку во многих случаях изменение величины оборотных активов сопровождается и изменением краткосрочных пассивов, оба эти объекта учета рассматриваются, как правило, совместно в рамках политики управления чистым оборотным капиталом, величина которого рассчитывается как разность между оборотным капиталом и краткосрочными пассивами».

Управление чистым оборотным  капиталом подразумевает оптимизацию  его величины, структуры и значений его компонентов. Таким образом, «с позиции факторного анализа принято выделять такие компоненты чистого оборотного капитала, как производственные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные пассивы».

Рассмотрим, как эти компоненты влияют на деятельность предприятия  и принятие управленческих решений.

Так как предприятие вкладывает свои средства в образование запасов, то издержки хранения запасов связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с вмененной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска. Большинство предприятий допускает, что образование запасов имеет такую же степень риска, что и типичные для данного предприятия капитальные вложения, и поэтому при расчете издержек хранения используют среднюю вмененную стоимость капитала предприятия.

Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного  вида оборотных активов в том  или ином объеме носят специфический для данного вида активов характер. Например, большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорого стоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретение сырья и материалов, хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее, имеет смысл, если предприятие может добиться от своих поставщиков снижения цен (так как больший размер заказа обычно предусматривает некоторую льготу, предоставляемую поставщиком в виде скидки). По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже предприятие, как правило, предоставляет скидку своим клиентам. Задача финансового менеджера выявить результат и затраты, связанные с хранением запасов, и подвести разумный баланс.

Дебиторская задолженность  - еще один важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продает товары другому, это вовсе не означает, что товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности - векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также представление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

Денежные средства и их эквиваленты - наиболее ликвидная часть  оборотного капитала. К денежным средствам  относятся деньги в кассе, на расчетных  и депозитных счетах. К эквивалентам денежных средств относят ликвидные  краткосрочные финансовые вложения: ценные бумаги других предприятий, государственные  казначейские билеты, государственные  облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти.

Выбирая между наличными  средствами и ценными бумагами, финансовый менеджер решает задачу, подобную той, которую решает менеджер по производству. Всегда существуют преимущества, связанные  с созданием большого запаса денежных средств, - они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (в частности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли при возможном краткосрочном инвестировании). Таким образом, финансовому менеджеру необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств.

Краткосрочные пассивы - это обязательства предприятия перед поставщиками, работниками, банками, государством и другими, причем основной удельный вес в них приходится на ссуды и неоплаченные счета других предприятий. В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Поэтому достаточно обычным становится требование банка об обеспечении предоставленных ссуд товарно-материальными ценностями. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждено с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них активов, другие - за счет частичной их продажи.

Таким образом, эффективное  управление оборотным капиталом (оборотные  активы минус краткосрочные обязательства) ведет к увеличению доходов и  снижает риск дефицита денежных средств  компании. С помощью оптимального управления денежными средствами, дебиторской  задолженностью и товарно-материальными  запасами предприятие может максимизировать  норму прибыли и минимизировать свою ликвидность и коммерческий риск.

 

1.3. Научные аспекты управления имуществом предприятия и основы принятия инвестиционных решений

 

Управление активами - профессиональное управление различными типами ценных бумаг (акциями, облигациями и т. д.) и другими активами (например, недвижимостью), целью которого, является получение прибыли инвесторами. Инвесторами в данном случае могут выступать как компании (страховые компании, пенсионные фонды, корпорации и т. д.), так и частные инвесторы (непосредственно или с помощью коллективного инвестирования).

Управление активами - большая и важная глобальная индустрия, распоряжающаяся активами, общей стоимостью в триллионы долларов.

Управление активами как  бизнес включает в себя такие аспекты  как поиск профессиональных инвестиционных менеджеров, исследования (отдельных  активов и их классов), проведение торговых операций, маркетинг, внутренний аудит и подготовку отчетов для  клиентов. Крупнейшими инвестиционными  менеджерами являются компании со сложной  структурой, соответствующей размеру  контролируемых ими активов. Помимо инвесторов и управленцев активами, в работе компании-менеджера также  задействованы сотрудники, следящие за соблюдением законодательных  требований, внутренние аудиторы, финансовые ревизоры, компьютерные специалисты  и сотрудники бэк-офиса.

Среди проблем ведения  подобного бизнеса можно выделить основные:

доход непосредственно связан с эволюциями рынка; выдающуюся доходность тяжело поддерживать на неизменном уровне, и крупные доли фонда могут  быть изъяты клиентами в периоды  понижения доходности; компании приходится нести высокие расходы, связанные  с наймом успешных управленцев активами; доходность фонда в наибольшей степени  зависит от способностей управленцев  активами, однако клиенты больше склонны  верить в какой-либо уникальный концепт  инвестирования и внутреннюю дисциплину компании, чем в способности нескольких человек, занимающихся распределением активов; многие успешные аналитики, работая  в сфере управления активами, накапливают  достаточно средств, чтобы в будущем  покинуть компанию и зарабатывать управлением  собственных активов.

Наиболее успешными в  мире инвестиционными компаниями являются те компании, которые смогли физически  и психологически отделиться от банков и страховых компаний. Лучшие результаты и наиболее успешные бизнес-стратегии (в этой области) обычно принадлежат  именно независимым инвестиционным компаниям.

Инвестиционные решения  на предприятии должны вытекать из стратегических целей его бизнес-плана, т. е. из перспективного, а в конечном итоге решения должны быть направлены на обеспечение финансовой устойчивости предприятия не только на сегодняшний  день, но и на будущее. Если этого  плана нет, то ни о какой инвестиционной политике не может быть и речи.

При разработке инвестиционных решений на предприятии необходимо придерживаться следующих принципов:

        - нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;

        -  учет инфляции и фактора риска;

        -  экономическое обоснование инвестиций;

        - формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;

Информация о работе Активы предприятия ООО "Лесная поляна"