Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:16, дипломная работа

Краткое описание

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Современное дошкольное экологическое образование
Экологическое образование и устойчивое развитие………………12
Дошкольная ступень в системе непрерывного
экологического образования………………………………………………..20
Возрастные особенности дошкольников и
экологическое образование………………………………………………... 25
1.4 Программы экологического воспитания дошкольников.......................32

Глава II. Дидактические игры в педагогическом процессе
дошкольного образовательного учреждения
2.1 Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного
возраста.............................................................................................................52
2.2 Основные средства организации воспитательного процесса в игре...57
2.3 Основные функции дидактической игры...............................................69
2.4 Особенности формирования игровых умений у детей
разного возраста..............................................................................................78

Заключение ……………………………………………………………….84
Библиография……………………………………………………………...88

Вложенные файлы: 1 файл

диплом экология.doc

— 429.00 Кб (Скачать файл)

Чтобы эффективно решать задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей, чтобы успешно проводить работу по формированию и укреплению детского коллектива, педагог обязательно должен использовать все воспитательные возможности, заложенные в игре: ее содержание, игровые роли, правила, преодоление определенных трудностей при формировании игрового коллектива, связь с трудом, участие в игре самого воспитателя.

Содержание игры, обусловленное в значительной мере постановкой обучения в детском саду. «Игра детей — зеркало общества»,— тонко подметил чешский писатель-патриот Юлиус Фучик. Отражение жизни общества в игре обнаруживается во всем: в сюжете и правилах, в обращении с предметами и во взаимоотношениях детей друг с другом, в их действиях, поступках, разговорах и репликах. Поэтому, пишет Р. И. Жуковская, «одним из решающих условий воспитания детей через игру является планомерное развитие ее идейного содержания, которое удовлетворяло  бы духовные  потребности  ребенка   (в  общении, познании и др.)». Развитие содержания и воспитание нравственных чувств в игре происходит в тесном единстве с процессом обучения. Это должен быть, подчеркивает Р. И. Жуковская, единый педагогический процесс, в котором путем преднамеренного культивирования «характерных игр, заключающих в себе естественные ситуации для упражнения в полезных и добрых делах и чувствах», воспитывается личность ребенка [68].

Игры детей, по большей части отражающие полную яркими событиями жизнь людей современного общества, их деятельность, их отношения друг с другом, отличаются богатством и разнообразием тематики. Они помогают детям усваивать нормы общественного поведения, учиться внимательно, доброжелательно, заботливо относиться друг к другу, хорошо и дружно трудиться, быть вежливыми. «Продавцы» вежливы с «покупателями», «библиотекарь» внимателен и добр к «читателям», «шофер» вежлив с «пассажирами», «садовники» добросовестно и хорошо трудятся, чтобы сделать хороший парк, «воспитатели детских садов» заботятся о «детях», чтобы им жилось хорошо и радостно, «пограничники» зорко охраняют границы нашей страны, чтобы не проник «враг» и т. д.

В зависимости от содержания игры ребенок испытывает разнообразные чувства, но преобладающими являются радость, удовольствие. Возникающее чувство радости и создает тот эмоциональный подъем душевных сил ребенка, который наиболее благоприятен для приобретения им навыков взаимоотношений в коллективе.

Выполняемая ребенком роль в игре. Большое влияние на поведение дошкольника оказывает игровой образ. Создавая тот или иной образ в игре, ребенок искренне верит тому, что изображает. Он ярко показывает свое отношение к изображаемому, свои мысли, чувства стремится передать так, чтобы окружающие поверили ему. Не случайно К. С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, как надо перевоплощаться. Роль, выполняемая ребенком в игре, будь то капитан, летчик, полярник или строитель, оказывается в руках педагога очень сильным средством изменения в лучшую сторону поведения детей, воспитания в них чувства коллективизма.

Разыгрывая роль, ребенок подражает не только действиям того или иного человека, но и его отношению к людям, к обязанностям, его чувствам, переживаниям. Чем сильнее он увлечен ролью, тем лучше может управлять своими поступками: моряки слушаются своего капитана, обучают новичков оказывают друг другу помощь, на капитанский мостик можно входить только с разрешения капитана. Восхищаясь смелостью, мужеством летчиков, моряков, ребенок стремится сам быть смелым, организованным. В роли сказочного котика (драматизация сказки «Кот, петух и лиса») — чуткого, заботливого, доброго товарища — ребенок, который был резок с детьми, становится мягче, ласковее [ 76].

Выполнение роли воспитывает у ребенка чувство ответственности перед коллективом. Взяв на себя роль в коллективной игре, он обязан разыгрывать ее добросовестно, довести до конца, подчиняясь определенным правилам. Ведь если он бросит порученную ему роль или будет выполнять ее плохо, то игра распадется, играть станет неинтересно. В следующий раз такого ребенка товарищи могут не принять в игру. А ведь коллективная игра дает столько радости, удовольствия.

