Экология омской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:34, доклад

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Содержание

Введение
.Экологизация воспитательно-образовательной деятельности
1.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников
1.2 Ознакомление детей с экологическим состоянием Омской области
1.3 Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников
1.4 Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

экология.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

Комнатные растения имеют  неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют  тонкие листья, их следует часто  поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него.

У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют  в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются  эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные  качества комнатных растений: красоту  формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании  растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается  восприятие комнатных растений, как  живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые  стебли и др.); обнаружить недостаточность  условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют  растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление  о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о  жизни этих животных, понимают, что  жизнь этих животных тесно связана  с человеком. Дети должны знать особенности  внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как  они едят, где живут, пользу или  вред приносят человеку; получить представление  о содержании и кормлении домашних животных.

Хорошо, если ребенка приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется – тогда  можно с ним поиграть. Наблюдение за спящими животными тоже интересные: кошка принимает самые необычные  позы, собакам часто снятся сны, и  они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.

Так как ребенок постоянно  находится в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он тем не менее включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.

Конечно, правильное обращение  ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой  природой играет важную роль в становлении  личности маленького человека.

Дети проявляют интерес  к жизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют  готовность ухаживать ха ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать), отражают эти впечатления в игре, изодеятельности.

Проанализировав опыт работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, мы считаем возможным  представить следующую методику экологического воспитания в ДОУ:

- Создание в детском  саду условий для экологического  воспитания: развивающей среды, фонда  методических, наглядно-иллюстративных  материалов.

- Организация «экологических  пространств» в помещении детского  сада: групповые уголки природы,  зимний сад, теплица, комната  (салон) природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями. Экологический принцип содержания животных, оборудование их помещений под естественные условия жизни. Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.

- Организация и оборудование  «экологических пространств» на  участке детского сада: площадки  природы, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря). Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе.

- Труд людей как средообразующий фактор в жизни растений и животных. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормов для животных.

- Наблюдение – ведущий  метод экологического воспитания.

- Сущность наблюдения  как чувственного метода познания  природы. Ведущая роль, экологический  характер содержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений  морфофункциональных особенностей  живых существ, их взаимосвязи  со средой обитания, многообразие  видов, процессов роста и развития  растений и животных.

Психолого-педагогическое обоснование  экологического содержательного подхода  к наблюдению.

- Наблюдения в повседневной  жизни – ведущая форма приобщения  детей к окружающей природе.  Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами  природы: определение содержания  отдельных наблюдений, построение  их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений  за обитателями уголка природы,  сезонными явлениями, ростом и  развитием растений и животных  зеленой зоны детского сада.

- Организация и проведение  опытнической работы с объектами  природы Родного края, модернизирующая  деятельность с ними. Наблюдение  за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их  взаимосвязей со средой обитания.

- Календари природы и  их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления  дошкольников с сезонными явлениями  природы; работа с календарем  в разных возрастных группах  детского сада. Фиксация роста  и развития растении в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.

- Экологическое воспитание  на занятиях, во время экскурсий,  праздников.

- Различные типы занятий  по ознакомлению детей с природой  Родного края: первично-ознакомительный,  углубленно познавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных  методов при обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений  о природе. Виды наглядности,  ее роль и место на природоведческих  занятиях. Детская природоведческая  литература, ее использование в  целях экологического воспитания.

- Детские праздники экологического  содержания, разработка сценариев,  проведение. Участие дошкольников  в природоохранительных мероприятиях.

- Прогулки, экскурсии, походы  с детьми на природу, их роль  в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.

Итак, ознакомление детей  с природой Родного края в детском  саду требует постоянного непосредственного  общения с ней.

1.3 Развивающая  природная среда как фактор  экологического воспитания дошкольников

 

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем, нахождение оптимальных способов включения  ребенка в культуру и в систему  социальных отношений является главной  задачей реформы образования. Образование  включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение. По мнению О.С.Газмана сущность педагогической деятельности в дошкольный период может быть обозначена термином «воспитание».

В ходе воспитания происходит обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм и отношений на основе наблюдения реальных межличностных социальных отношений, процессов, явлений как  естественных событий окружающей человека действительности, способных вызвать  эмоциональные переживания.

Чувственное восприятие окружающего  мира лежит в основе развития у  детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и  условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ  экологической культуры личности. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической  культуры – формирование практического  и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который  обеспечит его выживание и  развитие. Эта цель согласуется с  Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры – базисные качества человечества начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической  культуры – это становление осознанно-правильного  отношения непосредственно к  самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим  на основе ее богатств материальные или  духовные ценности. Это также отношение  к себе, как части природы, понимание  ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с  природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под  руководством взрослых с предметно-природным  миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

1. Развитие у детей  субъектного опыта эмоционально-чувственного  обобщения с природой и социокультурным  окружением, представлений и элементарных  понятий об окружающем мире, взаимосвязях  и взаимоотношениях в нем, как  основы развития экологического  сознания и экологической культуры  личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного  отношения к природному и социокультурному  окружению.

3. Осознание собственного  «А» как части природы, развития  «А-концепции» у каждого ребенка.

4. Развитие опыта практической  и творческой деятельности по  реализации и закреплению знаний  и эмоционально-чувственных впечатлений,  полученных при взаимодействии  с природным и социокультурным  окружением, а также по воспроизводству  и сохранению природной среды.

Для реализации данных задач  необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе.

Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.

Принцип интеграции заключается  в синтезе содержания дошкольного  компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а  также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

Принцип регионализации, в  связи с возрастными особенностями  детей и необходимостью использования  ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной  основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные  особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений Забайкалья и социоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания. На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных Забайкальского края и средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи наглядных пособий.

При планировании работы с  детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается  в соответствии с региональными  особенностями сезонных явлений  в Забайкалье и срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного  обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими  формами организации жизнедеятельности  детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет  систематизировать педагогический процесс.

Информация о работе Экология омской области