Автокредитование и его перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 05:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы заключается в выявлении современных проблем авто кредитования в РФ и оценка перспектив его развития. Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
рассмотреть сущность кредита и банковского кредита в частности;
раскрыть понятие банковского кредита и методы его формирования;
охарактеризовать все виды автокредита коммерческих банков;
изучить особенности, условия и порядок автокредитования коммерческими банками в РФ;
выявить проблемы автокредитования и определить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Автокредитование как банковский продукт
1.1 Автокредит и его виды
1.2 Условия автокредитования
Глава 2. Перспективы развития рынка автокредитования в России в настоящее время
2.1 Этапы формирования рынка автокредитования в РФ
2.2 Рынок автокредитования на современном этапе в РФ
2.3 Перспективы развития автокредита в РФ
Заключение
Приложение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

перспективы его развити.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

В годы начала формирования рынка автокредитования в России доминировали банки с иностранным  капиталом. Со временем ситуация начала меняться. Банки, поставившие цель развивать розничное кредитование и, в частности, автокредитование, стали «набирать обороты». Если обратиться к данным за прошедшие четыре года, то можно увидеть, что на протяжении 2004-2006 годов лидером по объему выданных кредитов оставался «Росбанк», а по итогам 2007 года лидер сменился.

Одна из основных тенденций  развития рынка автокредитования в  России в течение последних двух лет – это усиление интереса столичных  банков к регионам. Так, из топ-«двадцатки»  самых «автокредитных» банков по итогам 2007 года, 12 банков более 60% кредитов выдали в регионах (т.е. не в Москве и Московской области, и не в Санкт-Петербурге и Ленинградской области) [10, С.11].

Стремительное развитие авторынка в России потянуло за собой  и развитие рынка автокредитования. Российские автопроизводители начали развивать собственные кредитные программы, большинство иностранных производителей выдают кредиты, заключая партнерские соглашения с российскими банками или филиалами крупнейших западных банков.

Крупные отечественные производители автомобилей начали выходить на рынок с собственными продуктами автокредитования в 2006 году: «Кредит на ГАЗ», «Новая формула внедорожника-5Х5»; «Лада Финанс».

Одной из первых иностранных  компаний в России, предоставивших частным лицам возможность приобретать свои автомобили в кредит (2000г.), стала компания Ford. В конце 2006 года сразу несколько мировых автопроизводителей запустили в России свои финансовые сервисы совместно с российскими банками - «Renault Finance», «GM Finance», DaimlerChrysler Financial Services Russia.

Компания Toyota первой из мировых  производителей открыла собственный  банк в России. 21 июня 2007 г. С 1 октября 2007 года осуществляет свою деятельность DaimlerChrysler Bank Rus (ныне – "Mercedes-Benz Bank Rus").

В качестве примера - данные по Сбербанку:

Кредиты предоставляются по одной  из следующих программ:

«Связанная программа»: кредиты  на покупку автомобиля (других транспортных средств) в сети торговых организаций, осуществляющих их реализацию, заключивших  с Банком договор о сотрудничестве по программе целевого кредитования граждан.

«Стандартная программа»: кредиты  на покупку автомобиля у официальных  дилеров без заключения договора о сотрудничестве.

За время становления российскогог рынка автокредитования многое изменилось количество банков, предлагаемых этот вид кредитования, условия, количество и качество программ автокредитования, пакет документов, необходимый для оформления кредита и так дале. На сегодняшний день он, как мне кажется, представляет собой полноценно развитый вид банковского кредита.

 

 

 

2.2 Рынок автокредитования на современном этапе в РФ

 

Еще где-то до середины 2008 года банки  и заемщиков ждала радостная  перспектива сотрудничества. Оформить автомобиль в кредит было достаточно несложно, процентные ставки были достаточно выгодными для обоих, на рынок автокредитования выходили новые игроки, рост продаж с каждым днем существенно повышался и должен был побить рекордный рост продаж в 2009 году. И все по прогнозам аналитиков должно было быть хорошо, но с наступлением кризиса ситуация кардинально изменилась и заставила аналитиков и банки пересмотреть свои прогнозы на этот год (Приложение 3).

Сейчас положение осложнилось  из-за существенного ослабления национальной валюты в России, а также неопределенностью  с дальнейшими курсами доллара и евро. Именно поэтому многие банки и кредитные организации предпочитают не спешить с выдачей автокредитов или выдают их только самым надежным заемщикам. Стоит отметить, что проценты, под которые выдается кредит на автомобиль очень высокие, в среднем процентная ставка выросла в полтора, а в некоторых банках даже в два раза, тем самым сократив в 2009 году количество желающих оформить автокредит [30].

Сейчас люди предпочитают подождать  с оформлением автокредита, чем  брать его под такие высокие проценты. Покупки автомобилей за наличные деньги, тоже значительно сократились среди населения России. По данным на 2009 год оформить автомобиль в кредит можно только в очень крупных банках, так многие небольшие банки или кредитные организации на данный момент предпочитают выйти из игры и подождать лучших времен, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями.

Что касается повышения кредитных  ставок, то в этом случае особых изменений  нет. Банки предпочитают не повышать процентные ставки, которые и так уже практически подошли к своему максимуму. Повышение процентных ставок на автокредитование может грозить исчезновением спроса на этот вид кредита, что уж никак не выгодно для банков. А на понижение процентных ставок можно рассчитывать только в том случае, если иностранные компании предложат специальные льготные программы кредитования, которые будут выгодны как для банков, так и для потребителей.

Мировой финансовый кризис вынудил  банки резко повысить ставки по кредитам на автомобили. Данные меры отразились на поведении потенциальных заемщиков: одна часть переориентировалась на более дешевые автомобили, вторая часть - предпочла отложить приобретение автомобиля до лучших времен. Отмечается, если говорить об условиях, то дело не только в размере процентных ставок. К примеру, высокий порог первоначального взноса также делает этот продукт недоступным для многих потенциальных заемщиков. Более того, негативно сказался рост цен на автомобили.

По данным PricewaterhouseCoopers действительно, средняя рублевая стоимость автомобилей в первом полугодии 2009 года выросла на 13%, за это же время, по подсчетам аналитиков PWC, в кредит было куплено чуть меньше 20% всех реализованных в стране автомобилей. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, за первые восемь месяцев 2009 года продажи пассажирского и легкого коммерческого транспорта в России упали ровно в два раза по сравнению с таким же периодом 2008 года [26 С-23].

За время кризиса ставки по автокредиту  увеличились практически в два раза. Если до мирового финансового кризиса средняя ставка по кредиту на автомобиль была в районе 9-14% годовых в рублях, то в текущий период - 20-30% в рублях. Конечно, автомобильный рынок постепенно будет возвращаться на прежние позиции, но понадобится время на адаптацию потенциальных покупателей к новой ценовой политике автодилеров и банков [26 С-25].

В настоящий момент коррекция условий  по автокредитованию закончилась, и  некоторые банки даже стали снижать  процентные ставки. К примеру, в начале сентября Юникредит Банк снизил процентные ставки в рублях по кредитам на покупку иностранных автомашин примерно на 1,5-3%. Кредит на новые автомобили банк выдает под 18,5-19% годовых, в зависимости от срока. Без подтверждения дохода и занятости потенциальный заемщик сможет оформить кредит на новую иномарку под 19,5-20%. Летом БСЖВ уменьшил на 1-2% ставки по рублевым кредитам на новые автомобили: в зависимости от размера первоначального взноса, процентная ставка составит 15-16%. При этом, рублевые процентные ставки БСЖВ на покупку новых автомобилей наряду со ставками Сбербанка в настоящий момент самые низкие на авторынке. Правда, Сбербанк просит первоначальный взнос не менее 30% стоимости автомобиля, тогда как БСЖВ - 20% [30].

Правительство РФ попыталось в условиях кризиса стимулировать спрос на автомобили, субсидируя часть процентной ставки по кредиту на автомобиль. Потенциальный заемщик мог оформить банковский кредит на покупку нового автомобиля отечественной сборки, стоимостью не более 350 000 рублей с первоначальным взносом от 30%. При этом действующая ставка банка-кредитора снижается на 2/3 ставки рефинансирования Банка России (сейчас 10,75%) и срок закрытьданный автокредит нужно не позднее 31 декабря 2011 года. В список моделей, составленный под эту программу, попала вся линейка ВАЗа, а также UAZ Patriot, Chevrolet Niva, Fiat Albea, Ford Focus, Kia Spectra, Renault Logan и Skoda Fabia.Право на госсубсидии получили госбанки - Сбербанк, ВТБ 24 и Россельхозбанк [27]

По данным Минпромторга, за время  действия правительственной программы, банки приняли чуть больше 55 000 заявок на автокредиты, а получить льготный кредит смог лишь каждый второй потенциальный заемщик. Требования к заемщикам, которые подают заявки в рамках госпрограммы, абсолютно идентичны требованиям к заемщикам по всем банковским программам. Поэтому говорить об отдельной классификации отказов по конкретному продукту правительства РФ нельзя. Реально было выдано 30 500 автокредитов, тогда как изначально планировалось - порядка 150 000 за 2009 год. В обзоре российского авторынка за первое полугодие PricewaterhouseCoopers отмечает, что по правительственной программе было продано примерно 2% всех реализованных в стране автомобилей.

Улучшить данную статистику правительство  попыталось за счет модернизации льготной госпрограммы. Список автомобилей в июле увеличился до 50 моделей. При этом размер первоначального взноса снизился до 15%, а максимальная стоимость приобретаемого автомобиля выросла до 600 000 руб. Кроме того, автокредит стало возможно оформить на три года, вне зависимости от даты получения, вместо ранее предполагаемого срока погашения до 31 декабря 2011 года [15 С-27].

Кроме того, было принято решение  о возможности участия в госпрограмме и других банков, чей капитал составляет не менее 70 млрд руб. К трем банкам(Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк), которые выдают льготные автокредиты, могут присоединиться Банк Москвы, Юникредит Банк и Альфа-банк. Пока же этот перечень пополнилось лишь Газпромбанком. В Альфа-банке отметили, что возможность участия рассматривается, но окончательное решение пока не принято. В Юникредит Банке и Банке Москвы сказали, что готовы присоединиться к программе. Пока же наиболее низкие проценты по данной программе предлагают Сбербанк и Россельхозбанк, где с учетом дотации фактическая ставка составляет 7,83% годовых, в Газпромбанке и ВТБ 24 льготный автокредит можно получить под 10,83%. При этом для клиентов ВТБ 24 назначен первоначальный взнос не менее 20% [10 С-56].

По мнению ФАС России, указанные  требования к банкам ограничивают конкуренцию на рынке автокредитования. В начале сентября антимонопольная служба подготовила поправки, благодаря которым право на получение субсидии за счет правительства будет предоставлено всем банкам, которые заявят о желании участвовать в госпрограмме. В пояснительной записке к поправкам говорится, что расширение перечня кредитных организаций, которые имеют возможность получать субсидии на возмещение выпадающих доходов за счет федерального бюджета при кредитовании физических лиц на приобретение автомобилей, позволит увеличить объемы автокредитования и решить макроэкономическую задачу увеличить объемы продаж российских предприятий автомобильной отрасли.

Ассоциация региональных банков России в качестве антикризисной меры предложила стимулировать спрос на новые  автомобили другим, более экономичным способом. Данная ассоциация подготовила проект закона об учете залогов автомототранспортных средств, который позволяет снизить процентную ставку по кредитам на автомобили примерно на 2%. По мнению разработчиков проекта, отсутствие системы учета автозалогов вынуждает банки закладывать риски мошенничества в процентные ставки по автокредитам. По подсчетам ассоциации, создание системы учета залоговых автомобилей обойдется правительственному бюджету в сумму более чем втрое меньше той, которая выделяется на субсидии в рамках правительственной госпрограммы.

Кризис оказал немалое влияние  на условия автокредитования как  коммерческих банков, так и государственных, они увеличивают свою долю на рынке  автокредитования. Коммерческие структуры, не располагая сопоставимыми резервами, опасаются возросших рисков невозврата, и поэтому они либо сворачивают программы автокредитования, либо устанавливают заградительный уровень ставок.

В целом за первое полугодие 2009 года из-за снижения платежеспособности населения и ужесточения условий кредитования продажи автомобилей в России сократились почти в два раза. А доля продаж в кредит снизилась с 40% до 20-25% [32].

По оценке DISCOVERY Research Group в 2008 году суммарный  объем рынка автокредитов составил порядка $ 20 млрд. (рост - 35% по сравнению с 2007 годом). В 2009 ожидается падение рынка почти в четыре раза до $ 5,6 миллиарда.

За три месяца 2009 года Сбербанк, выдающий авктокредиты под 15-16%, сохранил объемы кредитования на уровне того же периода прошлого года - 4 200 автокредитов на сумму 1,75 млрд рублей. Однако и количество отказов увеличилось вдвое - теперь 30% потенциальных заемщиков по автокредиту получают в Сбербанке отказ [32].

Если Сбербанк сохранил прошлогодний уровень, то ВТБ24 зафиксировал рост. За январь-февраль объем выданных на покупку автомобиля кредитов увеличился на 50-60%. Такой рост можно объяснить уходом с рынка других, более мелких игроков. Сейчас в ВТБ 24 ставка по автокредитам равна 18-20% [28].

Госбанки показали результаты несколько лучше других. У ВТБ24 падение количества выданных автокредитов в I полугодии 2009 года по сравнению с 2008 годом минимально - «всего» 17%. У Сбербанка сокращение объемв тоже значительно меньше рынка - всего в два раза (-53,7%). При этом многие банки вообще фактически прекратили выдачу автокредитов: почти у половины кредитных учреждений, предоставивших данные для рейтинга, падение к прошлому году составляет от 90 до 99% [30].

Специалисты аналитического агентства  «Автостат» отмечают, что один из прошлогодних лидеров сегмента автокредитования - «Райффайзенбанк» - за первое полугодие сократил объем выдачи в девять раз, с 9,44 млрд руб. до 1,07 млрд руб. Еще один банк из первой десятки по прошлому году - «Уралсиб» - за шесть месяцев выдал автокредитов лишь на 569,6 млн руб., что в 12,5 раз меньше прошлогоднего результата (7,14 млрд руб.). «ЮниКредит Банк», занимавший в прошлом году третью строчку среди самых «автокредитных» банков, сократил объем выдачи в восемь раз - с 20,36 млрд руб. до 2,59 млрд руб.

По оценке «Автостата», суммарный объем рынка автокредитования в 2009 году составит порядка 5 млрд долларов, что в четыре раза меньше прошлогоднего показателя. Сейчас на долю кредитных машин приходится порядка 25% рынка новых автомобилей, то есть каждая четвертая машина покупается с использованием заемных средств. Годом ранее доля таких покупок составляла 50% [30].

Информация о работе Автокредитование и его перспективы