Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:16, дипломная работа

Краткое описание

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Современное дошкольное экологическое образование
Экологическое образование и устойчивое развитие………………12
Дошкольная ступень в системе непрерывного
экологического образования………………………………………………..20
Возрастные особенности дошкольников и
экологическое образование………………………………………………... 25
1.4 Программы экологического воспитания дошкольников.......................32

Глава II. Дидактические игры в педагогическом процессе
дошкольного образовательного учреждения
2.1 Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного
возраста.............................................................................................................52
2.2 Основные средства организации воспитательного процесса в игре...57
2.3 Основные функции дидактической игры...............................................69
2.4 Особенности формирования игровых умений у детей
разного возраста..............................................................................................78

Заключение ……………………………………………………………….84
Библиография……………………………………………………………...88

Вложенные файлы: 1 файл

диплом экология.doc

— 429.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. На каждом возрастном этапе развития личности экологическая культура имеет свои специфические характеристики. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей, что отражено в программах по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

 

Глава II.  Дидактические игры в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

2.1 Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста

Игра — основной вид  деятельности детей дошкольного возраста. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети — творцы настоящего и будущего. В этом— обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок— «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре делает «открытия» того, что давно известно взрослому.


Дети не ставят в игре каких-то иных целей, их цель — играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей.

Выдающийся советский педагог Н. К. Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,    находчивость,    инициатива.

В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.». Н. К. Крупская указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, связи игр с жизнью. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра - для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего» [98].

Развивая мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитания, А. С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что «воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина».

Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный    педагогический    процесс.

Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей; педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания [84].

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут усвоить причины, связи. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять   усилие   и   находить,   обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию.

На основе сопоставления некоторых видов игр необходимо дать их краткую сравнительную характеристику, так как без более или менее четкого выделения общего и различного иногда очень произвольно один вид игр отождествляется с другим; общие признаки, различия стираются, не выделяются особенности, присущие тому или иному виду. Игра часто подменяется упражнениями, занятиями, в основе которых лежат задания и их выполнение. Недостаточная четкость в характеристике игр вызывает затруднения у воспитателей в руководстве ими, снижает эффективность их использования как средства воспитания, обучения и развития.

Чаще других отождествляют сюжетно-ролевые и дидактические игры. В сюжетно-ролевые игры, в руководство ими иногда привносится излишний дидактизм, стремление учить детей путем прямого руководства. И внимание детей направляется лишь на то, что они должны усвоить; происходит «выравнивание» игровых действий, усиливаются требования к выполнению в игре предписываемых занятиями правил, анализируется итог игры: что выполнено, что не выполнено, что дети усвоили, чему научились.

В дидактическую игру в свою очередь иногда привносится излишняя сюжетность, развлекательность, «сюрпризное украшательство», тогда как основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Еще К. Д. Ушинский указывал на то, что обучение несовместимо с развлечением, обучение требует усилия мысли, умственного труда. Интерес детей к учению, умственной деятельности, активность в усвоении знаний уже на первых ступенях познания — союзники педагога в воспитании и обучении детей.

Особенности сюжетно-ролевой игры прежде всего в том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер: дети сами, по своей инициативе создают игру и живут в ней. Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело — фантазия ребенка дополнит действительность. Тут важен сам процесс построения плана».

Творческий характер игровой деятельности детей в сюжетной игре проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, создает свою игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры.

Дети сами устанавливают правила перед игрой или в процессе ее. Правила эти обусловлены содержанием сюжета, его развитием, придают устойчивость сюжету, предупреждают его нарушение или нарушение поведения самих играющих [62].

Руководство сюжетно-ролевой игрой обусловлено общими или конкретными задачами, осуществляемыми педагогом, и жизнью детей в игре. Но сюжетно-ролевая игра не допускает прямого руководства. Указания педагога во что и как играть разрушают самое ценное в ней — самодеятельный творческий характер игровой деятельности. Задачи воспитания педагог успешно осуществляет в процессе опосредованного руководства: расширяя впечатления детей, привлекая их внимание к содержанию деятельности человека, приемам его работы, отношению к своему труду и окружающим, к взаимоотношениям между работающим; воспитатель наполняет содержанием роль детей в игре, обогащает- игровым действиям. Тем самым он создает сознательную, полезную игру до самой игры, не допуская прямого вмешательства в ее ход.

Более открыто руководство игрой проявляется в вопросах воспитателя, развивающих игр, помогающих обогатить содержание игрового действия и роли, утвердить пpaвила. При недопустимости прямого руководства еще более недопустимо равнодушное, безразличное отношение воспитателя к игре детей. Bocпитатель всегда и всюду, где дети  играют, проявляет пристальное внимание, интерес, доброжелательное отношение, готовность оказать детям помощь при затруднении, защитить в игре положение застенчивого, робкого ребенка  и  ослабить  роль ребенка вожака, подчиняющего детей своей воле, своему желанию. В некоторых случаях воспитатель находит возможность и необходимость принять непосредственное участие в игре. Выполняя определенную роль, он осторожно направляет развитие игры, отношения  детей.

