Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в сложном положении аграрного сектора, которое объясняется спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово-кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к переосмыслению всей существующей системы.

Содержание

Введение 2-3
Глава 1. Теоретические основы АПК
1.1. Агропромышленный комплекс РФ — понятие, структура 4-8
1.2. Основными показателями социально-экономической эффективности структуры агропромышленного комплекса РФ 8-8
Глава 2. Современное состояние АПК
2.1 Состояние сельскохозяйственного производства на 2011 год 9-14
2.2 Экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья 14-15
2.3 Социальная инфраструктура и инженерное обустройство сельских поселений 15-20
2.4 Целевые индикаторы и показатели 20-23
2.5 Финансовая устойчивость сельского хозяйства 23-24
2.6 Кредитование сельскохозяйственных предприятий 24-26
2.7 Малые формы хозяйствования на селе 26-27
2.8 Техническая и технологическая модернизация в сельском хозяйстве 27-30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития АПК
3.1 Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса 31-33
3.2 Перспективы развития подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводств 33-36
3.3 Перспективы развития мясного скотоводства 36-38
3.4 Перспективы развития малых форм хозяйствования 38-40
3.5 Перспективы технической и технологической модернизации, инновационного развития 40-43
Заключение 44-45
Список литературы 46-47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Ко второму уровню приоритетов относятся следующие направления:

  • развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;
  • экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  • наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка;
  • минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны в рамках вступления в ВТО.

 

3.2 Перспективы развития подотрасли  животноводства, переработки и реализации  продукции животноводств

Подотрасль животноводства охватывает мясной и молочный подкомплексы, включающие в себя отрасли по производству мяса и молока всех видов, их первичной и последующей (промышленной) переработке, логистике, регулированию мясного и молочного рынков.

Мясной и молочный подкомплексы являются одними из основных жизнеобеспечивающих секторов отечественного аграрного производства, оказывающими решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения страны и определяющими здоровье нации.

Несмотря на стабилизацию и рост производства мяса, потребность населения России в мясных продуктах за счет собственного производства обеспечивается только на 73%, страна продолжает оставаться импортером мяса и мясной продукции, что наносит ущерб ее экономике. Удельный вес России в мировом производстве мяса значительно ниже ее потенциала и составляет около 2%.

Для обеспечения стабилизации объемов производства животноводческой продукции и условий ее дальнейшего роста требуется обеспечить выполнение значительного объема профилактических и ликвидационных ветеринарных мероприятий против заразных и иных болезней животных, эпизоотическая ситуация по которым на территории Российской Федерации за последние годы значительно ухудшилась (африканская чума свиней, бешенство и др.). В первую очередь необходимо срочно снизить и стабилизировать эпизоотическую ситуацию, касающуюся африканской чумы свиней, которая ставит под угрозу дальнейшее развитие свиноводческой отрасли животноводства, а также снизить уровень заболеваемости бешенством сельскохозяйственных и диких животных, являющихся, в свою очередь, источником заражения и гибели людей.

Для выхода отечественной мясной продукции на внешние рынки необходима гармонизация ветеринарного законодательства Российской Федерации и потенциальных стран-импортеров с учетом обеспечения режима максимального благоприятствования для российского экспорта, а также реализация мер по обеспечению благополучия территории Российской Федерации по особо опасным болезням животных.

Молочное скотоводство в России является ведущей и наиболее сложной подотраслью животноводства.

Одним из важных направлений успешного развития молочного животноводства в малых формах хозяйствования является создание семейных молочных ферм.

В случае с малыми формами хозяйствования важным направлением является кооперация с крупными производителями и переработчиками молока, которая позволяет выстроить высокоэффективные интегрированные структуры, производящие продукт с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособные и финансово устойчивые.

Важным фактором обеспечения рынка молочной продукции является товарность производимого молока.

Для дальнейшего наращивания объемов производства и повышения конкурентоспособности отечественной молочной продукции необходимо вести работу по таким стратегическим направлениям, как развитие инфраструктуры, переработки, кооперации и выстраивание эффективного взаимодействия между производителями, в том числе между малыми формами и переработчиками молока.

Действующими мерами государственной поддержки молочного скотоводства являются субсидирование процентных ставок по кредитам на модернизацию и строительство животноводческих комплексов, предприятий для первичной переработки молока, приобретение племенного скота, предоставление субсидий на племенную поддержку, принятие мер таможенно-тарифного и технического регулирования, реализация отраслевых региональных программ по увеличению производства молочной продукции. В целях повышения товарности молока и выравнивания сезонности его производства, а также повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства предлагается осуществлять субсидирование производства 1 литра товарного молока.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по развитию подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводств в 2013-2020гг. за счет средств федерального бюджета составляет 499.373.485,24 тыс. рублей в том числе: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации – 489.273.652,96 тыс. рублей; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору – 10.099.832,28 тыс. рублей

Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит обеспечить:

  • увеличение производства скота и птицы на убой - до 14,07 млн. тонн;
  • прирост мощностей по убою скота и его первичной переработке - на 2167 тыс. тонн;
  • рост потребления мяса на душу населения - с 69,1 до 73,2 кг;
  • рост среднего уровня товарности скота - с 73% до 78,5%  
    птицы - с 90,2% до 95,2%;
  • рост глубины переработки скота - с 69% до 90%, птицы -  
    с 91,8% до 95,2%;
  • увеличение производства молока - до 38,2 млн. тонн;
  • увеличение производства сыров и сырных продуктов - 
    до 546 тыс. тонн;
  • увеличение производства сливочного масла - до 280 тыс. тонн;
  • рост потребления молока и молочных продуктов на душу населения (в пересчете на молоко) - с 247 до 259 кг;
  • рост товарности молока - с 60% до 64%;
  • рост экспорта мяса птицы - до 400 тыс. тонн, свинины - 200 тыс. тонн;
  • увеличение поголовья северных домашних оленей - на 78 тыс. голов;
  • увеличение поголовья табунных мясных лошадей - на 41 тыс. голов;
  • увеличение маточного поголовья овец и коз - на 1 млн. голов.

 

3.3 Перспективы развития мясного  скотоводства

В последние годы объем производства говядины имеет тенденцию к снижению и в настоящее время составляет менее 3 млн. тонн в живой массе.

На сегодня практически всю говядину получают от откормочного контингента из молочных стад. Производство крупного рогатого скота в России характеризуется низкими качественными показателями. Среднесуточные приросты на выращивании, откорме и нагуле составляют 500 кг, средняя живая масса скота, реализованного на убой, составляет 363 кг, достаточно высока доля низкокачественной говядины, получаемой от убоя выбракованных коров.

Если в прежние годы существовали специализированные комплексы по доращиванию и откорму молодняка на мясо, которые выращивали молочных телят до высоких весовых кондиций, то в настоящее время таких комплексов почти не осталось. В большинстве территорий выращивание крупного рогатого скота ведется экстенсивными методами, с большими затратами средств, расход корма на 1 кг прироста превышает норму почти вдвое.

Вместе с тем во многих регионах накоплен положительный научный и производственный опыт по интенсивному конкурентоспособному выращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота на крупных откормочных предприятиях и фермах, свидетельствующий о том, что при эффективной государственной поддержке в производстве крупного рогатого скота есть такие же хорошие перспективы роста, как у других подотраслей мясного животноводства.

Однако для кардинального изменения ситуации в подотрасли и перехода от фазы стагнации к созданию условий для дальнейшего роста необходим комплекс системных мер, который позволит обеспечить положительную динамику устойчивого развития производства крупного рогатого скота в долгосрочной перспективе.

Без развития специализированного мясного скотоводства Россия будет оставаться страной, импортирующей говядину.

