Экологическое страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылки создания системы экологического страхования.
Федеральное и региональное законодательство в области экологического страхования.
Зарубежный опыт в страховании ответственности за ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды.
Теоретические и прикладные аспекты экологического страхования.
Функционирование системы экологического страхования на региональном уровне.
Права и обязанности сторон в экологическом страховании.
Расчет тарифных ставок по страхованию риска загрязнения окружающей среды

Вложенные файлы: 1 файл

Ecological insurance.docx

— 274.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Управление эколого-экономическими рисками и промышленная безопасность»

на тему: «Экологическое страхование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2011

 

Оглавление

Глава1. Предпосылки создания системы экологического страхования. 4

Тема 1. Федеральное и региональное законодательство в области экологического страхования. 4

1.1.1.     Правовое обеспечение экологической безопасности. 4

1.1.2. Российское законодательство в области экологического страхования опасных производств. 4

Тема 2. Зарубежный опыт в страховании ответственности за ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды. 6

Глава 2. Теоретические и прикладные аспекты экологического страхования 9

Тема 1. Страхование риска загрязнения окружающей среды и его методологические особенности 9

2.1.1. Сущность и понятийно-терминологический аппарат экологического страхования. 9

2.1.2. Функции экологического страхования. 10

2.1.3.    Особенности страхования риска загрязнения окружающей среды. 11

Тема 3.   Функционирование системы экологического страхования на региональном уровне 16

2.3.1    Современное состояние экологического страхования и его нормативно-правовое обеспечение. 16

2.3.2.    Структурная схема функционирования системы добровольного экологического страхования в регионе 19

Тема 4.   Права и обязанности сторон в экологическом страховании. 24

2.4.1.    Права и обязанности страховщиков. 24

2.4.2.    Права и обязанности страхователей. 25

Глава 3.   Расчет тарифных ставок по страхованию риска загрязнения окружающей среды 26

Тема 1.    Сущность и задачи актуарных расчетов. 26

Тема 2.    Методика расчета тарифных ставок по экологическому страхованию. 28

Тема 3.    Количественные методы оценки функционирования систем экологического страхования 31

3.3.1.     Система показателей, количественно характеризующих различные аспекты 31

страхования риска загрязнения окружающей среды 31

Заключение 37

Список литературы: 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время экологическая  обстановка продолжает ухудшаться в  значительной степени из-за интенсивного загрязнения окружающей среды промышленными  предприятиями. При этом сложность  решения экологических проблем  из года в год усугубляется и с  течением времени становится все  более трудно преодолимой. Важнейшим общепризнанным международным принципом экологической безопасности является обязанность компенсации нанесенного населению и окружающей среде ущерба причинителем. В настоящее время ведется работа в законодательной сфере, направленная на усиление экономико-правовой ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды. В Законе РФ "Об охране окружающей среды" и Гражданском кодексе Российской Федерации отмечено, что "предприятия, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан загрязнением окружающей природной среды, обязаны возместить его в полном объеме". При этом компенсация убытков от загрязнения должна проводиться за счет собственных средств предприятий, а в исключительных случаях - за счет госбюджета. В соответствии с законодательством промышленные предприятия обязаны не только компенсировать убытки, но и предотвратить возникновение новых. Предотвращение убытков означает выполнение превентивных мероприятий, исключающих или уменьшающих риск возникновения техногенных аварий. Однако в современных условиях при отсутствии необходимых средств у предприятий - загрязнителей и дефиците бюджетных ресурсов всех уровней проблема предотвращения и компенсации убытков от аварийного загрязнения окружающей среды не решается. Более 80% убытков, причиненных в результате техногенных аварий, вообще не компенсируется. Не хватает средств и для финансирования превентивных природоохранных мероприятий. Для решения указанных проблем целесообразно использовать такие инструменты, как экологическое страхование, которое позволяет компенсировать убытки от аварийного загрязнения окружающей среды и привлекать дополнительные средства для финансирования экологических программ.

 

 

 

Глава1. Предпосылки создания системы экологического страхования.

Тема 1. Федеральное и региональное законодательство в области экологического страхования.

1.1.1.     Правовое обеспечение экологической безопасности.