Правила поведения в игре , игровые и реальные взаимоотношения и их единство. Каждая игра ведется по определенным правилам. Эти правила диктуются содержанием игры, они всегда связаны с воспроизведением действительных отношений людей (продавца и покупателей, начальника строительства и рабочих, мамы и дочки и т.д.). Беря на себя роль, ребенок значительно легче и успешнее подчиняется правилам, диктуемым этой ролью, чем тем же правилам вне игры. Это происходит потому, что большинство правил в игре устанавливается самими детьми и выполнение их в доступной созданной ими игровой обстановке доставляет ребятам удовольствие. Они берут на себя роли взрослых избирательно, испытывая определенные симпатии к тому или иному образу. Играя, ребенок отождествляет себя с взрослым человеком, он действует, как врач, космонавт, строитель, капитан, при этом неукоснительно соблюдая все требования, связанные с ролью. Эти требования отвечают его интересам, вкусам, желаниям, становятся его собственными и сопровождаются неподдельными чувствами: радости, восхищения или, наоборот, искреннего горя, печали.

Подчинение игровым правилам обеспечивается не только внутренними побуждениями ребенка, связанными с выполняемой ролью, но и контролем со стороны коллектива играющих: ведь каждый участник коллективной игры должен вести себя в соответствии с поведением того, кого он изображает, человека той или иной профессии, только тогда реализуются знания ребят и игра наполняется интересным содержанием [135]. Если ребенок, взяв на себя роль, достоверно отображает внутренний мир своего персонажа, переживаемые им чувства, его отношения с другими людьми, то игровые взаимоотношения, диктуемые содержанием и ролью, могут иметь более совершенную форму. Поэтому необходимо, чтобы дети, выбирая для себя роль, хорошо знали, что делает тот или иной человек, как он работает, какие нравственные качества   характерны   для   трудового   человека   нашей   страны,

Помимо игровых отношений, в игре развиваются и реальные взаимоотношения. Дети временно могут выйти из роли, делая своим партнерам по игре замечания, споря с ними по поводу выполнения роли, построения сюжета, подбора игрового материала и т. д. По ходу действия ребята оценивают выполнение роли своими товарищами. Эти реальные взаимоотношения могут быть дружескими, но могут создаваться и конфликтные ситуации в том случае, когда у детей не развиты навыки самоорганизации, не воспитаны определенные нравственные чувства.

При формировании детского коллектива необходимо помнить об этом двойственном характере взаимоотношений и, учитывая воспитательное воздействие игровых взаимоотношений, одновременно формировать и развивать реальные дружеские взаимоотношения детей. Коллектив играющих имеет свои формы соподчинения и согласования действий, основывающихся на единстве игровых и реальных взаимоотношений, это позволяет воспитателю оказывать влияние на поведение детей.

Преодоление трудностей в формировании игрового коллектива и конфликтов между играющими. При проведении совместных игр детей воспитатель сталкивается; с немалыми трудностями. Это вполне естественное и закономерное: явление, которое объясняется тем, что в процессе игры объединяются дети с различными характерами, вкусами и привычками. Один ребенок инертен и пассивен, другой — общителен  и энергичен: этот может уступить игрушку, тот никак не хочет этого сделать, одни пытаются захватить себе больше материалов, игрушек, разрушают постройки товарищей, другие противостоят этим стремлениям, одна и та же роль в игре понравилась сразу нескольким ребятам и т. д. Происходит столкновение характеров, возникают конфликты и противоречия между играющими [129].

В процессе развития игры и формирования детского коллектива в ней такие трудности преодолеваются, у детей воспитываются положительные черты характера и изживаются отрицательные. Понятно, что это не может происходить легко и просто. Ребенка, привыкшего командовать, организовывать, быть только на главных, ведущих ролях, надо научить подчиняться. Для этого он должен чаще выступать в ролях второстепенных.

Чтобы у детей возникло желание выполнять любые роли, необходимо раскрыть перед ними их сюжетную линию, рассказать, что делают, как ведут себя люди определенной профессии (например, матрос, повар, рабочий на строительстве и т.д.), показать общественную значимость их труда, вызвав тем самым не просто интерес к этим ролям, но и чувство симпатии, теплоты к людям разных профессий, желание искать и находить новые, подчас, может быть, и неожиданные средства для более эмоциональной передачи того или иного образа.

В то же время нельзя сразу поручать ведущую роль инертному ребенку, он может с ней не справиться. Для него надо выбрать роль, соответствующую его возможностям, которая помогла бы ему поверить в свои силы. Постепенно этого ребенка следует выдвигать на более ответственные роли. Например: «Какая у нас в ателье хорошая портниха Катя. Не только сама умеет хорошо шить, но и других учит, как надо шить. Она у нас будет заведующей ателье». Или: «Наша библиотекарь Галя уходит в отпуск. На ее место мы назначим Наташу — лучшего читателя. Наташа знает много книг и будет хорошим библиотекарем». При организации коллективных игр необходимо бережно относиться к индивидуальности каждого ребенка.

