Экологический маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Экологический маркетинг – разработка и создание методов продвижения и реализации экологически безопасной продукции или услуги. Одна из целей экологического маркетинга заключается в том, чтобы обеспечить баланс интересов экономики и охраны окружающей среды.
Для наглядности можно перечислить несколько разработок экомаркетинга, которые в последнее время стали достаточно широко известны и распространены: экологическая политика, экологическая ответственность бизнеса, открытость фирмы и прозрачность производственного процесса, экологическая маркировка. Но мало кому известно, что они означают, какова их цель и какие преимущества они дают предприятию. Красочно иллюстрирует их необходимость, например, тот факт, что при оформлении документов на получение «западного кредита» экономическое обоснование занимает примерно одну треть их объема. Все остальное – анализ различных вопросов, касающихся охраны труда, обеспечения промышленной и экологической безопасности, прозрачности предприятия и всего жизненного цикла производимой продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1.Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды…………5

2. Основные маркетинговые подходы в области экологии………………………10
3. Экологическая маркировка (сертификация)…………………………………...16

4. Экологическое страхование экологических рисков…………………………...21

5.Взаимодействие бизнеса и окружающей среды: экологически ориентированный маркетинг……………………………………………………………………....23
6. Финансирование природоохранной деятельности……………………….…....25

7.Экологический аудит и экологическая отчетность в системе маркетинга……………………………………………………………………………….…….28
Заключение…………………………………………………………………….…....31

Список используемой литературы…………………………………………..…….32

Приложение 1 «Выбор и определение характеристики предприятия»…………33

Приложение 2 «Экологическая политика»…………………………………….....35

Приложение 3 «Экологические аспекты»………………………………………...37

Приложение 4 «Законодательные требования…………………………………...38

Приложение 5 «Целевые и плановые экологические показатели и программа по их достижению»……………………………………………………………………41

Приложение 6 «Организационная структура»…………………………………...45

Приложение 7 «Документация»…………………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по теме экологический маркетинг.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

  1) политикой правительств стран  по либерализации торговли и  торговых капиталов;

  2) научно-техническими нововведениями, которые снизили транспортные  и коммуникационные расходы;

  3) инвестиционными стратегиями на корпоративном и индивидуальном уровнях, стимулируемыми вышеуказанными двумя факторами.

  Во всем мире большое значение придается  научно-техническим нововведениям – новым видам продукции и специализации в производстве. В этой связи во многих странах мира, участвовавших в Конференции ООН по окружающей среде и развитию и в разработке «Плана действий по защите окружающей среды для Центральной и Восточной Европы», в последнее время совершенствуются и укрепляются экономические механизмы природопользования и методы экономической оценки экологических и природных ресурсов, а также внедряется принцип платности за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды предприятиями (фирмами), принимаются меры по добровольной природоохранительной деятельности в качестве альтернативы государственной. [1] 
 
 
 
 

  1. Финансирование  природоохранной  деятельности

  Вопросы финансирования природоохранной деятельности приобрели глобальный характер. Препятствием для расширения финансирования служат не столько дефицит иностранного капитала, сколько высокая стоимость коммерческого капитала, ограниченная гибкость механизмов финансирования и проблемы увязки первоочередных потребностей в стране с имеющимися финансовыми средствами. Мобилизация внутренних ресурсов, являющихся основным источником финансирования природоохранной деятельности, и более эффективное использование внешних ресурсов с целью облегчения и дополнения внутреннего финансирования рассматриваются как ключевые проблемы.

  Финансирование  природоохранной деятельности с участием промышленных и других деловых структур превратилось в самое серьезное препятствие для разработки и осуществления мер по уменьшению неблагоприятного воздействия промышленной деятельности на окружающую среду в странах с переходной экономикой. В них промышленность не может рассчитывать на финансирование правительствами природоохранной стороны ее деятельности. Поэтому крупные промышленные предприятия Запада и Востока, использую свои собственные ресурсы (как коллективные, так и индивидуальные), выступают добровольными инициаторами поиска путей к обеспечению природоохранных мер и стандартов.

  В России за последнее десятилетие  отмечалось некоторое уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также в водные бассейны, что было связано в основном со свертыванием промышленности и сокращением ее деятельности. Тем не менее общая экологическая обстановка в России не улучшается, поскольку продолжается кумулятивное накопление загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде и почве, наблюдается рост отходов как внутреннего, так и зарубежного происхождения. Кроме того, растет удельное загрязнение на единицу выпускаемой продукции и услуг.

  Статистические  данные свидетельствуют, что в мире продолжает расти энергоемкость производства. А ведь за счет снижения энергоинтенсивности производства можно было бы сократить использование ископаемого топлива, а следовательно, выбросы серного и углекислого газов. То же самое относится и к материалоемкости производств.

  Объем расходов на природоохранную деятельность в странах Центральной и Восточной Европы за последние годы практически не изменился, хотя абсолютный объем природоохранных расходов сократился.

