Автокредитование и его перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы заключается в выявлении современных проблем авто кредитования в РФ и оценка перспектив его развития. Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
рассмотреть сущность кредита и банковского кредита в частности;
раскрыть понятие банковского кредита и методы его формирования;
охарактеризовать все виды автокредита коммерческих банков;
изучить особенности, условия и порядок автокредитования коммерческими банками в РФ;
выявить проблемы автокредитования и определить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Автокредитование как банковский продукт
1.1 Автокредит и его виды
1.2 Условия автокредитования
Глава 2. Перспективы развития рынка автокредитования в России в настоящее время
2.1 Этапы формирования рынка автокредитования в РФ
2.2 Рынок автокредитования на современном этапе в РФ
2.3 Перспективы развития автокредита в РФ
Заключение
Приложение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

перспективы его развити.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Еще до кризиса можно было говорить о заметном подъеме авторынка  и, как следствие, автокредитования в России. Однако сейчас очень сложно судить о том, что ждет автокредитование уже завтра.

 

 

2.3 Перспективы развития автокредита в РФ

 

На сегодняшний день рынок автокредитования развивается несколько двояко. Одни эксперты полагают, что рост рынка  замедлится, другие - что в условиях кризиса ликвидности автокредитование станет фаворитом банковской розницы.

Этот вид ссуд максимально защищен  от потрясений: с одной стороны, он не требует от банков столь внушительных резервов, как ипотека, с другой - есть залог в виде авто, который  защищает банки от возможной эпидемии невозвратов.

Одна из основных тенденций развития рынка автокредитования в России в последнее время - это усиление интереса столичных банков к регионам. Согласно данным аналитического агентства  АВТОСТАТ на долю Москвы и области  приходится чуть менее 20% от общего объема выдачи кредитов на покупку автомобилей. Еще примерно 8,2% занимает Санкт-Петербург и Ленинградская область. На долю остальных российских регионов приходится 72,5% рынка автокредитования [30].

В своем маркетинговом отчете по рынку автокредитования аналитики констатируют, что сейчас уже каждый второй новый легковой автомобиль в России продается с использованием кредитных денег. На 2008 год они оценили этот рынок в объеме 28 млрд. USD [30].

Однако, сейчас большую опасность  для банков, занимающихся автокредитованием, являются недавно появившиеся, но уже вполне активно функционирующие, так называемые, автобанки (Тойота Банк , Мерседес-Бенц Банк Рус, BMW Bank, GM Finance, Renalt Credit, Nissan Finance и PSA Finance (компаний Peugeot Citroen)). Автобанки или банки, принадлежащие автопроизводителям, выгодны, в первую очередь, потенциальным заемщикам. Кроме того, что они предлагают свои машины по более низким ценам, сами кредиты у них дешевле. Падение процентных ставок отечественных банков связано, скорее, с их приходом на рынок, чем с возросшей конкуренцией. По прогнозу Павла Ильина, директора департамента розничного кредитования «Московского Кредитного банка», через 2-3 года автобанкам достанется 20-30 % всего российского рынка автокредитов [31].

Хотя сейчас российских банкиров не страшит приход иностранцев на рынок  автокредитования. Они живут в  своей реальности и в ближайшее  время намерены повысить процентные ставки, сославшись на прошлогодний кризис ликвидности в США. Преимущество многопрофильных кредитных организаций перед автобанками в том, что последний работает только лишь с одним производителем машин, а банки с автосалонами, которые работают практически со всеми автоконцернами. К тому же автобанки, если и смогут увести клиентов из банков, то только тех их них, кто берет кредиты на новые автомобили. Поэтому перспективы перед отечественными банками-кредиторами открываются весьма привлекательные. Да и статистика говорит в пользу банкиров. Интерес к ним со стороны потенциальных заемщиков растет из года в год. И, похоже, во многом благодаря автокредитованию банки намерены решать финансовые проблемы, возникшие в конце прошлого года.

Что касается государственного участия  в развитии автокредитования, то здесь  программа льготного автокредитования продолжает расширяться, но не за счет включения в нее других моделей автомобилей, а благодаря приглашению новых банков. Также, Проект предусматривает снижение минимальной величины предоплаты за приобретаемые автомобили до 15% от их стоимости, увеличение максимальной стоимости автомобилей с 350 до 600 тыс. руб., предоставление льготных кредитов не только для приобретения легковых автомобилей, но и легкого коммерческого транспорта [31].

По оценкам экспертов, сложившаяся  ситуация на рынке в регионе соответствует  уровню 2006 года. На ближайшее будущее прогнозы самые пессимистичные - без государственной поддержки рынок не выживет. При этом участники рынка находят государственную программу субсидированного автокредитования в нынешнем виде непроработанной и на данном этапе малоэффективной, что подтверждается данными статистики - по состоянию на 14 мая выдано лишь 5 тыс. 498 автокредитов. Однако если проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в программу будет принят, то это должно увеличить востребованность льготного автокредитования как минимум на 15-20% от текущего уровня. Правда, проблема на сегодняшний день заключается не только в предоставлении кредитных ресурсов, но и в возможностях бюджета и платежеспособности населения. Эксперты полагают, что в случае дальнейшей стагнации ожидаемого эффекта не будет, даже если давать беспроцентный кредит [31].

Продажи автомобилей путем лизинга, а также партнерские союзы  банков, страховых компаний и автодилеров, станут основной перспективой продаж транспортных средств в кредит в 2010 году. Среди основных направлений развития - взаимодействие страховщиков, банков и продавцов, что позволит увидеть клиенту более лояльные ставки. В такой схеме (партнерских союзов) они делятся доходом, за счет чего выигрывает потребитель.

В ближайшей перспективе эксперты не ожидают смягчения условий по автокредитам. Скорее всего, требования к заемщикам будут достаточно суровыми. Подавляющее большинство банков сейчас пристальное внимание уделяют совершенствованию и оптимизации систем риск-менеджмента. Предпосылок для снижения уровня процентных ставок тоже нет - ресурсов дешевых в этом году точно не появится. Одно можно сказать точно: банки не станут проводить ценовую политику, идущую вразрез с требованиями рынка, это неразумно и невыгодно. В настоящий момент экономическая ситуация не позволяет кредитным организациям пойти на либеральные меры. Однако конъюнктура рынка будет меняться, и в долгосрочной перспективе возможны позитивные перемены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Если сравнивать то, что происходило на рынке автомобильных кредитов, всего год-два назад, то можно с уверенностью сказать, что идет уверенный количественный и качественный рост. Свидетельствами этому являются:

рост числа кредитных покупателей  и объемов кредитования;

значительное распространение предложения кредитов при продаже машин;

увеличение числа банков, предлагающих кредиты частным лицам;

усложнение и совершенствование  кредитных продуктов, за прошедший  год появилась возможность взять  кредит на покупку подержанного автомобиля, а также впервые появилась схема кредитования без документального подтверждения доходов заемщика.

Как отмечают специалисты, по мере развития автокредитования в России условия  банков по данному продукту все больше стандартизируются. Различия между  программами банков постепенно стираются. Большинство банков выдает кредиты на покупку автомобилей как в долларах или евро, так и в рублях. Минимальная сумма кредита составляет, как правило, 2-3 тысячи долларов или евро, 60-100 тысяч рублей, а максимальная - в среднем 50 тысяч долларов (или эквивалент в рублях или евро). Размер первоначального взноса чаще всего составляет 10-20% от стоимости автомобиля. На сегодняшний день ставки по автокредитам составляют 9-12% годовых в валюте и 12-20% годовых в рублях, кредиты выдаются на срок от года до пяти лет. Стандартным обеспечением по автокредиту является сам автомобиль, который должен быть полностью застрахован (страховка составляет 7-10% от его стоимости).

Отказ банков от комиссий поможет  заемщикам сэкономить до 20% годовых. Впрочем, у банков есть дополнительный резерв для снижения реальной стоимости кредита - их комиссионные. Хотя в сегменте автокредитования комиссии по кредитам, особенно ежемесячные, не так распространены, как в потребительском кредитовании, однако часть банков их все еще взимает.

Первоначальные взносы снижаются, а сроки увеличиваются, однако на сегодняшний день банки предпочитают использовать другие, неценовые возможности  для привлечения новых заемщиков: удлинение сроков кредитования и  снижение размера первоначального взноса по кредиту на новые автомобили. Продление срока предоставления кредита продиктовано потребностями заемщиков, предпочитающих брать банковские кредиты на более длительный срок, уменьшив тем самым размер ежемесячных выплат. В свою очередь, при привлечении банками «длинных» ресурсов, этот показатель может увеличиться до 8 лет.

Еще одним привлекательным моментом для заемщиков может стать  отсутствие в условиях по автокредиту  моратория на досрочное его погашение. Сейчас банки постепенно снижают срок моратория (с 6 месяцев до трех) или совсем отказываются от него.

Для выдачи кредитов на покупку автомобиля подавляющее большинство банков требует обязательного страхования  покупаемого автомобиля по полисам  КАСКО и автогражданской ответственности. Некоторые банки указывают также перечень страховых компаний или называют одну компанию в которой заемщик должен застраховать свой автомобиль.

В Конфедерации обществ потребителей полагают, что надо ввести запрет на навязывание конкретных поставщиков  дополнительных услуг (страхование). Сами банкиры считают, что сотрудничество с одним или несколькими надежными партнерами-страховщиками защищает не только их интересы, но и интересы заемщиков. Если у банка на протяжении длительного времени есть один надежный партнер в области страхования, работа с которым взаимовыгодна и устраивает большинство заемщиков, то для банка не имеет смысла привлекать к сотрудничеству новые страховые компании, условия которых мало отличаются друг от друга. Если же ставится цель привлечь новых клиентов, то некоторые банки идут на сотрудничество со страховыми компаниями, предлагающими демпинговые тарифы. Очевидно, что надежность таких компаний весьма сомнительна. Тем самым банк подвергает своего клиента излишнему риску.

Можно полагать, что банки не уберут из условий автокредитования требование о том, чтобы заемщик страховался в определенной страховой компании. Единственное, что может утешить потенциального автовладельца: большинство банков отказалось от условия обязательного страхования жизни и трудоспособности заемщика, что позволяет сократить расходы по кредиту.

В сфере кредитования физических лиц  наиболее перспективными представляется, выдача потребительских кредитов под  покупку дорогостоящего ликвидного имущества - новых автомобилей, по которым дополнительные затраты как времени, так и денежных средств невелики относительно суммы выдаваемого кредита, а спрос стабилен. Срок кредитования не позволит имуществу сильно упасть в цене в процессе эксплуатации, а возможность пользоваться приобретаемой вещью в период кредитования позволяет клиенту застраховаться на случай повышения цен на эту продукцию. Данное направление уже начало развиваться, заключаются договора с фирмами, торгующими соответствующими видами товаров и при соответствующей рекламной кампании сулит неплохие перспективы.

Изобретение кредита является гениальным открытием человечества. Благодаря  кредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и  личных потребностей. Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела либо приблизить достижение своих потребительских целей, скорее получить в свое распоряжение вещи, предметы, ценности, которыми, не будь кредита, они могли бы владеть лишь в будущем.

В рамках реализации проекта по выдаче кредита на приобретение автотранспортных средств, принимают участие следующие заинтересованные стороны:

банк (ответственные подразделения  филиала банка);

заемщик (физическое лицо, обратившееся в филиал банка по вопросам получения кредита на покупку транспортных средств); страховая компания;

автосалон.

Еще одной проблемой, с которой  сталкиваются банки, является несовершенство законодательства, затрудняющего взыскание  долга с недобросовестных заемщиков. Для решения данной проблемы банки совершенствуют методы оценки заемщиков, внедряя разнообразные скоринговые системы, формируя «профиль надежного заемщика», отдавая предпочтение клиентам, состоящим в браке и имеющим стабильный доход.

Постоянный рост объемов потребительского кредитования заставляет внести в повестку дня вопросы защиты прав заемщиков. Большая часть физических лиц - заемщиков не способна точно оценить стоимость кредита. Ведь, как правило, расходы включают не только проценты, но и разнообразные комиссии: за выдачу кредита, рассмотрение заявки, открытие счета и т.д. А кредитный договор - это обычно документ на 10 - 15 страницах с несколькими приложениями. Человек без специального образования просто не в состоянии вникнуть во все юридические тонкости и даже просто внимательно прочитать весь текст. В этой ситуации некоторые банки, например, включают в текст условия, которые предоставляют им возможность в одностороннем порядке изменять договор, резко увеличивать размер всевозможных штрафов за просрочки уже после выдачи кредитов. При этом клиенты-заемщики могут быть даже не информированы надлежащим образом.

Кредитование физических лиц относится  к традиционным видам банковских услуг и вне зависимости от своей социальной стороны, выполняет  определенные функции, такие как  регулирование объема совокупного денежного оборота, перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата, аккумуляция временно свободных денежных средств. Кроме этого, можно принять наиболее гибкую политику в отношении клиентов как в общих вопросах кредитования, так и в узких (схема погасительных платежей), т.к. не смотря на значительное количество заявок на получение кредита, многие из предложений оказываются нереализованными по причине не оперативности. Либо излишней жесткости условий банка к потенциальному заемщику или к виду обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года//Закон 2000)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I с 1 января 1995 года, часть II с 1 марта 1996 года).
  3. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г.).
  4. Положение ЦБР «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» № 254-П от 26 марта 2004 г.
  5. Положение № 39-П от 26.07.1998 года «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещение денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета».
  6. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. М.: Финансы и статистика, 2002.-250 с.
  7. Василешен Э.В. Центробанк и коммерческие банки в новой кредитной системе//Российский экономический журнал. 2004. - № 12.-С. 16-20.
  8. Горчаков А. А., Половников В. А. Тенденции развития кредитного рынка России//Банковское дело. - 2004. - № 3. - С. 9-12.
  9. Дмитриева Е.В. Беспроцентная автомобилизация населе-ния//Коммерсант. -2004. -№ 231. -С. 3-8.

Информация о работе Автокредитование и его перспективы