В коллективной игре сталкиваются не только характеры, но и замыслы. Согласование замыслов, действий тоже одна из трудностей совместных игр детей. Одному кажется, что его выдумка интересней, другому — что его мысль занимательней. Это может подчас привести к ссоре и конфликту между участниками [52].

Разрешение таких споров нужно использовать для воспитания нравственных чувств детей и организации детского коллектива. Споры, возникающие между детьми, могут, во-первых, приучать ребенка считаться с мнением товарищей, уважать замысел каждого участника игры; во-вторых, воспитывать привычку добровольно подчиняться коллективу, отказавшись от своего замысла, если кто-то другой придумал интереснее; в-третьих, формировать критическое отношение к различным предложениям и умение выбирать наиболее интересные из них. Преодоление конфликтов дает возможность воспитывать в детях тактичность, чуткость, справедливость, сознание необходимости поступиться своим желанием ради совместной деятельности. Чтобы игра получилась увлекательной и дружной, ребенок должен, может быть вопреки своему желанию, согласовать свои действия с действиями товарищей, подчиняться правилам игры, выработанным самими играющими.

Возникающие в играх конфликты и ссоры — результат недостаточного еще развития у детей способности к коллективному творчеству. Играя в коллективе, дошкольники не имеют пока устойчивых навыков и привычек коллективной деятельности. Только в процессе дальнейшего воспитания и обучения ребенок овладевает такими навыками и становится человеком, способным к коллективному творчеству [77].

Связь игры с трудом и влияние ее на взаимоотношения детей. Е. А. Аркин весьма точно охарактеризовал эти два вида деятельности: «Работа и игра в системе дошкольного воспитания не должны противопоставляться друг другу. Они представляют собой два потока, то сливающихся, то текущих рядом, то отрывающихся друг от друга, но всегда питающихся из одного источника — неиссякаемой активности ребенка, из которой бьют ключи его творчества, фантазии, жадной пытливости, жизнерадостности, непосредственности». Из этого следует, что игра помогает формированию у детей привычки трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Ребятам доставляет удовольствие самим искать способы решения конструктивных задач. Проявляя удивительную изобретательность, они придумывают как сделать подъемный кран, большой грузовик для перевозки строительного материала, как лучше из снега построить дома для полярников, городок для космонавтов.

Создавая своими руками какие-либо необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Ведь в игре, связанной с трудом, ребенок похож на неутомимого исследователя: он все время сравнивает, сопоставляет, выбирает то, что соответствует желаниям коллектива играющих. Например, при конструировании подъемного крана дети вспоминают реальный подъемный кран, который они видели на строительстве, находят сходство и различие между ним и игрушкой, изображенной на схеме, подбирают нужный материал, чтобы сделать для своей игры новую игрушку — подъемный кран больших мощностей [69, 107]. Играя в строительство метрополитена, ребята продумывают, как лучше проложить железную дорогу, как сделать рельсы, шпалы и т.д., подбирают спичечные коробки больших размеров, чтобы составить поезд.

Изготовляя игрушки для коллективной игры, дети вместе обсуждают, что и как они сделают, соединяются для совместного выполнения задуманного. Ребята сталкиваются с необходимостью посоветоваться с товарищем, оказать помощь друг другу. Удачно сделанная игрушка способствует развитию содержания игры, обогащает ее, делает более длительной, а интересы детей более устойчивыми. Игра становится источником возникновения новых действий, желаний, умений, чувствований детей. Перед играющими возникает перспектива новой увлекательной деятельности — изготовления игрушек-самоделок [ 22, 109].

Своеобразной формой труда является конструирование из строительного материала в процессе игры. В своих играх дети редко обходятся без построек. Иногда необходимость строительства подсказывает уже сама тема. Например, прилетели в Африку — нужно строить фургоны, чтобы ехать в глубь континента за редкими животными (игра «Пополним зоопарк новыми животными»);   тематическая   стройка,   например  строительство  китобойной флотилии «Слава», может стать толчком к дальнейшему развертыванию игры — дети отправляются бить китов; строительство может быть и основной увлекательной целью игры, например строительство города в тайге, когда все внимание детей и их интерес сосредоточиваются на конструктивном процессе.

Таким образом, стройка — органическая часть творческой игры, одно из средств осуществления игрового замысла. Коллективные стройки, в которых каждый выполняет часть общего дела, необычайно организуют детей, развивают коллективное творчество, изобретательность, находчивость, умение договориться, как распределить работу, как организовать совместную деятельность, воспитывают взаимопомощь.

Роль воспитателя в творческой игре. Успех воспитания ребенка в игре достигается прежде всего кропотливой, повседневной работой педагога и во многом зависит от его личных качеств [96].

Информация о работе Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр