Австрийская экономическая школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:01, доклад

Краткое описание

Согласно определениям, содержащимся в словарях и энциклопедияхАвстрийская школа в экономике (Austrian School of Economics)1 - это одно из основных2 направлений маржинализма, созданное в Венском университете (Австрия) в конце XIX - начале XX веков и в последующем распространенное по всему миру3.
МАРЖИНАЛИЗМ4 же – это экономическая теория, отводящая первостепенное значение (определяющее влияние) во всех процессах производства и обмена товаров (работ или услуг) предельным экономическим величинам(максимальным или минимальным пределам). В качестве таких пределов в маржиналистических доктринах чаще всего фигурируют «предельная полезность», «предельная производительность», «предельные издержки (потери)», «предельное плодородие», «редкость», «метод предельных ситуаций»5.

Вложенные файлы: 1 файл

ист.эк-ки, идз2.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА. ЭКОНОМИческие взгляды.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ

Согласно определениям, содержащимся в словарях и энциклопедияхАвстрийская школа в экономике (Austrian School of Economics)- это одно из основныхнаправлений маржинализма, созданное в Венском университете (Австрия) в конце XIX - начале XX веков и в последующем распространенное по всему миру3.

МАРЖИНАЛИЗМже – это экономическая теория, отводящая первостепенное значение (определяющее влияние) во всех процессах производства и обмена товаров (работ или услуг) предельным экономическим величинам(максимальным или минимальным пределам). В качестве таких пределов в маржиналистических доктринах чаще всего фигурируют «предельная полезность», «предельная производительность», «предельные издержки (потери)», «предельное плодородие», «редкость», «метод предельных ситуаций»5.

Основной отличительный признак экономического учения австрийской школы – предельно субъективная (индивидуалистическая) форма «Теории предельной полезности», сводящая все экономические процессы к субъективным мнениям индивидов.

Более точные, но менее распространенные названия этой школы:

- Венская  школа экономики (что точнее  указывает место ее возникновения);

- Субъективно-психологическая  или просто субъективная экономическая  теория (что достаточно точно  отражает мировоззренческую сущность  соответствующей экономической  системы). 

 

Данная  школа возникла в 70-е годы XIX века на кафедре политэкономии факультета юридических и политических наук Венского университета. В этот период там преподавал Карл Менгер.Его лекции привлекли слушателей-учеников и дали толчок ярким публикациям целой плеяды плодовитых и красноречивых последователей. Началом массированного проникновения идей австрийской школы в экономическую литературу принято считать середину 80-х годов XIX века, когда были опубликованы получившие широкую известность книги Фридриха фон Визера и Эйгена фон Бём-Баверка7.

Первым  изложением экономической теории австрийской  школы считается опубликованная в 1871 году книга Менгера «Основания политической экономии (Общая часть)».

 

В разных источниках выделяют от двухдо шести этапов (поколений) в истории австрийской школы. Самое подробное перечисление находим в электронной Википедии:

1 этап (поколение) – основатель школы Карл Менгер (1840-1921);

2 этап (поколение) или «классическая (старая) австрийская школа» - Эйген фонБём-Баверк (1851-1914), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Филиппович фон Филиппсберг (1858-1917), Джон Бейтс Кларк (1847-1938), Эмиль Закс (1845-1927);

3 этап (поколение) или «молодая австрийская школа» - Людвиг фон Мизес(1881-1973), Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950), Карл Шлезингер (1889-1938), Херманн Майер (1879-1955), Рихард фон Штригль (1891-1942), Лео Илли (Зенфельд) (1888-1952), Бенджамин Андерсон (1886-1949), Фрэнк Феттер (1863-1949);

4 этап (поколение) или «популярная австрийская школа» («популяризаторы») -Фридрих фон Хайек (1899-1992), Оскар Моргенштерн (1902-1977), Фриц Махлуп(1902-1983), Пауль Розенштейн-Родан (1902-1985), Готфрид фон Хаберлер (1900-1995),Фридрих Лутц (1901-1975), Феликс Кауфман (1895-1949), Альфред Шютц (1899-1959);

5 этап (поколение) или неолиберальная австрийская школа - Мюррей Ротбард(1926-1995), Израэль Кирцнер (р. 1930), Людвиг Лахманн (1906-1990), Джордж Шекл(1903-1992), Эдвард Штрайслер (1908-1965);

6 этап (поколение) или современная австрийская школа - Ганс-Герман Хоппе,Йорг Гвидо Хюльсман, Хесус Уэрта де Сото, Питер Бёттке, Крис Койне, Стивен Хорвиц, Питер Лисон, Фредерик Сотэ́, Роджер Гаррисон. Г. Лебедев, Б. Львин, Ю. Кузнецов, В. Новиков. В Беларуси - Я. Романчук.

