Экологическое аудирование в составе работ государственной экологической экспертизы и ОВОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 19:14, реферат

Краткое описание

Понятие экологической экспертизы. Закон Российской Федерации “Об
экологической экспертизе” определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как
“установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта
экологической экспертизы”. При этом в действующем российском
законодательстве существует определение понятия “государственная
экологическая экспертиза” (ГЭЭ), содержащееся в ст. 35 и 36 Закона “Об
охране окружающей природной среды”: "государственная экологическая
экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды,
которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной
деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию
хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное
воздействие на окружающую природную среду".

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат аудит.docx

— 108.96 Кб (Скачать файл)

заключение, в случае: необходимости доработки объекта (по  замечаниям  ГЭЭ),

изменения  условий  природопользования,  реализации  объекта  экспертизы   с

отступлениями от документов, получивших ранее положительное  заключение  ГЭЭ

или  внесения  изменений  в  эти   документы,   истечения   срока   действия

положительного заключения ГЭЭ, внесения в проектную  документацию  изменений

после получения положительного заключения государственной ЭЭ.

    Все вышеуказанные  типы  объектов  ГЭЭ  конкретизируются  и  дополняются

принимаемыми подзаконными актами в  данной  области.  Разработан  конкретный

Перечень видов (объектов) хозяйственной и иной деятельности, при  подготовке

обосновывающей документации  на  строительство  которых  ОВОС  проводится  в

обязательном порядке. Перечень закреплен в Положении “Об оценке  воздействия

на окружающую среду в РФ”. Он содержит 33 основных  типа  объектов  и  видов

деятельности,    характеризуемых    предельными     значениями     мощности,

производительности, тепловой нагрузки (например ТЭЦ),  объемом  отходов  или

хранящихся  веществ,  другими  количественными  характеристиками   объектов,

позволяющими судить об их экологической вредности или опасности.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ  ПРОВЕДЕНИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОВОС.

 

    Наличие законодательно  и  административно  закрепленных  экологических

требований  к  размещению,  проектированию,  строительству,   реконструкции,

вводу в эксплуатацию, собственно эксплуатации, а  также  перепрофилированию,

модернизации,  консервации  и  ликвидации  предприятий,  сооружений  и  иных

объектов хозяйственной и другой деятельности обусловливает необходимость  их

учета,  анализа  правильности  выполнения   при   проведении   экологической

экспертизы и ОВОС. Однако на практике далеко не по всем  видам  деятельности

эти требования реально учитываются в ходе ЭЭ  и  ОВОС,  что  свидетельствует

недостаточном    пока    развитии    этого     экологического     регулятора

природопользования. Кроме учета экологических нормативов при  проведении  ЭЭ

и ОВОС, а также экологическом обосновании хозяйственной и иной  деятельности

приходится также учитывать  другие  соответствующие  требования,  в  т.ч.  к

самой  нормативной  документации,   к   прединвестиционным   материалам,   к

проектной и градостроительной документации, а также к  материалам  лицензий,

экологическому обоснованию техники, технологии и материалов.

    Общие  экологические   требования   при   размещении,   проектировании,

строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий,  сооружений

и иных объектов, оказывающих прямое или  косвенное  неблагоприятное  влияние

на состояние ОС закреплены, в основном, в разделе VI, а также косвенно  -  в

разделах  IV,  VII  закона  РФ  "Об  охране  окружающей  природной   среды".

Требования двух  последних  разделов  должны  учитываться  одновременно  при

экологическом контроле действующих объектов и при  экологической  экспертизе

проектов  по  аналогичным  хозяйственным  объектам,  а  также  в  случае  их

размещения на территории.

    При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,  вводе  в

эксплуатацию  предприятий,  сооружений  и  иных  объектов  (раздел   VI)   в

промышленности, сельском хозяйстве, на  транспорте,  в  энергетике,  водном,

коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий  электропередачи,  связи,

трубопроводов, каналов, иных объектов,  оказывающих  прямое  либо  косвенное

влияние  на  состояние  ОС,  должны  выполняться  требования   экологической

безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться  мероприятия  по

охране природы,  рациональному  использованию  и  воспроизводству  природных

ресурсов,  оздоровлению  окружающей  природной  среды.  Нарушение  указанных

требований влечет за собой приостановление до  устранения  недостатков  либо

полное   прекращение    деятельности    по    размещению,    проектированию,

строительству, реконструкции,  вводу  в  эксплуатацию  экологически  вредных

объектов в соответствии  с  предписанием  специально  на  то  уполномоченных

государственных органов Российской Федерации  в  области  охраны  окружающей

природной среды... (ст.40).