Широкий круг вопросов обеспечения  экологической безопасности с начала девяностых годов нашел отражение  российском законодательстве в области  санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей природной  среды. Интенсивно развивающееся законодательство в период с 1993 по 1996 г., привело к  появлению новых законов, регулирующих отношения по безопасности на предприятиях. Регулирование отношений по экологическому страхованию представлено Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Первый из них рассматривает  экологическое страхование как  один из методов экономического регулирования  в области охраны окружающей среды (глава IV, ст. 18): "Экологическое страхование  осуществляется в целях защиты имущественных  интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В Российской Федерации может  осуществляться обязательное государственное  экологическое страхование". Причем следует отметить, что государственное  страхование осуществляется страховыми организациями любой формы собственности, но за счет средств, предоставленных  из соответствующего бюджета (статья 927 ГК Российская Федерация).

Закон РФ "Об организации  страхового дела в РФ" в большей  части оказался поглощенным Гражданским  кодексом и реально регулирует лишь организационные аспекты страхования.

1.1.2. Российское законодательство в области экологического страхования опасных производств.

Правовой основой обеспечения  в Российской федерации промышленной безопасности является Федеральный  Закон РФ № 116-ФЗ от 21.07.97 г "О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Статьей 15 "Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта" впервые в страховую практику России

введен специальный вид  страхования - обязательное страхование  гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, на случай причинения вреда  жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде  в результате аварии на опасном производственном объекте.

В соответствии с законом  Российской Федерации "О страховании" (статья 3) обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Статьей 939 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется, что объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они быть застрахованы, и минимальные размеры страховых  сумм устанавливаются законом.

Условия обязательного страхования  гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в соответствии с действующим  законодательством определяется по согласованию двумя федеральными органами исполнительной власти - Министерством  финансов Российской Федерации (Департамент  страхового надзора) и Федеральным  горным и промышленным надзором России.

В настоящее время правовое регулирование экологического страхования  осуществляется рядом нормативных  актов, в первую очередь, Гражданским  кодексом РФ, глава 48 которого специально посвящена страхованию как отдельному виду обязательств. Для экологического страхования главным образом  имеют значение положения ГК, содержащиеся в статьях 927, 929, 931, 935, 936, 947, 963, 966, которые  прямо закрепляют отдельные аспекты, относящиеся к страхованию ответственности, а именно:

а) обязательное страхование гражданской ответственности  за причинение экологического вреда  осуществляется в силу прямого указания закона (ч. 2 ст. 927);

б) данный вид страхования может осуществляться страхователями (хозяйствующими субъектами) как за свой счет, так и за счет заинтересованных лиц (ч. 2 ст. 927). Однако обязательное страхование ответственности за счет бюджета не предусмотрено (ч. 3 ст. 927);

в) договор страхования риска ответственности за причинение вреда (и в том числе 
экологического) считается заключенным в пользу лиц (выгодоприобретателей), которым может 
быть причинен вред. Эти лица вправе предъявить требование о возмещении вреда 
непосредственно страховщику (ч.ч. 3, 4 ст. 931);

г) иск по требованиям, вытекающим из договора данного вида, может быть предъявлен в течение двух лет (ст. 966).

Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" рассматривает  страхование риска гражданской  ответственности в качестве одного из вариантов обеспечения ответственности  за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения. Закон устанавливает обязательность страхования риска гражданской  ответственности на время строительства  и эксплуатации объекта. Условия  и порядок такого страхования  регулируются путем отсылки к  специальному федеральному закону (ст. 15).

Федеральный закон "О соглашениях  о разделе продукции" рассматривает  страхование ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние  на окружающую природную среду, в  качестве обязательства инвестора (п. 2 ст. 7).

Федеральный закон "Об использовании  атомной энергии" называет страховой  договор в числе видов финансового  обеспечения эксплуатирующей организации  на случай возмещения убытков, причиненных  радиационным воздействием, и соответственно - необходимым условием для получения  разрешения на эксплуатацию ядерного объекта (ст. 5б).

Введение обязательного  страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта  осуществляется после согласования и утверждения нормативных и  методических документов совместными  приказами Минфина России и Госгортехнадзора России.

Тема 2. Зарубежный опыт в страховании ответственности за ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды.

В развитых странах применяется добровольное страхование ответственности по возмещению ущерба от аварийного загрязнения  окружающей среды в рамках общего страхования   гражданской   ответственности   предприятий.    Обязательное экологическое страхование существует в Бельгии, принято, но не введено в практику в Португалии. Наиболее последовательно политика страхования ответственности за ущерб, нанесенный загрязнением окружающей среды, проводится в Германии, где она осуществляется в рамках действующего природоохранного законодательства.

Специальные законы об экологическом страховании  в Германии отсутствуют. При этом величина ущерба устанавливается судом  на основе искового заявления в суд. Суд вправе принять или пересмотреть величину компенсационных выплат. Ежегодно суды рассматривают около 25 тысяч  исков. Жесткость судебных решений  является главным побудительным  фактором в добровольном страховании  ответственности.

Добровольное страхование ответственности  за возмещение ущерба от аварийного загрязнения  окружающей среды в Германии применяется  как составная часть общего страхования  гражданской ответственности предприятий. Особенностью является наложение судом  в соответствии с законодательством  на собственников и управляющих  финансовой ответственности

С 1.01.1991 г. в Германии принят Закон об уголовной  ответственности за нанесение вреда  окружающей среде. Уголовная ответственность  наступает независимо от масштабов  ущерба. Для определенных, особо  опасных промышленных сооружений и  объектов этот закон предусматривает  обязательное заключение гарантийного страхования. При этом собственники и управляющие предприятий, использующие водные, земельные ресурсы и ресурсы  недр, должны исправно обеспечивать уплату платежей по договорам страхования  на случай внезапного или аварийного загрязнения в размере не меньше 1,4 млн. DM за событие с ежегодной страховой суммой до 6,0 млн. DM. Страхователи активно стремятся перейти к страхованию ответственности в соответствии с новым законодательством.

Основу  уголовной ответственности составляет оформленное законодательством  обязательство уголовной ответственности  частно-правового характера лица, оформившего базовое страхование, включающее ответственность за воздействие на окружающую среду. Особенностью применяемой в Германии ответственности за состояние окружающей среды является ответственность за землю, воздух и воду. Убытки рассматриваются как нанесение материального ущерба. При этом исходят из нарушения прав владения и пользования, права законного и осуществляемого промышленного производства, водно-технического права пользования. Страхованию подлежит личная ответственность лица, уполномоченного собственником осуществить   страхование,   либо   ответственность управляющего   предприятием   или его отдельным производством. С единых позиций рассматривается воздействие на объект страхования температуры, газов, паров, влажности, осадков в виде дыма, пыли и т.д.

Аналогично  страхуется ответственность всех прочих представителей предприятия, которые  могут стать причиной нарушения  правил техники безопасности.

Объектами страхования являются

  • установки, представляющие опасность состоянию вод при переработке, хранении, перескладировании, транспортировке или отправке;
  • установки, подлежащие получению разрешений на их эксплуатацию;
  • установки по очистке сточных вод, приводящих к изменению физических, химических и биологических свойств воды.

Страхованию подлежит планирование изготовления, изготовление монтаж, демонтаж, ремонт и обслуживание установок, если оформитель страховки не является сам владельцем установки.

Предметом ответственности за загрязнение  окружающей среды при страховании  является обязанность страхователя нести уголовную ответственность  за ущерб, причиняемый юридическим  и физическим лицам в результате воздействия вредных веществ  на землю, воздух и воду.

В качестве страхового случая рассматривается первое установленное  нанесение ущерба личности, материальный ущерб, связанный с повреждением или уничтожением предметов, зарегистрированный совместно с третьим лицом  или страхователем имущественный  ущерб, причиненный лицу в результате происшедшего с ним несчастного  случая.

Таким образом, система экологического страхования  в Германии включена в общую систему  страхования ответственности. Ее эффективность  опирается на судебную практику и  на заложенные природоохранном законодательстве принципы презумпции ответственности  природопользователя за загрязнение окружающей среды.

Информация о работе Экологическое страхование