">10

Обычно 1 и 2 этапы объединяют под  именем классической (старой) школы, а 3 и 4 этапы - молодой (младшей) школы. Этапы 5 и 6 зачастую называют «современным состоянием австрийской школы».

КАК МЕНГЕР СОЗДАВАЛ СВОЮ ТЕОРИЮ

В момент возникновения «экономической доктрины Менгера» в Австрии господствовали экономические взгляды исторической школы11. Даже свою первую книгу Менгер посвятил главе исторической школы Вильгельму Георгу ФридрихуРошеру (1817-1894), хоть по всем принципиальным позициям расходился с последним.

Но это не значит, что Менгер начинал с нуля или формировал свои взгляды в острой борьбе с  предшественниками.

Во-первых, и до Менгера полезность (потребительская стоимость) удостаивалась  особо пристального (первостепенного) внимания, в том числе в:

- «Исследовании свободно обращаемой  монеты», опубликованном в 1749 году, и «Диалоге о торговле  зерном», увидевшем свет в 1770 году, итальянского политэконома  Фердинандо Галиани (1728-1787);

- «Размышлениях  о создании и распределении  богатств», изданных в 1766 году французским государственным деятелем, философом-просветителем и экономистом-физиократом Анном Робером Жаком Тюрго (1727-81);

- «Энциклопедии» Дидро, где экономическую  тематику освещал французский  философ-энциклопедист Этьен Бонно  де Кондильяк (1715-80);

- в «Трактате политической экономии»,  опубликованном в 1803 году французским  экономистом Жаном Батистом Сеем (1767-1832).

А, во-вторых, основные принципы «Теории  предельной полезности» за 20 лет  до австрийской школы разработал и с математической точностью изложил германский экономист Герман Генрих Госсен (1810-1858) в книге «Развитие законов общественного обмена и вытекающих правил человеческой деятельности» (1854). Ныне эти принципы называются «законами Госсена»12.

Но практически вся слава  популяризации этих принципов досталась  австрийской школе. Более того, апологеты  данной школы, привыкшие величать работы Менгера «маржиналистской революцией в экономической теории», утверждают, что бывший «биржевой обозреватель» и большой эрудит Менгер не только не списывал у своих предшественников, но даже не читал трудов Госсена. Хоть тот и писал на том же немецком языке, да еще и по соседству - в союзной австрийцам Германии, а сам Менгер в момент публикации трудов Госсена уже освещал в газетах экономические новости.13

Потому-то так трудно поверить, что  Менгер все открыл самостоятельно, а не так, как его «более начитанные»  или более честные современники англичане У.С. Джевонс14 и А. Маршалл15, открыто называвшие себя учениками Курно и Госсена.

Более того, сам Менгер туманно  намекает на нечто похожее в Предисловии  к своей книге «Основания политической экономии»: «Обработанная нами область в немалой доле представляет собой результат новейшего развития немецкой политической экономии и основывается на почве предварительных работ, созданных почти исключительно немецким трудолюбием. Пусть на эту работу посмотрят как на слабый отголосок научных порывов, долетевших из Германии благодаря многим замечательным ученым и столь многочисленным прекрасным работам».

Кстати, одновременно с Менгером похожие  идеи распространял из Швейцарии  французский экономист Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910), опубликовавший в 1874 году книгу «Элементы чистой политической экономии». Но эта – «лозаннская» школа не смогла конкурировать на равных с «австрийской» и со временем ушла в тень. 

 

По рассказам самого Менгера  ход его мыслей, приведший к открытию «теории предельной полезности», был примерно следующим.

Как-то, размышляя о положительном  всемирно-историческом влиянии человеческой «корысти», он усомнился в правильности концепции Аристотеля16 и его последователей, считавших, будто товары, обмениваемые друг на друга, имеют одинаковую ценность. «Нет! – сказал себе Менгер. – Каждый желает обмениваться с выгодой, то есть получить при обмене нечто большее или лучшее (то есть более ценное!), чем отдает сам. Так для господина, покупающего коробку сигар за один талер, талер – дешевле коробки, а для хозяина табачной лавки – наоборот: сигары – дешевле полученных денег. Без такого различия в оценках – никакой обмен невозможен, как невозможно движение тока без разницы потенциалов на разных полюсах батареи».

И тут же пришло в голову то, что  принято называть «решающим влиянием предельной полезности». Дескать, всякая корысть имеет свои пределы: высший и нижний. А именно: блага, имеющиеся в избытке, ценятся предельно низко, а самые редкие, предельно недоступные блага – максимально высоко. А между этими пределами наблюдается следующая закономерность: люди склонны сбывать дешевле то, что ближе к нижнему пределу, и дороже – приближающееся к верхнему.

Следовательно, покупатель за каждую новую единицу одного того же товара склонен платить все меньше и меньше, а продавец по мере истощения товарных запасов ценит каждую единицу продаваемого товара все дороже и дороже. Когда оценка покупателя снижается, а оценка продавца повышается до одного и того же уровня - обмен прекращается, поскольку меняться без выгоды – пустая морока. Вот так постепенно сближаясь, два предела могут дать равновесие - приблизительное равенство оценок продавцов и покупателей – сбившее с толку всех, начиная с Аристотеля».

После таких догадок тридцатилетний Менгер решил, что нашел ключ к  решению всех проблем политэкономии, и тут же принялся разрабатывать собственную систему политэкономии, положив в основу «господствующее влияние личного стремления к выгоде» и сделав «исходным пунктом экономического исследования человеческие потребности».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ 
«АВСТРИЙСКОЙ ШКОЛЫ»

Теперь рассмотрим, какие еще  открытия сделал Менгер, разыскивая причины  экономических явлений внутри, а  не за пределами человеческой психики.

Это тем более важно после  того, как «младоавстриец» Хайек  продемонстрировал всему миру, что  в трудах Менгера содержится самое глубокое и безошибочное изложение всех теоретических постулатов австрийской школы17, а «ученики» только упрощали и искажали труды «Учителя».

Однако изучать Менгера тяжеловато - его труды слишком общи и коротки, но при этом утомляют многословным изложением самых очевидных истин и употреблением длинных словосочетаний вместо общепринятых кратких терминов. А существенное упрощение, к которому нам придется прибегнуть, – чревато неточностями. Тем не менее, попытаемся, быть краткими.

Самое главное и самое очевидное  в теории Менгера состоит в  следующем:

1) Основатель австрийской школы «при анализе всех экономических процессов исходил из определяющей роли субъективных факторов». Он называл это«атомистическим подходом» (поскольку все сводится к движению отдельных атомов-индивидом) и «экономическим монизмом» (поскольку корни абсолютно всех экономических явлений выискиваются в индивидуальной психике – субъективных мнениях18).

2) Менгер делит «все нужное человеку - блага вообще» на «блага, имеющиеся в избытке» и «экономические блага», к каковым относится только то, чего не хватает на всех19. Ценность (стоимость), по его мнению, имеют только экономические блага («когда доступного меньше нужного всем»).

Относительной редкостью благ Менгер объяснял и человеческий эгоизм, и возникновение собственности, и иерархию наших потребностей.

3) Первоучитель «австрийской школы»  считает, что никакой «объективной  ценности благ» не существует, что ценность чисто психологический  феномен – субъективная оценка, даваемая на основе сугубо индивидуальных предпочтений. Более того, оценки разных людей - несоизмеримы, ибо у каждого свои критерии и своя система приоритетов. Потому и говорить об эквивалентности или неэквивалентности обмена некорректно, ведь равенство стоимостей предполагает, что в каждом благе есть нечто общее для всех благ – а именно такую объективность Менгер отвергает категорически. Отвергает он и единую цену товара, заменяя ее двумя принципиально различными: «ценой спроса» и «ценой предложения»20.

4) Почти все маржиналистические доктрины признают гедонизм (этику удовольствий) – философской основой своей экономической системы. Менгер же последовательно отказывается признавать, что человеку всегда присуще стремление к удовольствиям (избеганию страданий). Иначе пришлось бы признать, что наши мнения не первичны, а обусловлены неким врожденным качеством, и анализировать не субъективные оценки (свободные по сути своей), а некое объективное свойство человека21.

Но при этом сам Менгер проповедовал нечто весьма похожее на гедонизм, у него «потребности – это разновидность неудовлетворённых желаний (неприятных ощущений), вызванных отсутствием психофизиологического равновесия»

5) В отличие от многих маржиналистов,  интенсивно использующих математику, Менгер считал невозможным выражать  числами и, тем более, формулами ценность благ или количество приносимой ими пользы22. Этому, по его мнению, препятствуют:

- несопоставимость различных благ по важности и другим качественным характеристикам, да и сами качественные различия цифрами невыразимы;

- эмоциональная  неустойчивость человеческих оценок  и наша способность ошибаться.

Нужность  каждого блага, по мнению Менгера, не имеет абсолютной величины, а выражается лишь условными терминами «больше-меньше» в сравнении с полезностью другого блага.

Такой подход привел к тому, что «австрийская школа» до сих пор избегает формул и графиков, а все ее оппоненты  попрекают австрийцев за отказ от точных математических методов.

6) Обмен  для Менгера – наиболее эффективный  (выгодный) способ улучшения жизни  людей, поскольку после обмена  потребности обоих участников  сделки удовлетворены лучше, чем  до него.

Впрочем, не все виды обмена одинаково полезны: проанализировав четыре вида обмена («изолированный (случайный)», «монополистический», «в условиях ограниченной конкуренции» и «неограниченно конкурентный») Менгер приходит к весьма либеральному выводу – неограниченная конкуренция делает рыночные отношения максимально выгодными для всех.23

Информация о работе Австрийская экономическая школа