Авторское право в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного работы является, во-первых, рассмотрение теоретических основ понятия «авторские права», и, во-вторых, анализ действующего законодательства республики Беларусь по правовой охране интеллектуальной собственности, толкования норм, выявления пробелов и недостатков в правовом регулировании и способов их устранения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Авторское право и его экономические основы……………………………5
2. Механизмы реализации авторского вознаграждения: зарубежный опыт..15
3. Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала национальной экономики Республики Беларусь……………………………..26
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы…………………………………………….………………43

Вложенные файлы: 1 файл

работа авторские права.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Правительство Германии оказывает помощь в проведении исследований преимущественно мелким и средним фирмам в виде частичной оплаты труда исследовательского персонала - в среднем до 40% соответствующего фонда заработной платы, а также путем прямого финансирования до 30-40% сметных затрат на НИОКР, осуществляемые по государственным заказам. Кроме того, распространенной является практика предоставления им безвозмездных ссуд, достигающих 50% затрат на внедрение новшеств [1,с.18].

В ряду мероприятий государственной поддержки новых начинаний в Великобритании большое место занимает конкурсное финансирование разработки наиболее перспективных новаторских идей, проводимое правительственными министерствами техники, торговли и промышленности. Средства, получаемые за счет призовых наград, позволяют покрыть 50-75% затрат на разработку и сбыт нововведения. Серьезную политику стимулирования деятельности независимых изобретателей и малых фирм в Великобритании проводят финансируемые государством организации, обеспечивающие поддержку разработки и запуска в коммерческое производство новых идей, такие как филиал промышленной и торговой финансовой корпорации "Текникал девелопмент кэпитал" и Национальная научно-исследовательская корпорация развития. Они субсидируют исследования и внедрение их результатов, осуществляют поддержку перспективных изобретений во всех областях науки и техники, предоставляют средства для создания новых перспективных предприятий, поощряя мелкий рисковый бизнес [11].

Достижению высоких показателей способствует в наибольшей степени государственная поддержка. Так, доля мелкого и среднего предпринимательства в государственных субсидиях в Германии на изобретательство в промышленности (даже без учета налоговых льгот и премий за научные разработки) составляет 29%.

Кроме этих мер государственного финансирования в некоторых странах небольшим компаниям оказывается помощь в патентной деятельности. В США, например, за счет бюджетных средств таким образом оплачивается до 50% всех расходов, связанных с получением охранных документов. Подобные действия являются серьезным стимулом - на соответствующих финансовых условиях в стране выдается 25% всех патентов [17].

В ряду мероприятий, составляющих государственную систему стимулирования изобретательства, важное место принадлежит установлению льготного порядка уплаты пошлин в зависимости от важности изобретения и статуса изобретателя. С 1 июля 1987 г. в США начали действовать поправки к патентному закону, которыми введено 50%-ное снижение пошлин для независимых изобретателей, некоммерческих организаций и малых фирм.

Установление пошлинных льгот для изобретателей-одиночек свидетельствует о возрастающем внимании в странах, использующих патентную систему охраны изобретений, к их стимулированию. Признавая растущее значение и перспективность их деятельности, патентная система с помощью предоставления различного рода льгот создает режим наибольшего благоприятствования для поощрения деятельности независимых изобретателей и мелких рисковых фирм.

Патентные законы Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Японии также содержат ряд положений, предоставляющих льготы по уплате пошлин для отдельных изобретателей [4, с.79-80]:

- пошлины за получение патента и поддержание его в силе могут быть отсрочены до истечения определенного срока со дня подачи заявки (Союзный закон о патентах на изобретения Швейцарии, ст.44) или на срок, не превышающий определенного количества лет со дня выдачи патента (Патентный закон Японии, ст.109; Швеции, ст.42) в случае, если у изобретателя возникают значительные трудности при оплате пошлин и он докажет свою нуждаемость; при решении вопроса об отсутствии средств у лица, подавшего ходатайство об отсрочке уплаты пошлины, во внимание следует принимать доход, который он получает или ожидает получить, его имущество, а также число лиц, о содержании которых он должен заботиться (Патентный закон Австрии, № 171/з/);

