Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:18, лекция

Краткое описание

Экологический мониторинг – информационная система сбора, анализа и обобщения информации об антропогенном влиянии на состояние окружающей природной среды для предотвращения отрицательных природно-антропогенных эффектов.
В зависимости от пространственных масштабов экологический мониторинг делится на глобальный, региональный и локальный. Каждому уровню присущи свои особенности в организации работ.
Экомониторинг существует для предотвращения кризисов и катастроф во взаимоотношениях между человеком и природой, что достигается проведением экологических наблюдений, выполнением оценок и прогнозов антропогенного воздействия на окружающую среду.

Содержание

Предисловие 4
Введение 6
1. Научные основы экологического мониторинга 8
2. Экологические наблюдения 19
3. Экологическая оценка 26
4. Экологический прогноз 35
5. Основы законодательства Российской Федерации в области экологического мониторинга 41
6. Экологический менеджмент и мониторинг 53
7. Локальный экологический мониторинг 60
8. Порядок разработки аналитической программы и технологических регламентов мониторинга 70
9. Обеспечение достоверности аналитических данных мониторинга 77
10. Экологическая информация в системе мониторинга 98
11. Внутренний аудит системы экологического мониторинга 109
Литература 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень нормативных документов, стандартов, регламентирующих проведение экологического мониторинга в Российской Федерации 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень действующих нормативных документов Госкомэкологии России 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Формы отчетной документации для органов экологического мониторинга 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Порядок определения объектов наблюдения, параметров и периодичности наблюдений при проведении экологического мониторинга нефтедобывающего предприятия 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Перечень показателей, анализируемых при проведении экологического мониторинга природных и сточных вод 151

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_bilety_po_ekologicheskomu_monitoringu.doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

В систему национального мониторинга входит фоновый мониторинг со своей сетью станций, которые также являются частью системы глобального мониторинга.

Система национального мониторинга состоит из следующих подсистем:

- мониторинга источников загрязнения (МИЗ);

- мониторинга загрязнения атмосферного  воздуха;

- мониторинга загрязнения вод  суши;

- мониторинга загрязнения морей;

  - мониторинга загрязнения почв;

- фонового мониторинга.

При оценке состояния ОС в качестве критерия наиболее часто пользуются значениями предельно допустимых концентраций (ПДК) приоритетных для национального мониторинга веществ.

При мониторинге источников загрязнения перечень подлежащих контролю веществ определяется специализацией предприятия и составом выбросов. Установление предельно допустимых выбросов (ПДВ) или лимитов на выброс сводит МИЗ к контролю за соблюдением этих величин,  а также изучению характера и путей распространения ЗВ с учетом гидрометеоусловий.

Мониторинг атмосферы осуществляют пункты (посты) трех категорий:

1.Стационарные посты, ведущие систематические  и длительные наблюдения, оборудованные  приборами и аппаратурой для  отбора и анализа проб воздуха и определения метеорологических параметров. Эти посты располагаются на открытых площадках в жилых районах на расстоянии 10-40 м для средних высот труб основных источников загрязнения. Они располагаются в городе с населением до 1 млн человек с учетом его площади и развития промышленности (в среднем 2-3 поста);

2.Маршрутные посты, служащие для  постоянных наблюдений с помощью  передвижной лаборатории на автомашине («Атмосфера-II»), позволяющих определять  пыль, сажу, типичные газообразные  загрязнители и метеопараметры;

3.Передвижные (подфакельные) посты, служащие  для разовых наблюдений под  дымовыми и газовыми факелами.

Перечень загрязнителей, определяемых в атмосфере, включает и загрязнители, определяемые при проведении глобального мониторинга, и другие вещества, выбрасываемые в атмосферу промышленностью, энергетикой, транспортом.

Для проведения мониторинга вод суши организуются:

- стационарная сеть пунктов  наблюдений за естественным составом  и загрязнением поверхностных  вод;

- специализированная сеть пунктов для решения научно-исследовательских задач;

- временная экспедиционная сеть  пунктов.

При определении положения пунктов наблюдения обращают внимание на места сброса сточных, подогретых, коллекторно-дренажных вод, нерестилища и зимовья рыб, устьевые зоны.

В каждом пункте может быть организовано несколько створов наблюдений: выше источника загрязнения (1000 м), ниже источника загрязнения (500 м) и на расстоянии достаточно полного (80 % и более) разбавления сточных вод речными.

На стационарных пунктах определяют температуру воды, взвешенные вещества, минерализацию, цветность, рН, кислород, биохимическое потребление кислорода (БПК5), химическое потребление кислорода (ХПК), запахи, биогенные элементы, тяжелые металлы, поступающие в данный водный объект.

Стационарные пункты наблюдения делят на 4 категории по значимости водных объектов, на которых они расположены. В зависимости от категории пункта определятся состав и частота наблюдений. Стационарная сеть наблюдений охватывает около 1000 водных объектов.

При мониторинге морей обязательно проведение гидрометеорологических наблюдений, а отбор проб проводят на нескольких горизонтах. Программа наблюдений и частота отбора проб определяются категорией станции. Практикуется также проведение наблюдений по сокращенной программе: растворенный кислород, нефтепродукты, 1-2 загрязнителя, специфичные для данного района.

Мониторинг Мирового океана проводится в рамках различных международных соглашений.

При мониторинге почв повышенное внимание обращается на содержание в них пестицидов. Различают две категории почв:

1.Почвы сельскохозяйственных районов;

2.Почвы вокруг промышленно-энергетических  объектов.

Отбор проб обычно проводят весной и осенью. Оценка загрязненности почв тяжелыми металлами затруднена тем, что они входят в естественный состав почв и минералов. Это повышает значение фонового мониторинга.

