Административно-территориальное деление в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является рассмотрение особенностей территориальной организации государственного управления в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
 выделены теоретические аспекты организации административно-территориального деления;
 рассмотрена система управления административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
 проанализированы возможности совершенствования административно-территориального деления Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты организации административно-территориального деления 6
1.1 Понятие и виды государственно-территориального устройства 6
1.2 Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь 11
2 Управление административно-территориальными единицами 16
2.1 Система органов местного управления 16
2.2 Система местных Советов депутатов 23
3 Совершенствование административно-территориального деления Республики Беларусь 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

Вложенные файлы: 1 файл

111Курсовая - Административно-территориальное деление и проблемы его совершенствования в Республике Беларусь.doc

— 419.00 Кб (Скачать файл)

Населенный пункт – это компактно заселенная часть территории, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:

  • город Минск – столица Республики Беларусь;
  • города областного подчинения;
  • города районного подчинения.

Населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, являются центрами соответствующих административно-территориальных единиц.

Вышеназванный Закон определяет критерии отнесения населенных пунктов к категориям. В качестве таковых выступают:

  • численность проживающего населения;
  • уровень развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры;
  • государственные функции, осуществляемые на соответствующей территории.

К категории городов относятся:

  • город Минск – столица Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законом;
  • города областного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой;
  • в отдельных случаях к категории городов областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;
  • города районного подчинения - населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения.

К категории поселков городского типа относятся:

  • городские поселки – населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
  • курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения;
  • рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 тысяч человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.

Все остальные населенные пункты (деревни, поселки и другие) относятся к категории сельских насаленных пунктов.

 

 

 

 

2 Управление административно-территориальными единицами

2.1 Система органов местного управления

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций (рис. 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Система органов местного управления в Республике Беларусь

В соответствии со ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.

Исполнительные комитеты подразделяются на три уровня:

  • первичный – сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
  • базовый – городские (городов областного подчинения) и районные;
  • областной – областные и Минский городской (обладающий особым статусом как столица Республики Беларусь) [18, c. 22].

Исполнительные комитеты входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления. К органам местного управления также относятся отделы и управления исполнительных комитетов (местных администраций). В зависимости от территории, численности населения, особенностей социально-экономического развития, производственной и социально-культурной инфраструктуры формируются соответствующие подразделения исполкомов (управления, отделы), например, по экономическому развитию; архитектуры, строительства и землепользования; торговли, бытового обслуживания; экономики и финансов; учета и распределения жилья; образования, культуры, идеологической работы, физкультуры, спорта и туризма; по работе с молодежью и др. Обязательными структурными подразделениями исполкомов являются отделы внутренних дел и военкоматы.

Исполнительные комитеты (местные администрации) выполняют функции, которые связаны с реализацией на практике целей и задач местного управления. Они призваны сосредоточить основное внимание на разработке и выполнении программы и планов социально-экономического развития в соответствии с государственными программами. Они выполняют различные функции, важнейшими из которых являются общепризнанные в мировой практике управления: анализ, прогнозирование, моделирование, планирование, организация, стимулирование, учет и контроль [17, c. 88].

В Республике Беларусь основные направления социально-экономического развития отражены в Государственной программе, рассчитанной на 2011 – 2015 гг. Эта Программа определяет стратегию и тактику развития государства и общества. Она нацелена на дальнейшее повышение уровня и качества жизни белорусского народа. В ней содержатся приоритеты социально-экономического устойчивого инновационного развития с учетом национальных и региональных особенностей. На основе данной Программы формируются соответствующие программы развития областей, районов, городов, сел и поселков.

Каждый исполнительный комитет (местная администрация) обязан провести всесторонний анализ социальных и экономических процессов, разработать программу социально-экономического инновационного развития конкретной территории и сообразно ей осуществлять свою деятельность. Поэтому основные функции исполнительных комитетов (местных администраций) связаны с реальным участием в реализации как государственных, так и местных программ и проектов. В эпицентре внимания исполнительных комитетов находится решение конкретных вопросов общегосударственного и местного значения. Местные органы исполнительной власти принимают непосредственное участие в решении экономических, социальных и культурных проблем в интересах государства и населения данной территории.

Исполкомы представляют и защищают интересы населения конкретной территории в вышестоящих органах государственного управления, решают вопросы по обеспечению эффективного функционирования предприятий, организаций, учреждений вне зависимости от формы собственности. Они несут ответственность за деятельность предприятий, находящихся в коммунальной собственности, содержание жилищного фонда, дорог, учреждений образования, здравоохранения, культуры, торговли и бытового обслуживания. Исполкомы оказывают необходимую организационную помощь при формировании избирательных комиссий, однако они не имеют права вмешиваться в их деятельность. Исполкомы призваны обеспечить равные условия для осуществления прав граждан, в том числе избирательных прав. В состав исполнительного комитета входят:

  • председатель исполнительного комитета;
  • его заместители (заместитель);
  • управляющий делами (секретарь);
  • члены исполнительного комитета [18, c. 23].

Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь, первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета – председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом.

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполнительные комитеты первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам.

Указом Президента Республики Беларусь «О структуре и численности работников исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах» № 723 от 07.12.2001 г. определена примерная структура областного, Минского городского, городского (городов районного подчинения), районного исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах. Они образуются под разными названиями: отделы, управления, главные управления, комитеты. В законодательстве отсутствуют критерии деления рассматриваемых органов на отделы и управления и др.

Различие в названиях этих органов объясняется объемом работы и кругом решаемых вопросов, внутренней структурой, численностью работников. Отделы находятся на более низком уровне. Из них могут состоять управления, из управлений - главные управления, а из главных управлений, управлений или отделов – комитеты [11, c. 34] (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Структура областного исполнительного комитета

Исполнительный комитет ответствен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета [18, c. 24].

Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Полномочия исполнительного комитета закреплены в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», согласно которого исполком:

  • разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;
  • разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;
  • в процессе исполнения местного бюджета исполнительные комитеты вправе вносить в соответствующий Совет свои предложения об изменениях по доходам и расходам этого бюджета;
  • областные и Минский городской исполнительные комитеты представляют в республиканский орган государственного управления в области финансов консолидированные бюджеты на очередной финансовый (бюджетный) год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий финансовый (бюджетный) год в порядке и сроки, установленные этим органом;
  • обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;
  • организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;
  • распоряжается коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;
  • принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности в порядке, определенном соответствующим Советом;
  • утверждает режим работы таких предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также согласовывает режим работы других предприятий, организаций, учреждений и объединений независимо от форм собственности, расположенных на подведомственной ему территории, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;
  • дает согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;
  • заключает договоры с юридическими и физическими лицами;
  • кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;
  • осуществляет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроль на подведомственной ему территории за использованием коммунальной собственности;
  • отменяет в пределах своей компетенции решения руководителей иных органов местного управления, принятые с нарушением законодательства Республики Беларусь или противоречащие решениям Совета и исполнительного комитета;
  • образует по вопросам своей деятельности комиссии, определяет их полномочия и руководит их деятельностью;
  • принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в судебном порядке, а также в вышестоящих органах государственного управления и иных государственных органах;
  • решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы землеустройства и землепользования;
  • обеспечивает разработку градостроительных проектов на подведомственной ему территории;
  • областные и Минский городской исполнительные комитеты вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложения для представления на утверждение Президенту Республики Беларусь генеральных планов областных центров и города Минска;
  • генеральные планы городов областного подчинения Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь совместно с областными исполнительными комитетами представляет на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь;
  • принимает решения, направленные на защиту прав и удовлетворение законных интересов граждан, организует прием населения руководителями исполнительного комитета и его структурных подразделений, рассматривает обращения граждан и принимает по ним решения;
  • решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;
  • организует разъяснение законодательства Республики Беларусь и оказание юридической помощи населению;
  • обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории;
  • оказывает нижестоящим исполнительным комитетам и местным администрациям необходимую помощь;
  • содействует развитию народных традиций и обычаев на подведомственной территории;
  • обеспечивает исполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы всеми должностными лицами и гражданами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на подведомственной территории;
  • осуществляет полномочия, предусмотренные Избирательным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата, а также по организации обсуждения других важнейших вопросов местного и республиканского значения;
  • вносит в установленном порядке предложения о представлении к государственным наградам и поощрениям;
  • может выступать учредителем местных средств массовой информации;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом и иным законодательством Республики Беларусь [3].

Исполнительный комитет также решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных.

Исполнительный комитет не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующего Совета, а Совет – в компетенцию исполнительного комитета, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и Законом.

Председатели исполнительных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими Советами. Срок полномочий председателя сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнительного комитета равен сроку полномочий соответствующего Совета, т. е. четыре года [18, c. 28].

В своей деятельности председатель областного (Минского городского) исполнительного комитета подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, председатель исполнительного комитета первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам, а по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, подотчетен соответствующему Совету.

Местная администрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету.

Городские Советы по предложению соответствующих исполнительных комитетов утверждают сметы расходов местных администраций, а также отчеты об их исполнении.

Местная администрация не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед городским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своей деятельности.

2.2 Система местных Советов депутатов

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» 1991 г. в редакции 2000 г. с изменениями и дополнениями Советы являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь и основным звеном системы местного самоуправления.

Советы обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Систему Советов в Республике Беларусь составляют: сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы. Единство данной системы обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.

Информация о работе Административно-территориальное деление в РБ