- предусматривается сокращение размера пошлин и даже освобождение от их уплаты в отношении авторов изобретений, доходы которых не дают оснований для обложения их налогом согласно законодательству о налогообложении (Закон о патентах на изобретения Бельгии, ст.71);

- патентный закон Австрии предусматривает отмену или отсрочку уплаты заявочной и годовых пошлин, если речь идет о заявке, которая очевидно имеет целью получение или экономию энергии (№ 171).

Территориальный характер авторского права означает, что произведение, первоначально опубликованное в одной стране, затем может быть переведено и издано в другом государстве без согласия автора и без выплаты ему гонорара. В связи с тем, что здесь такое произведение не будет охраняться авторским правом, ни автор, ни издательство, впервые выпустившие его в свет, не могут возражать против действий такого рода. Таким образом, формы и способы охраны прав на изобретения также полностью определяются внутренним законодательством конкретного государства. Поэтому в течение длительного времени сохранялось положение, при котором книгоиздатели и продавцы издавали и реализовывали в различных странах произведения зарубежных авторов, не выплачивая им гонораров.

С целью унификации законодательства разных государств в конце XIX века были приняты первые универсальные международные конвенции: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 года. Они представляют результат компромисса между системами законодательства разных стран. Всего насчитывают около 23 международных актов в области интеллектуальной собственности.

Первым из указанных унифицированных международных правовых актов, закрепивших основные стандарты в области авторского права, стал подписанный 9 сентября 1886 года международный договор, получивший название Международной конвенции об охране литературных и художественных произведений (далее – Бернская конвенция), являющийся самым старым многосторонним международным договором. Забегая вперед, отметим, что в дальнейшем этот документ неоднократно пересматривался на международных конференциях, проходивших в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948 и 1967 годах. Последняя из них состоялась в 1971 г. в Париже, поэтому для cтран-участниц Бернская конвенция действует в различных редакциях.

Приблизительно в середине XX века появилось много новых результатов интеллектуальной деятельности. Так, в США с 1964 года компьютерные программы стали регистрироваться в Регистре авторского права США, в 1961 году появились микросхемы, к 30-м годам XX века относят появление правовой охраны сортов растений. Отметим, что на сегодняшний день в Республике Беларусь насчитывают около четырнадцати объектов интеллектуальной собственности, и их количество продолжает увеличиваться [18, с.15] .

Для регулирования отношений по созданию и использованию новых объектов интеллектуальной собственности принимались отдельные нормативные правовые акты. Большое количество специальных нормативных правовых актов приводит к разрозненности и неэффективности законодательства об интеллектуальной собственности, поэтому появилась необходимость объединения разрозненных специальных режимов охраны в единую систему, которую цементируют общие положения.

Кроме того, не всегда ясно, к какому институту права интеллектуальной собственности можно отнести некоторые новые объекты интеллектуальной собственности (компьютерные программы, результаты генетической инженерии, неоригинальные базы данных). Границы между объектами интеллектуальной собственности настолько размыты, что некоторые авторы (И.А. Близнец,., К.Б. Леонтьев) предлагают рассматривать право интеллектуальной собственности как единый правовой институт и уделять внимание не столько классификации охватываемых им видов объектов, сколько поиску путей устранения возникающих противоречий и пробелов.

Указанная позиция во многом обоснована тем, что с увеличением количества объектов интеллектуальной собственности стало возможным выделить присущие им общие черты. Еще в 40-е гг. XX века Б.С.Мартыновым было высказано мнение о целесообразности формирования общих норм, относящихся к авторскому и изобретательскому праву, в 60-е годы эта теория была подвергнута критике, а в 80-е гг. Э.П.Гаврилов предлагал выделить общую часть для всех нематериальных объектов. По его мнению, сформулировать общие нормы – значит во много раз уменьшить объем законодательного материала, который в противном случае повторялся бы в каждом институте. Общие положения позволяют упорядочить то, что сложилось под влиянием случайных факторов, правильно создать новые элементы, которые способствуют развитию правового регулирования и облегчают применение законодательства.[18,сю16-17]

В последние годы в международном частном праве объекты авторского и патентного права стали объединяться в одну общую группу, получившую наименование «интеллектуальная собственность». Основной причиной такой постановки вопроса стало принятие 14 июля 1967 года Стокгольмской конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), членами которой к настоящему времени являются более 130 государств.

Однако право интеллектуальной собственности по-прежнему носит территориальный характер: возникает, признается и защищается только на территории того государства, где создано то или иное произведение. Соответственно, для признания своих прав в других государствах авторы должны повторно заявлять о своих правах (например, путем издания книги). Помимо территориального характера, права на интеллектуальную собственность имеют ряд других особенностей, к которым относятся ограниченный срок защиты, специфическое содержание, особый порядок передачи прав, неотчуждаемость исключительных прав и т.д. [12, c. 29].

Особенности авторских прав заключаются в их делении на исключительные и неисключительные. К числу первых относят:

                  право авторства;

                  право на имя;

                  право на обнародование;

                  право на отзыв произведения;

                  право на защиту репутации автора;

                  право доступа;

                  право на перевод;

                  право на распространение и воспроизведение;

                  право на переработку;

                  право на импорт;

                  право на публичный показ и публичное исполнение;

                  право следования.

Исключительные права имеют как личный неимущественный, так и имущественный характер. Субъекты авторского права – это лица, обладающие исключительными правами на произведение, и их наследники. Субъективные авторские права можно разделить также на имущественные и личные неимущественные. Имущественные права, как правило, имеют подчиненное значение. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения технических задач, открытия, сюжеты. Однако авторским правом будут охраняться способы изложения, форма произведения.

В настоящее время главным средством преодоления территориального характера авторского и патентного права является заключение межгосударственных соглашений о взаимном признании и охране прав на интеллектуальную собственность. Их разработка и принятие позволяют правам, возникающим по законам одного государства, действовать и охраняться на территории другого в соответствии с его законодательством.

Вторым основным многосторонним международным соглашением, закрепившим определенные стандарты в сфере охраны авторского права, является Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве, принятая 6 сентября 1952 года [3]. Следует отметить, что рассматриваемая конвенция существенно отличается от разработанной ранее Бернской конвенции, хотя целью создания и того и иного международного соглашения являлась унификация законодательства различных стран по охране авторских прав. В отличии от Бернской конвенции, которая широко унифицировала нормы материального права, Всемирная конвенция основное правовое регулирование оставила за национальным законодательством. При этом она предъявила более мягкие, по сравнению с Бернской конвенцией, требования к защите прав авторов[12, c. 11].

Значение Бернской конвенции в установлении минимальных стандартов в области охраны авторских прав подтверждается и ее связью с принятыми позднее международными соглашениями в данной сфере, в том числе с Договором ВОИС по авторскому праву 1996 г., ратифицированному Республикой Беларусь 10 июня 1998 г. Указанный договор является специальным соглашением, принятым в развитие положений Бернской конвенции [12, c. 22].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в зарубежных странах государство является мощным спонсором инновационной деятельности. Постоянно совершенствуя нормативно-законодательную базу, а таже систему стимулирования изобретательства, основанную на использовании патентной формы правовой охраны изобретений. При этом важно заметить, что программы государственной поддержки изобретательства основываются на использовании механизма экономической заинтересованности в научно-техническом развитии и ускорении внедрения его достижений в производство.

Создание такого механизма в нашей стране послужило бы базой для преодоления экономического кризиса и дальнейшего подъема экономики.

 


3. Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала национальной экономики Республики Беларусь

 

 

Научный потенциал определяется как совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных).

Информация о работе Авторское право в РБ