При проведении мониторинга всех сред определяется и их радиоактивность, которая делится на природную и техногенную. Для определения происхождения радиоактивности идентифицируют изотопы.

 

3.2 Государственный мониторинг  в Российской Федерации

 

В соответствии с Положением об организации и осуществлении государственного мониторинга ОС, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 177 от 31.03.2003 при проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:

1.Организация и проведение наблюдения  за количественными и качественными  показателями, характеризующими состояние  ОС, в том числе за состоянием  ОС в районах расположения  антропогенного воздействия и  воздействием этих источников на ОС;

2.Оценка состояния ОС, своевременное  выявление и прогноз развития  негативных процессов, влияющих  на состояние ОС, выработка рекомендаций  по предотвращении вредных воздействий  на нее;

3.Информационное обеспечение органов  государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния ОС;

4.Формирование государственных  информационных ресурсов о состоянии  ОС;

5.Обеспечение участия РФ в  международных системах экологического  мониторинга.

Вопросы осуществления государственного мониторинга ОС регулируются Земельным, Водным и Лесным кодексами РФ. Они регулируются также законами: Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О гидрометеорологической службе», «О недрах», «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об охране озера Байкал», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «О континентальном шельфе Российской Федерации».

В состав комплексной системы входит государственная и территориальные системы наблюдения, а также организации и учреждения, осуществляющие сбор, обработку, учет, хранение и распространение фактической и прогнозируемой информации.

Мониторинг организуется и осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС совместно с другими органами исполнительной власти.

При проведении мониторинга используются данные наблюдений:

1.За состоянием атмосферного  воздуха, поверхностных вод суши  и морей, почв и природно-климатических факторов, полученные государственной наблюдательной сетью Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу ОС, территориальными системами наблюдений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

2.За химическими и радиационными факторами среды обитания, полученные в ходе социально-гигиенического мониторинга Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3.За водными объектами, полученные  в ходе государственного мониторинга  водных объектов Федеральным  агентством водных ресурсов, Федеральным  агентством по пользованию недрами  и Федеральным агентством по рыболовству, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

4.За состоянием уникальной экологической  системы озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря РФ, полученные Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральным агентством по пользованию недрами и органами исполнительной власти субъектов РФ;

5.За состоянием почвенного покрова, полученные в ходе мониторинга  земель Министерством сельского  хозяйства РФ, Федеральной службой  по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

6.За абиотическими факторами, негативно  воздействующими на состояние и воспроизводство лесов, полученные в ходе государственного мониторинга лесов Федеральным агентством лесного хозяйства, а также животного мира и водных биоресурсов, полученные Федеральной службой в сфере природопользования и Федеральным агентством по рыболовству;

7.За состоянием ОС в районах  расположения источников антропогенного  воздействия, полученные в соответствии  с законодательством владельцами  этих объектов.

Единство и сопоставимость данных мониторинга обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС через формирования нормативных правовых актов и методических документов по вопросам осуществления наблюдений, оценки и прогнозирования состояния ОС.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС  на основе полученных данных мониторинга ведет единый государственный фонд данных о состоянии ОС и ее загрязнении. Порядок предоставления данной информации, полученной при осуществлении мониторинга, и при чрезвычайных (ЧС) ситуациях техногенного и природного характера регулируется специальным Положением, утвержденным правительством РФ.

Предоставление данных мониторинга и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга, проводится на безвозмездной основе.

При осуществлении мониторинга обеспечивается:

1.Предоставление органам и организациям, входящим в Единую государственную  систему предупреждения и ликвидации ЧС, оперативной фактической и прогностической информации о состоянии ОС для обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от ЧС природного и техногенного характера;

2.Доведение до органов и организаций  государственного санитарно-эпидемиологического надзора информации о состоянии ОС для проведения санитарно-гигиенического мониторинга;

3.Предоставление органам исполнительной  власти в области охраны ОС  и регулирования природопользования  необходимой информации о состоянии  ОС для использования ее в целях обеспечения безопасности и рационального природопользования;

4.Информирование органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о  результатах, полученных при осуществлении  мониторинга.

Информация о состоянии ОС и ее изменении используется органами государственной власти РФ, органами власти субъектов федерации для разработки прогнозов социально-экономического развития, разработки целевых программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны ОС субъектов РФ и мероприятий по охране ОС.

 

15 Региональный мониторинг

Региональный мониторинг организуется на территории крупных ре¬гионов больших государств, например, таких, как: Российская Федерация, США, Канада и т.п. Региональный мониторинг не только является частью национального мониторинга, но и решает задачи, специфические для данной территории. Кроме того, региональный мониторинг может быть международным, если регион включает море (например, Каспийское, Черное или Балтийское) или другие природные образования, требующие особого внимания нескольких стран, как, например, Великие озера, лежащие на границе США и Канады.

В проведении регионального мониторинга участвуют организации министерств и ведомств, ответственных за национальный мониторинг, и мест-ные природоохранные организации.

Важной подсистемой регионального мониторинга является мониторинг источников загрязнителей, на основе которого уточняется список подлежа¬щих определению в разных природных средах загрязняющих веществ, а так¬же определяется вклад глобальных и региональных источников загрязните-лей в изменение природной среды per иона.

Результаты регионального мониторинга используются местными органами управления, ответственными за природоохранную деятельность и при-нятие решений в этой области.

Сеть региональных станций наблюдения организуется с учетом физико-географических условий, расположения промышленных, энергетических и сельскохозяйственных предприятий, распределения населения в регионе.

Основная задача регионального мониторинга - получение более полной и детальной информации о состоянии окружающей среды региона и воздей¬ствии на нее антропогенного фактора, что не представляется возможным сделать в рамках глобального и национального мониторинга, так как в их программах нельзя учесть особенности каждого региона.

Информация о работе Экологический мониторинг