Сюжетно-ролевые игры обычно начинаются там, где сосредоточена жизнь детей, где есть предметы (игрушки), используемые в игре. Чаще всего игры проводятся в группе, на игровой площадке. Иногда они возникают  и там,  где  что-то  вызывает воспоминания, побуждает к непосредственным действиям.

Вот на полянке дети увидели срубленные деревья и оставшиеся пеньки. И у них возникла игра в путешествие: одни сели на бревно и  куда-то «поплыли»; другие взобрались на пеньки и имитировали взлет самолетов. Вскоре те и другие превратились в «физкультурников-прыгунов», как назвали игру сами дети.  Они  начали  соревноваться: кто дальше прыгнет, а потом — кто больше соберет еловых шишек для стрельбы в цель.

Так иногда развивается и изменяется сюжетно-ролевая игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные средства организации воспитательного процесса в игре

Теория и практика игры включает в себя комплекс различных проблем и вопросов. Происхождение и сущность игры, ее структура и содержание, виды игр и их значение, методика руководства и многое другое служат предметом глубокого изучения  психологов и педагогов.

Игра — естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребенку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и перестраивают ее, «космонавты» совершают дальние рейсы на Марс и другие планеты, строят там города; «конструкторы» создают удивительные машины. Как писал Л. С. Выготский, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка», т.е. рассматривая игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения, Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое    построение,    образ,    принадлежащий   ему    самому.

Ребенок в игре и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор — рисует картины и ковры, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый бросовый материал, он и техник-изобретатель — создает в игре новые конструкции машин, мостов, домов, новые модели платьев, изготовляет мебель.

Безусловно, детское творчество в игре еще несовершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Однако проявление творчества в игре позволяет ребенку глубже понять окружающий мир, дает ему некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей деятельности. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя ее сказочностью и волшебством [51].

Отечественная педагогика исходит из того, что в процессе воспитания в комплексе решаются задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического развития детей. В детском саду такое единство различных сторон воспитания успешно может быть обеспечено при организации игровой деятельности детей. Игра затрагивает все стороны личности ребенка: она требует активной работы мысли и трудовых умений, богата эмоциями и искренними чувствами. Поскольку в игре находит отражение окружающая жизнь и в то же время игра является наиболее доступным и интересным для ребенка видом деятельности, она тем самым оказывается эффективным средством гармонического развития личности ребенка дошкольного возраста, а также формой организации содержательной жизни в детском саду.

Воспитание — процесс сложный. Чтобы овладеть искусством воспитания и с научных позиций управлять им, педагог должен хорошо представлять себе весь процесс воспитания, знать все его стороны.

Организует и направляет всю воспитательно-образовательную работу, в том числе и игры - воспитатель. От личности воспитателя, от его знаний, умений, методического мастерства и способности творчески организовать воспитательный процесс в игре зависит все дело улучшения руководства игровой деятельностью детей и использование ее в целях воспитания.

Важнейшее условие игры как увлекательной деятельности — наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (их назначении, свойствах, качествах), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить замысел игры, дети должны иметь достоверные сведения о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношении к различным предметам и явлениям, о труде окружающих людей и их взаимоотношениях. Но детям нужно иметь не просто какой-то запас знаний, необходимо их осознанное усвоение и накопление практического опыта их использования. Это возможно в том случае, если процесс приобретения детьми знаний затрагивает их чувства, пробуждает интерес к окружающей жизни. И наиболее доступной для ребенка формой решения этой задачи оказывается игра, выполнение в ней той или иной роли. В процессе игры он уточняет, закрепляет знания о предметах и явлениях окружающей жизни, приобщается к миру взрослых и развивается как член общества.

Усвоение и расширение знаний о предметном мире и действиях людей тесным образом связано с игровыми действиями детей. Игровые действия по своему рисунку соответствуют реальным действиям людей той или иной профессии, но они своеобразны и своеобразие их заключается в том, что в игре они совершаются не с теми орудиями, инструментами, которыми действуют взрослые, а с их заменителями: это или готовые игрушки (самосвалы, подъемные краны, грузовики, наборы для игр в парикмахерскую,   больницу   и   т.д.;   игрушечные   животные,   различные куклы т.д.), или природный материал (шишки, мох, желуди, камушки, песок, глина), или же так называемый бросовый (различные коробки, яичная скорлупа, проволока, дощечки, фанера, кусочки тканей...). Естественно, что способы действий будут зависеть от различий в умениях и навыках детей. При этом надо, чтобы ребята не только умели использовать готовые игрушки, но и видоизменять их, используя проволоку, камушки, картон, фанеру и др., или делать самим необходимые игрушки для своей игры; помимо этого, они должны иметь навыки конструирования из строительного материала [115].

Информация о работе Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр