Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей данной курсовой является исследование агропромышленного комплекса России и в частности Нижегородского комплекса.
Рассмотрение некоторых вопросов позволит раскрыть само понятие агропромышленного комплекса, рассмотреть его структуру и важность существования. Так как агропромышленный комплекс представляет собой сложную систему, необходимо выявить проблемы, возникающие в работе комплекса и найти пути их решения.
В этой работе мы будем рассматривать состояние агропромышленного комплекса на данный момент, и сравнивать эти показатели с предыдущими годами. На основании этих данных создавать статистику и воспроизводить данные в виде диаграмм и таблиц для наглядного изучения. Рассмотреть государственные программы, направленные на реформирование сельского хозяйства и пронаблюдать их реализацию и эффективность.

Содержание

1.Введение 3
Глава 1. Современные теоретические основы развития АПК
1.1. АПК: понятие, структура, значение 5
1.2. Современное состояние АПК РФ 8
Глава 2. Современное состояние АПК РФ на примере
Нижегородской области.
2.1. Мониторинг экономического состояния АПК по
Нижегородской области в период с 2000 по 2012 гг. 16
2.2. Основные проблемы сельского хозяйства Нижегородской области 22
2.2.1. Проблемы кадрового обеспечения сельского хозяйства
Нижегородской области 22
2.2.2. Проблемы финансово-экономического состояния сельского
хозяйства Нижегородской области 24
2.2.3. Проблемы технико-технологического обеспечения
сельского хозяйства Нижегородской области 25
Глава 3. Перспективы, направленные на совершенствование
АПК РФ
3.1. Пути реформирования АПК РФ 27
3.2. Инновации в развитии АПК 31
4.Заключение 35
5.Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 97.02 Кб (Скачать файл)

Численность руководителей сельхозорганизаций в 2011 году – 629 человек (в 2010 году – 641 чел.). Число женщин – руководителей в 2011 году насчитывает 168 человек (27% от фактически работающих), по сравнению с предыдущим годом, их количество увеличилось на 67 человек.

Высшее профессиональное образование имеют 60% руководителей сельхозорганизаций, среднее профессиональное – 32,6%.

Около 4% руководителей – это лица в возрасте до 30 лет, 12% - пенсионеры.

Специалистов в сельхозпроизводстве занято в 2011 году – 7484 человека (в 2010 году – 7960 чел.), их количество снизилось на 476 человек. Дефицит специалистов в настоящее время составляет 443 человека.

Обеспеченность сельхозорганизаций специалистами составляет:

  • Агрономы – 466 человек (обеспеченность - 85,6 %). Требуется 67 человек.
  • Зоотехники – 499 чел. (91,6 %). Требуется 42 человека.
  • Ветеринарные врачи и ветеринарные фельдшеры - 527 чел. (89,4%). Требуется 56 человек.
  • Экономисты – 321 чел. (91,5%). Требуется 30 человек.
  • Бухгалтеры – 1715 чел. (99%). Требуется 18 человек.
  • Инженеры – 701 чел.(90,4%). Требуется 67 человек.

Число женщин – специалистов сельхозорганизаций в 2011 году насчитывает 4656 человек (62% от фактически работающих), по сравнению с предыдущим годом их количество снизилось на 391 человека.

Высшее профессиональное образование имеют 41,5% специалистов сельхозорганизаций, среднее профессиональное – 49%, не имеют профессионального образования около 9% специалистов.

Молодых специалистов в сельхозорганизациях (в возрасте до 30 лет) около 15%, пенсионеров – 9%.

По-прежнему в сельхозпроизводстве области сохраняется дефицит рабочих кадров: механизаторов, работников животноводства (1572 чел.). 
По состоянию на 01.01.2012 года в области занято работников массовых профессий – 24390 человек (обеспеченность – 94%).

Из них:

- рабочих растениеводства  – 7066 человек,

в том числе: трактористов-машинистов – 4744 чел., что ниже прошлого года на 109 чел. (обеспеченность 93,8%), рабочих животноводства – 10056 человек (92,2%).

2.2.2. Проблемы финансово-экономического  состояния сельского хозяйства Нижегородской области

По итогам работы в 2011 году выручка сельскохозяйственных организаций от реализации продукции, товаров, работ и услуг составила  
22,3 млрд. рублей. Рост к уровню 2010 года – 15,5%, или 2,9 млрд. рублей.

Увеличение выручки обусловлено ростом объемов реализуемой продукции по большинству видов сельскохозяйственной продукции.

При этом отмечается рост цен на энергетические и другие ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве. Себестоимость реализованной сельхозпродукции, товаров, работ и услуг (включая коммерческие и управленческие расходы) возросла на 20,9%.

Финансовый результат от производственно-финансовой деятельности с учетом дотаций – положительный. Сумма прибыли составила 1407,1 млн. рублей (при убытке 556,9 млн. рублей в 2010 году). Уровень рентабельности (с учетом господдержки) составил 6% (при минус 2,9% в 2010 году), без учета господдержки производство продукции сельского хозяйства убыточно – 11,1%.

Рис. 6 Уровень рентабельности производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций  Нижегородской области, %

Острой проблемой остается наличие кредиторской задолженности. На начало 2011 года общая сумма задолженности составила 38,6 млрд. рублей (рост к предыдущему году 20,2%). Наибольший удельный вес занимают долгосрочные кредиты и займы - 43,9%, краткосрочные кредиты и займы - 24,4%, долги поставщикам – 15,2%. Задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами составляет 1,2%.

 

2.2.3. Проблемы технико-технологического обеспечения сельского хозяйства Нижегородской области

В рамках реализации программы развития агропромышленного комплекса в Нижегородской области идет обновление сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования путем замены на современную энергонасыщенную с внедрением ресурсосберегающих технологий. Приобретаются тракторы 3-5 класса, высокопроизводительные зерноуборочные комбайны, широкозахватные комбинированные почвообрабатывающие агрегаты и посевные комплексы Таблица 1 (Наличие техники на конец года, единиц).

Таблица 1

Наличие техники на конец года, единиц

 

Наименование техники

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Тракторы

8912

8893

8427

7917

7676

Грузовые автомобили

5649

5737

5302

5271

4990

Зерноуборочные комбайны

2292

2199

2155

1964

1895

Кормоуборочные комбайны

707

715

677

615

612

Плуги

3041

2910

2829

2639

2489

Культиваторы

2847

2753

2605

2889

2941

Сеялки

2739

2635

2484

2342

2252

Косилки

1490

1510

1455

1384

1322

Пресс-подборщики

1026

1014

1006

947

948


 

 

 

 Существующий парк сельхозтехники в Нижегородской области, как и в целом в России является устаревшим: по мнению экспертов до 70% техники изношено физически, а доля морально устаревшей техники превышает 90%. По данным Минпромторга России 85% тракторов, 58% зерноуборочных комбайнов и 41% кормоуборочных комбайнов старше 10 лет, т.е. работают с истекшими сроками эксплуатации. По этой причине сельскохозяйственные предприятия области и вся отрасль несет существенные ежегодные потери.  

Серьезную озабоченность вызывает большая разномарочность закупаемой импортной техники: тракторы приобретаются у 10 фирм (150 моделей), зерноуборочные комбайны – у 5 (96 моделей). Это создает определенные трудности в обеспечении запчастями, в работе предприятий по сервисному обслуживанию и предъявляет новые требования к квалификации сервисных специалистов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы, направленные на совершенствование АПК РФ

3.1. Пути реформирования  АПК РФ

Основные мероприятия подпрограмм Государственной программы и включенных в нее федеральных целевых программ предусматривают комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целей Государственной программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих продовольственную независимость страны, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения мирохозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий и позитивное влияние на макроэкономические показатели страны. Реализация ведомственных целевых программ не предусматривается.

Подпрограммы развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей 4 блока основных мероприятий - производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов, ее переработка, развитие инфраструктуры и регулирование рынков, кредитование и страхование.

Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" включает следующие основные мероприятия:

  • развитие элитного семеноводства;
  • развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками;
  • развитие производства продукции растениеводства в защищенном грунте;
  • поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации в области растениеводства;
  • поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства;
  • управление рисками в подотраслях растениеводства;
  • регулирование рынков продукции растениеводства;
  • поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства.

В качестве целевых индикаторов указанной подпрограммы используются объемы производства основных видов продукции растениеводства, пищевых продуктов, выпускаемых из растениеводческого сырья, площади закладки многолетних насаждений и виноградников, площади посевов кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, удельный вес российского производства в ресурсах внутреннего рынка зерна, сахара, растительного масла и картофеля.

В подпрограмме "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" выделяются следующие основные мероприятия:

  • племенное животноводство;
  • развитие молочного животноводства;
  • развитие овцеводства и козоводства;
  • развитие северного оленеводства и табунного коневодства;
  • предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории Российской Федерации;
  • обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий в субъектах Российской Федерации;
  • поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации в области животноводства;
  • государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства;
  • управление рисками в подотраслях животноводства;
  • регулирование рынков продукции животноводства.

Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются объемы производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий, сыров, масла сливочного, мощностей по убою скота и его первичной переработки, удельный вес российской мясной и молочной продукции в общих их ресурсах.

Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства" включает следующие основные мероприятия:

  • предоставление субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления;
  • поддержка экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства;
  • субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства.

Индикатором реализации указанной подпрограммы является поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей.

Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" представляет собой продолжение и расширение мероприятий государства в области поддержки малого предпринимательства и включает следующие основные мероприятия:

  • поддержка начинающих фермеров;
  • развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования;
  • оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.

Индикаторами указанной подпрограммы являются количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм, а также площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.

Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" включает следующие основные мероприятия:

  • обновление парка сельскохозяйственной техники;
  • реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе (в том числе развитие социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения);
  • развитие биотехнологии.

Индикаторами реализации указанной подпрограммы являются:

  • объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям (тракторы, зерноуборочные комбайны, кормоуборочные комбайны);
  • удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в сельском хозяйстве;
  • количество реализованных инновационных проектов;
  • рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве;
  • удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии;
  • рост применения биологических ветеринарных препаратов;
  • удельный вес вакцин, диагностических наборов, лечебных препаратов отечественного производства;
  • удельный вес ферментов российского производства;
  • удельный вес пищевого белка российского производства;
  • доля отходов пищевого производства, переработанных методами биотехнологии

Информация о работе Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития