Экология омской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:34, доклад

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Содержание

Введение
.Экологизация воспитательно-образовательной деятельности
1.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников
1.2 Ознакомление детей с экологическим состоянием Омской области
1.3 Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников
1.4 Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

экология.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

Ознакомление с конкретными  примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у  дошкольников первоначальные представления  экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.

Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:

1. Отбор содержания экологического  воспитания в соответствии с  выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.

2. Подготовка педагогов  и родителей к реализации цели  экологического воспитания детей,  включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.

3. Использование окружающей  дошкольное учреждение природной  и социокультурной среды как  ресурса воспитания и развития  детей.

4. Организация развивающих  сред для обеспечения педагогического  процесса экологического воспитания  в дошкольном учреждении.

5. Организация систематизированного  педагогического процесса экологического  воспитания детей.

6. Осуществление постоянного  мониторинга результатов экологического  образования.

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.

Познавательный компонент  – включает знания и умения:

- о многообразии живых  организмов, взаимосвязях растительных  и животных организмов в процессе  роста и развития со средой  обитания, морфофункциональной приспособленности  к ней;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях  их с неживой природой в  экосистеме;

- о человека как живом существе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность;

- об использовании природных  ресурсов в хозяйственной деятельности  человека, недопустимости загрязнения  окружающей среды, охране и  восстановлении природных богатств.

Ценностный компонент  включает знания и ценностные ориентации:

- о самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека как части природы;

- об универсальной ценности  природы для жизни и деятельности  человека (познавательный,, эстетической, практической и т.д.);

- об основных нравственных  ценностях человеческого общества;

- о созидательной, культурной  ценности человеческой деятельности.

Нормативный компонент включает знания и умения:

- о законах, декларирующих  права и обязанности детей  и взрослых, их исполнения и  соблюдения;

- о нормах и правилах  поведения в общественных местах  и природе;

- о необходимости и  способах проявления личного  участия отношений к окружающим  людям и природе.

Деятельностный компонент - включает знания и умения:

- о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной  деятельности в общественных  местах, детском саду, семье, природным окружении;

- о способах осуществления  созидательной и творческой деятельности;

- о необходимости проявления  личной инициативы и участия  созидательной деятельности и  т.д.

Таким образом, экологические  представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения  детей к окружающему миру, самим  себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.

 

Вывод по главе I

 

Экологическое образование  выступает как сложный педагогический процесс. В условиях современной  экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к экологическому состоянию в омской области. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой  природы невозможно без организации  в ДОУ развивающей природной  среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с  природой самые разнообразные, выбор  их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Правильные представления  о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего  ее познания, воспитания любви и  бережного к ней отношения.

экологический воспитание дошкольник природа

. Экологическое  воспитание дошкольников в процессе  ознакомления с природой Родного  края

 

Ознакомление детей с  природой Родного края в детском  саду требует постоянного непосредственного  общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация  в детском саду уголков природы.

Значение уголка живой  природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате  кратковременны. В уголке же живой  природы дошкольники могут в  течение всего дня подходить  к животным и растениям, рассматривать  их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес  к природе. Во время ухода за обитателями  уголка природы у детей формируются  трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение  к живому, ответственность за порученное дело.

Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечит воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.

Заключение

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно  связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с  природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической  культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который  их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка  с животным, само по себе не решит  всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

воспитание гуманного  отношения к природе (нравственное воспитание)

формирование системы  экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

участие детей в  посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения  человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь  природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

понимание необходимость  бережного и заботливого отношения  к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

освоение норм поведения  в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и  в быту;

проявление активного  отношения к объектам природы (действенной  заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы  ребенок понял, что человек и  природа взаимосвязаны, поэтому  забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к  природе? Учитывая возрастные особенности  дошкольников, к которым относятся  впечатлительность и эмоциональная  отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти  «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать  чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе  они занимают позиции более сильной  стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о  ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и  возможностей противостоять действиям  антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить  о том, что зачастую небрежное, а  порой и жестокое отношение детей  к природе объясняется отсутствием  у них необходимых знаний. Вот  почему воспитание сопереживания и  сострадания происходит в неразрывном  единстве с формированием системы  доступных дошкольникам экологических  знаний, которая включает:

представления о  растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

понимание взаимосвязи  между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

осознание того, что  все живые существа на Земле связаны  друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое  равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую  нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних  знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения  к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать  условия для постоянного и  полноценного общения детей с  живой природой. А создание и поддержание  положительного эмоционального состояния  детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий  экологического воспитания, включающего  в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая  красоту жизни, осознавать, что красота  никак не определяется утилитарным  подходом (многие дети считают, то, что  вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Ознакомление детей  с природой в детском саду требует  постоянного непосредственного  общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском  саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.

Информация о работе Экология омской области