    При размещении (ст.41) предприятий, сооружений и  иных  объектов  должно

быть  обеспечено  выполнение  требований   по   охране   ОС,   рациональному

использованию  и  воспроизводству  природных  ресурсов,  учету  ближайших  и

отдаленных  экологических,  экономических,   демографических,   нравственных

последствий деятельности указанных объектов при приоритете  охраны  здоровья

человека  и  благосостояния  населения.   Определение   мест   строительства

предприятий, сооружений и  иных  объектов  производится  в  соответствии  со

статьей 28 Земельного кодекса РСФСР и статьей 11 Закона РСФСР "О  санитарно-

эпидемиологическом  благополучии  населения"  и  других  нормативно-правовых

документов,  при  наличии  положительного  заключения   специально   на   то

уполномоченных государственных органов РФ в области  охраны  ОС,  санитарно-

эпидемиологического  надзора  (Минздрава  РФ)  и  решения  местных   органов

самоуправления.   В   необходимых   случаях   при    размещении    объектов,

затрагивающих  экологические  интересы  населения,  решение  принимается  по

результатам обсуждения или референдума.

    Решение о размещении  крупных народнохозяйственных объектов  принимается

соответсвующими органами государственной  власти  Российской  Федерации  или

субъектов в её составе на основе  заключения  государственной  экологической

экспертизы.

    При технико-экономическом  обосновании проекта,  (ст.42)  проектировании

предприятий, сооружений  и  иных  объектов  должны  учитываться  современный

уровень научно-технического прогресса и  предельно  допустимые  нагрузки  на

окружающую природную среду и предусматриваться надежные и  эффективные  меры

предупреждения, устранения загрязнения окружающей природной  среды  вредными

отходами, их  обезвреживание  и  утилизация,  внедрение  ресурсосберегающих,

малоотходных  и   безотходных   технологий   и   производств,   рациональное

использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление  окружающей

природной среды.

    Технико-экономическое  обоснование проектов и проекты  на  строительство

предприятий, сооружений и иных  объектов  проходят  государственную,  а  при

необходимости  и  общественную   экологическую   экспертизу.   Проекты,   не

удовлетворяющие  экологическим  требованиям,  не  подлежат  утверждению,   а

работы  по  их  реализации  не  финансируются  учреждениями  соответствующих

банков.

    При строительстве, реконструкции (ст.43) предприятий, сооружений  и иных

объектов должны  применяться  утвержденные  проекты,  имеющие  положительное

заключение государственной экологической экспертизы, в строгом  соответствии

с действующими природоохранительными,  санитарными,  а  также  строительными

нормами  и  правилами.  Нарушение  требований  Закона,  а  также  требований

заключения  ГЭЭ  влечет  за  собой  приостановление  строительных  работ  до

устранения отмеченных недостатков по предписанию  специально  уполномоченных

на  то  государственных  органов  Российской  Федерации  в  области   охраны

окружающей  природной  среды  (в  т.ч.  ГЭЭ),  санитарно-эпидемиологического

надзора (Минздрава РФ)  с  одновременным  прекращением  финансирования  этих

работ учреждением соответствующего банка.

    Запрещается  строительство,  реконструкция  объектов   до   утверждения

проекта и отвода земельного  участка  в  натуре.  Не  допускается  изменение

утвержденного проекта или стоимости  проектных  работ  в  ущерб  требованиям

экологической безопасности. При выполнении  строительных  работ  принимаются

меры по охране  природы,  рациональному  использованию  природных  ресурсов,

рекультивации  земель  и  других  ресурсов,  благоустройству  территории   и

оздоровлению окружающей природной среды.

    При  вводе  в  эксплуатацию  (ст.44)  предприятий,  сооружений  и  иных

объектов учитываются условия выполнения в полном объеме  всех  экологических

требований, предусмотренных проектом и заключением ГЭЭ, по актам  приемочных

комиссий, создаваемых с участием  представителей  специально  уполномоченных

на  то  государственных  органов  Российской  Федерации  в  области   охраны

окружающей  природной  среды  (в  т.ч.  ГЭЭ),  санитарно-эпидемиологического

надзора (Минздрава РФ).

    Запрещается ввод  в эксплуатацию объектов, не обеспеченных  современными

технологиями,  сооружениями  и  установками  по  очистке,  обезвреживанию  и

утилизации  вредных  отходов,  выбросов  и  сбросов  до   уровня   предельно

допустимых  нормативов,  средствами  контроля  за  загрязнением   окружающей

природной среды, без завершения запроектированных работ по  охране  природы,

рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды.  Председатель

и члены приемочных комиссий несут персональную ответственность за  нарушение

порядка приемки  объектов  в  соответствии  с  законодательством  Российской

Федерации.

    Экологические  требования   при   эксплуатации   (ст.45)   предприятий,

сооружений, иных  объектов  и  выполнении  иной  деятельности  (раздел  VII)

косвенно учитываются в ходе экологических обоснований и ОВОС,  а  также  при

проведении  ГЭЭ.  При  проектировании  хозяйственных   объектов   необходимо

учитывать правила и  меры  меры  по  соблюдению  технологического  режима  и

выполнению требований  по  охране  природы,  рациональному  использованию  и

воспроизводству  природных  ресурсов,  оздоровлению   окружающей   природной

среды, обеспечивающие установленные нормативы качества окружающей  природной

среды. Для этого требуется соблюдение показателей  утвержденных  технологий,

внедрение экологически  безопасных  технологий  и  производств,  обеспечение

надежной и эффективной  работы  очистных  сооружений,  установок  и  средств

контроля, обезвреживания и утилизации отходов, планирования  мероприятий  по

охране земель, недр, вод,  лесов  и  иной  растительности,  животного  мира,

воспроизводства природных ресурсов.

    Выброс и сброс  вредных  веществ,  захоронение  отходов  допускаются  на

основе   разрешения,   выдаваемого   специально   уполномоченными   на    то

государственными органами Российской Федерации в области  охраны  окружающей

природной  среды.  В  разрешении,  выдаваемом  после  соответствующего  типа

проверки, аналогичной  по  сути  государственной  экологической  экспертизе,

устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов  и  сбросов  вредных

веществ и  согласуются  другие  условия,  обеспечивающие  охрану  окружающей

природной среды и здоровье человека. Для  перехода  на  нормативы  предельно

допустимых выбросов, сбросов вредных веществ  могут  устанавливаться  (также

после соответствующего согласования,  являющегося  специфическим  типом  ЭЭ)

временно  согласованные  нормативыт  (лимиты)  выбросов,   сбросов   вредных

веществ  с  одновременным  утверждением  плана  снижения  объемов  выбросов,

сбросов до предусмотренных предельных величин.

    Нарушение установленных  нормативов  выбросов  и  сбросов,  захоронения

вредных веществ и других условий и требований  охраны  окружающей  природной

среды, предусматриваемых разрешением на выброс, сброс,  захоронение  вредных

веществ,  влечет  за  собой   аналогичное   запрету   проекта   ограничение,

приостановление,  прекращение  выбросов  и  сбросов,   захоронения   вредных

веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной  среде  и

здоровью населения,  вплоть  до  приостановления,  прекращения  деятельности

предприятий,  учреждений,  организаций  или  их  филиалов,  отделов,  цехов,

установок по предписанию специально  уполномоченных  на  то  государственных

органов Российской Федерации в области охраны  окружающей  природной  среды,

санитарно-эпидемиологического    надзора    (Минздрава    РФ),    а    также

профессиональных союзов Российской Федерации  с  одновременным  прекращением

финансирования указанной деятельности учреждениями банка.

    В наибольшей  степени сходным  с  ГЭЭ,  является  выдача  разрешения  на

перепрофилирование  деятельности  экологически  вредных  объектов,   которая

производится также по  согласованию  со  специально  уполномоченными  на  то

государственными органами Российской Федерации в области  охраны  окружающей

природной среды (обычно через экспертное  подразделение),  а  также  службой

санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).

    Экологические  требования в сельском хозяйстве  (ст.46)  аналогичны  как

при проектировании, так и эксплуатации действующих объектов. И проектанты  и

эксплуатационники обязаны планировать и выполнять  комплекс  мер  по  охране

Информация о работе Экологическое аудирование в составе работ государственной экологической экспертизы и ОВОС