Авторское право в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного работы является, во-первых, рассмотрение теоретических основ понятия «авторские права», и, во-вторых, анализ действующего законодательства республики Беларусь по правовой охране интеллектуальной собственности, толкования норм, выявления пробелов и недостатков в правовом регулировании и способов их устранения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Авторское право и его экономические основы……………………………5
2. Механизмы реализации авторского вознаграждения: зарубежный опыт..15
3. Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала национальной экономики Республики Беларусь……………………………..26
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы…………………………………………….………………43

Вложенные файлы: 1 файл

работа авторские права.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Научно-технический потенциал – это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.
Инновационный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии. [14,c.29]

В Беларуси научно-техническая деятельность оказалась в особо сложных условиях, поскольку она была широко вовлечена в общесоюзное разделение труда, а 75 % общих затрат на белорусскую науку контролировалось общесоюзными министерствами. Наукоемкость ВВП в Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продолжалась до 2002 г., когда его значение составило 0,73 %, т. е. значительно ниже критического. В 2003 г. снижение прекратилось, но значение показателя осталось прежним. С 1990 численность работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси сократилась в 3,4 раза, т. е. практически ежегодно этот показатель уменьшается на 500-700 человек, тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3-5 % в год. В настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 18 исследователей, тогда как в США - 52, Израиле - 38. России - 32, ФРГ - 29, Франции - 26, Южной Корее - 24. За этот же период в три с лишним раза сократились объемы работ, выполненных научными организациями Беларуси, существенно замедлилось обновление материально-технической базы науки, значительная часть которой морально и физически устарела (60 % основных фондов). Особенно большой спад наблюдался в 1991—1996 гг. Однако благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в техническом отношении государств.
Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативные правовые акты в этой сфере. [5,c.59]

Наряду с созданием законодательной базы в стране была образована организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).
Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности, Министерстве образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Белорусском государственном университете, концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 72 % организаций, 82 % работников и 85 % внутренних текущих затрат на науку.

Традиционно научные организации делятся на три основные сферы, представляющие относительно обособленные элементы в научной системе:

- академическую,

- вузовскую,

- отраслевую науку.

              Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организацией является Национальная академия наук Беларуси, в которой сосредоточены 92 научные организации и свыше 11 тыс. работников. 2010 г. здесь было сконцентрировано 17,7 % всех научных учреждений страны, объединяющих 31,6 % от общей численности исследователей

Академия наук подчиняется Президенту Республики Беларусь, подотчетна Совету Министров Республики Беларусь и осуществляет организацию и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых всеми субъектами научной деятельности, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок пo важнейшим направлениям естественных, технических, гуманитарных, сoциальных наук и искусств в целях получения новых знаний о человеке, обществе, природе и искусственно созданных объектах, увеличения научно-технического, интеллектуального и духовного потенциала Республики Беларусь.

Национальная академия наук осуществляет организацию, проведение и координацию государственной научной экспертизы, выступает в качестве головной организации Беларуси по научно-методическому обеспечению развития информатизации, а также выполняет в пределах полномочий, установленных Законом Республики Беларусь «О Национальной академии наук Беларуси» и Уставом Национальной академии наук Беларуси, отдельные функции республиканского органа государственного управления в сфере науки.

Согласно Уставу, НАН Беларуси, в числе прочих функций, осуществляет международное научное и научно-техническое сотрудничество, развивает взаимовыгодные связи с академиями наук и другими научными организациями зарубежных стран, выполняет межгосударственные научные и научно-технические программы и проекты, участвует в деятельности международных научных и научно-технических организаций и ассоциаций.

Сегодня НАН Беларуси развивает научно-техническое сотрудничество и плодотворные деловые отношения с зарубежными партнерами во всем мире и представляет Беларусь в таких международных научных организациях, как Международный научный совет (ICSU), Ассоциация европейских академий наук (ALLEA), Межакадемическая группа по международным проблемам (IAP), Международная ассоциация академий наук (МААН), Международный центр научной и технической информации (МЦНТИ), Международный союз чистой и прикладной химии (IUPAC), Международный конгресс технических обществ по механике (ICOMES), Международный центр по тепло- и массообмену (ICHMT).