Роль специализированного мясного скотоводства, по мере роста благосостояния населения, как источника производства высококачественного "красного мяса", будет возрастать, гарантом чему являются огромные естественные кормовые угодья, апробированная малозатратная интенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства, обнадеживающие сдвиги по созданию племенной базы, привлечение дополнительных инвестиций в проекты по разведению мясного скота и строительству новых современных откормочных площадок в рамках реализации региональных программ по развитию мясного скотоводства.

Важнейшую роль в процессе ускоренного развития мясного скотоводства будет выполнять практически заново сформированная племенная база за счет привлечения лучших зарубежных и отечественных племенных ресурсов. Эта племенная база по количеству и качеству коров и быков должна отвечать современным требованиям разведения наиболее перспективных мясных пород.

Реализация мероприятий по развитию мясного скотоводства предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в России ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.

Целью мероприятий по развитию мясного скотоводства является повышение конкурентоспособности мясного скотоводства.

Для достижения цели необходимо увеличить поголовье животных специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными породами, с внедрением новых технологий их содержания.

Эффективное использование имеющегося потенциала, государственная поддержка региональных программ и привлечение внебюджетных инвестиций позволяет достигнуть поставленной цели.

Достижение поставленной цели и задач обеспечит создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития мясного скотоводства, позволит увеличить поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными породами, с внедрением новых технологий их содержания и кормления с 1,99 млн. голов в 2012 году до 3,59 млн. голов в 2020 году или в 1,8 раза.

Это позволит создать дополнительные рабочие места, повысить занятость населения, увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней, а также производить высококачественную говядину в объемах, достаточных для импортозамещения.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по развитию мясного скотоводства в 2013-2020гг. за счет средств федерального бюджета составляет 65.389.532,9 тыс. рублей.

 

3.4 Перспективы развития малых  форм хозяйствования

К малым формам хозяйствования в сельской местности относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, малые сельскохозяйственные организации (с численностью работающих до 100 человек).

По данным Федеральной службы государственной статистики, личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства производят более половины валовой и около 40 процентов товарной продукции сельского хозяйства. За малыми формами хозяйствования на территории Российской Федерации на 1 января 2011 г. закреплено 68,7 млн. гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Малые формы хозяйствования обеспечивают работой основную часть занятого в сельском хозяйстве населения.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством, и микропредприятий.

Учитывая серьезный вклад в экономику отрасли, развитие малых форм хозяйствования в сельской местности является важнейшим условием обеспечения устойчивости развития сельских территорий.

Для поддержания и дальнейшего развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшения качества жизни в сельской местности необходимо решить следующие задачи:

  • создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности;
  • повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • повышение уровня доходов сельского населения.

Основными показателями реализации мероприятий по развитию малых форм хозяйствования будут являться:

  • количество крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки - 14050 единиц;
  • количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм - 1300 единиц;
  • площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств - 0,96 млн. гектаров.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по развитию малых форм хозяйствования в 2013-2020гг. за счет средств федерального бюджета составляет 83.667.009,9 тыс. рублей.

 

3.5 Перспективы технической  и технологической модернизации, инновационного развития

Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие планируется в сфере сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Аграрный сектор экономики России оказался перед системным вызовом, предопределяющим необходимость обновления научно-информационной, технической и технологической базы агропромышленного комплекса на качественно новой основе, перехода к инновационному типу развития. Характер и качество системного вызова определяются сочетанием таких внешних и внутренних факторов, как усиление глобальной конкуренции на мировых продовольственных рынках, низкая конкурентоспособность российских производителей продукции агропромышленного комплекса, низкая по сравнению с развитыми странами производительность труда, неэффективное использование других факторов производства в аграрной сфере экономики России, недостаточный уровень развития человеческого капитала в сельской местности, недостаточные для решения проблемы продовольственной безопасности страны уровень развития и темпы роста аграрного сектора экономики.

Информация о работе Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития