Агенты валютного контроля в системе органов, осуществляющих функции валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:02, реферат

Краткое описание

Единая государственная валютная политика направлена на реформирование экономики, которое обеспечит устойчивое повышение уровня жизни населения, высокие темпы экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли России в мировом сообществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….....3
Агенты валютного контроля в системе органов, осуществляющих функции валютного контроля……………………………………………………………….……..4
Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц………………………………………………………………………...6
Ответственность за нарушение валютного законодательства…………….........9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….......12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………....13

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по регулиров семенар 7.docx

— 41.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….....3

  1. Агенты валютного контроля в системе органов, осуществляющих функции валютного контроля……………………………………………………………….……..4
  2. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц………………………………………………………………………...6
  3. Ответственность за нарушение валютного законодательства…………….........9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….......12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………....13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Установление развитой и  последовательной системы валютного  контроля и контроля за капиталом крайне важно для российского правительства. Внешнеэкономическая деятельность и совершаемые при этом валютные операции имеют немаловажное значение в современной рыночной экономике.

Валютная политика является составной частью общеэкономической  политики государства, направленной на укрепление валютно-финансового положения  страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, противодействие оттоку капитала за границу, привлечение иностранного капитала и укрепление российского  рубля. К важнейшим направлениям деятельности государства, способствующим решению перечисленных задач, относятся  валютное регулирование и валютный контроль, являющиеся составными частями  валютной политики.

Единая государственная  валютная политика направлена на реформирование экономики, которое обеспечит устойчивое повышение уровня жизни населения, высокие темпы экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической  и политической роли России в мировом  сообществе.

Действующее валютное законодательство определяет два основных направления  государственного регулирования в  этой области финансовых отношений - валютное регулирование и валютный контроль. Предметом валютно-правового  регулирования являются принципы осуществления  валютных операций в Российской Федерации, правовой статус органов валютного  регулирования, а также органов  и агентов валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов в сфере владения, пользования и распоряжения валютными  ценностями и валютой Российской Федерации и др.

Важность валютного регулирования  и валютного контроля для российской экономики очевидна. В условиях широкомасштабного  оттока капитала за границу, отсутствия достаточных иностранных инвестиций в отечественную экономику только правильно поставленная валютная политика способна изменить негативные тенденции  в экономике России к лучшему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Агенты валютного контроля  в системе органов, осуществляющих  функции валютного контроля

 

Валютные отношения в  их современном понимании стали  складываться относительно недавно, что  существенно сказывается на их правовом регулировании. Именно поэтому проблемы валютного регулирования и контроля в юридическом аспекте еще  недостаточно изучены.

Банк России и Федеральная  служба по финансово-бюджетному надзору (Росфиннадзор), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, как органы валютного контроля, имеют каждый свою сферу ведения в области валютного контроля.

Агенты валютного контроля с точки зрения их организационно-правового  статуса более разнородны по своему составу. Агентами являются федеральные  органы исполнительной власти - налоговые  и таможенные органы, а также не являющиеся органами государственной  власти уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, госкорпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Несложно заметить, что  часть агентов валютного контроля относятся к категории лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. И сами являются потенциальными или  реальными участниками внешнеэкономических  сделок и валютных операций с целью  извлечения прибыли.

Очевидно, что такая структура  системы органов валютного контроля имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Координирующая роль Правительства  РФ в организации взаимодействия органов и агентов валютного  контроля, являющихся федеральными органами исполнительной власти и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, агентов  валютного контроля с Центральным  банком Российской Федерации, обеспечивает один из основных принципов валютного  законодательства в РФ - принцип  единства системы валютного регулирования  и валютного контроля.

Возложение функций агентов  валютного контроля на организации, не являющиеся органами государственной  власти, повышает уровень ответственности  бизнеса при проведении валютных операций и делает более прозрачными  валютные правоотношения.

Вместе с тем наделение  функциями органа валютного контроля и агентов валютного контроля различных по своему статусу и виду органов исполнительной власти оказывает влияние на эффективность системы валютного контроля и соответственно на обеспечение установленных валютным законодательством мер, направленных на обеспечение устойчивости валюты РФ, стабильности внутреннего валютного рынка РФ и предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов.

Необходимо отметить, что  полномочия агентов валютного контроля, связанные с осуществлением валютного  контроля, и взаимно корреспондирующие  с ними обязанности резидентов и  нерезидентов не всегда обеспечиваются действующим законодательством.

В результате проведенной  административной реформы в сфере  валютного законодательства не удалось  решить вопрос повышения эффективности  валютного контроля в случае совершения участниками ВЭД нарушений иного  законодательства при проведении валютных операций.

Как было замечено ранее, организационно-правовой статус агентов валютного контроля неоднороден.

В отличие от налоговых  органов, находящихся, как и Росфиннадзор, в ведении Минфина и обладающих контрольно-надзорными функциями, Федеральная таможенная служба (далее - ФТС) является по статусу и виду иным федеральным органом исполнительной власти.

ФТС находится в ведении  Правительства РФ, обладает функциями  по контролю и функциями по выработке  государственной политики, сочетая  в себе признаки федерального министерства и федеральной службы.

Такая структурная разобщенность  агентов и органов валютного  контроля приводит к различию в подходах к квалификации правонарушений и  оценки достаточности основания  для привлечения нарушителей  к ответственности.

Единственный орган валютного  контроля, который имеет право  рассматривать административные дела о нарушениях валютного законодательства, - Росфиннадзор не обладает рядом полномочий и ресурсами, которые имеются у федеральных органов исполнительной власти - агентов валютного контроля.

В частности, ФТС и таможенные органы наделены полномочиями по осуществлению  оперативно-розыскной деятельности и обладают собственной экспертно-криминалистической базой, позволяющей повысить эффективность  не только валютного контроля, но и  бороться с иными негативными  явлениями, такими как деятельность фирм-однодневок, ВЭД, осуществляемой с использованием подложных документов (контрактов, грузовых таможенных деклараций, иных товаросопроводительных документов).

Кроме того, наличие у  ФТС автоматизированных технологий таможенно-банковского валютного  контроля и соответствующих информационных ресурсов фактически является основой  построения системы комплексного противодействия  и предупреждения негативных для экономики последствий. Указанные ресурсы, например, используются таможенными органами для передачи соответствующей информации в налоговые органы при подтверждении права экспортера на применение ставки НДС - 0%.

Создание Таможенного  союза и формирование правовой базы единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации потребуют  дальнейшей гармонизации законодательства, в том числе в части установления единых принципов валютной политики, уточнения основ правового регулирования  и контроля.

Предстоящие преобразования являются основанием для создания условий  по выработке новых подходов в  модернизации системы валютного  и таможенного контроля в РФ.

Модернизация должна быть нацелена на повышение эффективности  использования имеющегося потенциала контролирующих органов, усиление координации  их деятельности и оптимизацию их взаимодействия, путем устранения имеющихся  противоречий действующего правового  механизма контроля при соблюдении основных принципов: гарантии свободы  законному движению капитала, исключения неоправданного вмешательства государства  в валютные операции резидентов и  нерезидентов, единства системы валютного  регулирования и валютного контроля, обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

 

2. Права и обязанности  органов и агентов валютного  контроля и их должностных  лиц

 

Органы и агенты валютного  контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

 

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления  валютного контроля агенты валютного  контроля в пределах своей компетенции  имеют право запрашивать и  получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
  • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
  • регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
  • документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  • паспорт сделки.
  • документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Агенты валютного контроля в системе органов, осуществляющих функции валютного контроля