Академией наук заключен ряд двусторонних соглашений о научном сотрудничестве с академиями наук или аналогичными им научными учреждениями Австрии, Египта, Армении, Болгарии, Великобритании, Германии, КНДР, Индии, Казахстана, Кубы, Литвы, Македонии, Польши, Китая, Республики Корея, России, Сербии, Словакии, Словении, США, Украины, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Южно-Африканской Республики и др. В 2011 году организациями НАН Беларуси осуществлялось сотрудничество, выполнялись научные исследования и разработки по соглашениям и контрактам с исследовательскими центрами из 79 стран Европы, Азии, Австралии, Африки, Северной и Южной Америки. [15]

Вузовская наука представлена университетами и другими вузами, а также  научно-исследовательскими институтами (НИИ), конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики. В секторе высшего образования научные ИР в 2010 г. выполняли 63 организации (в 2006 г. — 57). Численность исследователей в секторе высшего образования в конце 2010 г. составила 1980 человек, или 10,0 % от общей численности исследователей в целом по республике (в 2006 г.— 1972 человека, или 10,7 %).

Основное число организаций (303 единицы), выполняющих научные ИР, расположено в г. Минске. В 2010 г. их количество в г. Минске по сравнению с 2006 г. увеличилось на 89 единиц. Увеличение за отчетный период числа организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в регионах составило 41 единицу.

Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности – здесь функционируют 79 организаций, выполняющих научные ИР (16,9 %), где работает 4826 исследователей (24,3 %),. В секторном и региональном разрезах, структура научно-технического потенциала выглядит следующим образом: из 295 организаций в государственном секторе работали 122, предприни­мательском - 122, секторе высшего образования - 51. Наибольшее число организаций расположено в г. Минске - 184 (62 %). По областям они распределены так: Брестская область - 16, Витебская - 26, Гомельская - 27, Гродненская - 11, Минская - 15, Могилевская область - 16 организаций.[5, c. 61]

Важной качественной характеристикой научного и научно-технического потенциала является его структура по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные и гуманитарные науки. В последние несколько лет преобладающие позиции занимают технические науки – 50-65 % затрат. Затем идут естественные науки - свыше 20 %, сельскохозяйственные - свыше 6, общественные - свыше 5, медицинские - около 5 и гуманитарные науки - менее 2 %. Такие же пропорции имеют место и по количеству проводимых в них исследований. В 2010 году в системе Министерства здравоохранения — 21 научная организация (4,5 %) с численностью исследователей 821 человек (4,1 %), в системе Государственного военно.промышленного комитета — 18 научных организаций (3,8 %) с численностью исследователей 2058 человек (10,4 %).

Исследователи и разработчики – важнейшая составляющая научно-технического потенциала. В Беларуси работают 783 доктора наук и 3431 кандидат наук. Большинство из них заняты в технических и естественных науках. Снижение этих показателей в начале XXI века являлось тревожной тенденцией.

Не менее серьезными проблемами в формировании кадрового состава науки является нарушение рационального соотношения возрастных категорий работников, занятых НИОКР. С 1993 по 2003 г. доля исследователей в возрасте 31-39 лет уменьшилась вдвое, а в возрасте 60 лет и старше – возросла в 4,5 раза. [15]

За 2006–2010 гг. ВАК присудила ученую степень 3082 оискателям, из них докторами и кандидатами наук стали 246 и 2836 человек соответственно. В 2010 г. количество соискателей, которым ВАК присудила ученую степень, составило 631 человек, что на 1,2 % превысило их количество в 2009 г. (624 человека). В 2010 г. 45 человек стали докторами наук и 586 — кандидатами наук.

Средний возраст лиц, которым присуждалась ученая степень доктора наук, начиная с 2006 г. поступательно снижался с 52 до 49 лет в 2010 г., а у кандидатов наук этот показатель остается неизменным на уровне 33 лет.

В последние годы доля средств республиканского бюджета в общем объеме финансирования науки составляет от 40 до 50 %, а в общих расходах республиканского бюджета - 2,0 % . И если в фактически действовавших ценах расходы бюджета на науку растут, то в постоянных ценах они снижаются.

Таким образом, настоящий  период для белорусской науки, как для экономики, общества и страны в целом, стал, в определенном смысле, переломным. Деятельность научной сферы стабилизировалась и вышла на оживленную динамику роста. Придан импульс распространению процессов, согласующихся с современными тенденциями научно-технического развития в ведущих странах мира: формированию инфраструктуры инновационной деятельности, информатизации, развитию опережающими темпами технических и естественных наук, умеренной коммерциализации научной деятельности, организации системы маркетинга научных достижений, рынков интеллектуальной продукции и высоких технологий. Тем самым этап адаптации науки новым производственным отношениям, когда основной стратегической целью управления было сохранение научного потенциала, завершается. Наука становится важнейшей производительной силой белорусского общества, обусловливающей эффективность, перспективы, инновационный путь его развития. Для нее особенно актуален процесс углубления интеграции с образованием и производством, начатый в прошедшем пятилетии.

Организация и управление исследованиями и разработками в стране осуществляются на основе программно-целевого метода, предусматривающего взаимную увязку всех звеньев инновационного процесса: научная идея – научная разработка – освоение в производстве – серийное производство.

В последние годы в сфере государственного управления наукой и инновациями усилена целевая ориентация на решение приоритетных для страны проблем. Утверждены приоритетные направления научно-технической деятельности, фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Беларусь на 2011–2015 гг., в рамках которых сформированы перечни государственных научно-технических программ и государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований на 2011–2015 гг.

               Важным следует считать достигнутое в прошедшем пятилетии выравнивание оплаты труда в научной отрасли по сравнению с другими отраслями экономики. В 2010 г. средний уровень оплаты труда работников научной сферы был на 33,9% выше, чем в среднем по экономике, и на 26,5% – чем в промышленности, что больше показателей 1990 г., составлявших, соответственно, 27,5% и 22,1%.[14,c.125]

               С точки зрения материального стимулирования молодых ученых, кадровой политике в научной сфере, государством оказывается существенная поддержка. С 2003 г. для ученых в возрасте до 35 лет установлены повышающие коэффициенты к тарифным окладам в размере 1,3–1,5 раза. В 2005 г. в два раза повышены стипендии аспирантам и докторантам, назначаются стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым.

               Наряду с заработной платой стимулом развития научной отрасли стало сохранение для нее налоговых преференций. Удельный вес льгот только по основным видам налогов и платежей в доходах консолидированного бюджета составлял в течение пяти лет от 0,72% (2006 г.) до 2,86% (2009 г.), и в 2010 г. – 0,85%. В абсолютном выражении суммы льгот по стимулированию научно-технической деятельности, инноваций и внедрения новой техники и технологий в течение пятилетки достигали от 300-500 и более млрд рублей (наибольшая величина – 533,6 млрд рублей – в 2009 г.).

               Значительные суммы по налоговым льготам, в сущности, означают дополнительное финансирование научной сферы. Это помогло повысить устойчивость работы научных организаций, придать уверенность сотрудникам в сохранении их рабочих мест и перспективы активного творческого труда.

               Меры стимулирующего характера стабилизируют не только движение научных кадров внутри страны, но и миграционные потоки. Миграционный отток ученых в последнее время заметно сократился, его ежегодный уровень – менее 0,1% от общей численности работников, занятых в научной сфере, и профессорско-преподавательского состава высшей школы. Эта величина значительно ниже уровня «утечки умов» из стран Западной Европы.

               В соответствии с решениями Президента и Правительства Республики Беларусь в стране создается единый механизм планирования подготовки научных работников высшей квалификации на основе государственного заказа для реализации государственных программ и проектов по приоритетным направлениям научной и научно-технической деятельности. Реализация новой системы подготовки научных работников высшей квалификации позволит в ближайшей перспективе обеспечить потребности в высококвалифицированных специалистах наукоемких отраслей белорусской экономики.

Информация о работе Авторское право в РБ