  По  мнению специалистов-экологов, имеются  пять основных источников финансирования природоохранной деятельности, а именно:

- государственный сектор, включая как бюджетные, так и внебюджетные источники (примерно 10–30% всех средств поступает из общегосударственного бюджета и 5–16% – из региональных бюджетов);

- природоохранные (экологические, внебюджетные, целевые) фонды;

- собственные средства предприятий (20–65% всех природоохранных средств);

- льготное налогообложение;

- международные источники финансирования.

  Основная  часть средств используется для  решения проблем загрязнения  воздушной среды и энергетики, водной среды (около 80% средств), а остальная идет на решение проблем отходов и поддержки природоохранных фондов.

  Переходный  период российской экономики создает  благоприятные потенциальные возможности для достижения экологически устойчивого развития и нахождения ресурсов для его финансирования. Для проведения экономически эффективной экологической политики как составной части экономических преобразований в стране важное значение имеет ликвидация отрицательных рыночных факторов по мере их появления . Какие же имеются для этого возможности?

  Во-первых, некоторая доля появившегося частного капитала и средств от зарубежного финансирования может быть направлена для целей природоохраны и применения экологически природосберегающих технологий. Эффективная налоговая политика и установление прав собственности на землю, основные фонды и другие экономические активы могут обеспечить доступ к рынкам капитала и долгосрочному финансированию. Наличие собственности в частных руках предоставляет возможность проводить экологические аудиты, давать оценку экологических рисков компаний, разделять финансово-материальную ответственность за нанесенный экологический ущерб.

  Во-вторых, освобождение цен на сырьевые товары от государственного контроля, отказ от субсидирования энергоносителей и природного сырья обычно приводят к росту энерго- и ресурсосбережения и сохранению природных ресурсов. Одновременно необходимо проводить эффективную экспортную политику, чтобы уменьшить вывоз за рубеж природных ресурсов.

  В-третьих, важную роль сыграло проведение политики, направленной на постепенное закрытие энергоемких и природо-загрязняющих производств. Переход на природосберегающую тяжелую промышленность и повышение доли легкой, как правило, менее природозагрязняющей, промышленности, а также проведение модернизации заводов с переходом на экологичные технологии – важные шаги к установлению экологического равновесия.

  В-четвертых, реформа экологической политики заключается в принятии реальных и выполнимых экологических норм, стандартов, графиков введения экологического законодательства, а также в разработке экономических стимулов, системы антистимулов, налогов, платежей для улучшения экологической обстановки и эффективного природопользования на основе использования природосберегающих технологий и участия общественности в реализации экологических мероприятий. [1] 
 
 
 
 
 

  1. Экологический аудит и экологическая  отчетность в системе

    маркетинга

  Экологический аудит – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) компаний. Концепция экологического аудита, разработанная в конце 70-х гг. в США, впервые использовалась на практике для проверки соблюдения компаниями экологических требований законов, законодательных актов и нормативов. Экологический аудит включает проверку следующих видов деятельности:

- выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;

- определение уровня экологичности компании (проводится в том случае, если данная компания не имеет официально принятых планов или программ в области окружающей среды);

- функционирование системы экоуправления;

- получение экологического сертификата;

- выполнение финансовых обязательств и выплата долгов, правильность определения уровня рисков при слиянии и приобретении компаний;

- составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный  процесс объективного выявления  и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах. Международные стандарты ИСО по экологическому аудиту включают методические материалы по принципам экологического аудита (ISO 14010), процедуру аудита систем экологического управления (SO 14011/1) и квалификационные требования к специалистам по экологическому аудиту (ISO 1402).  

  Для создания маркетинговой системы  важно, чтобы экологический аудит рассматривался в качестве особого управленческого инструмента и составной части систем экоуправления. Проводится он обычно экспертами-консультантами по заданию властных структур (проверка выполнения экологических положений законов и эконорм), банков или страховых компаний (при принятии ими решений о предоставлении кредитов, ссуд или страхового полиса) и, наконец, частных компаний (при слияниях или приобретениях компаний). Итоги проверки могут быть весьма неожиданными: высокие штрафы или временное принудительное закрытие. Результаты экологического аудита могут служить источником маркетинговой информации об экологических аспектах деятельности компании, причем эта информация исключительно важна для принятия последующих управленческих решений.

  Опрос 800 крупнейших компаний из 10 стран Европы и Северной Америки выявил, что  в 58% финансовых годовых отчетов  имеются сведения экологического характера. 10% компаний ежегодно публикуют отдельный экологический отчет. Как правило, он включает: изложение плана деятельности, связанной с окружающей средой; содержание экологической политики компании, т.е. ее намерений и целевых показателей; данные по системе экологического управления; сведения об объемах выбросов загрязняющих веществ; меры по экономии ресурсов; организационные мероприятия по управлению рисками; правила соблюдения экологических нормативов; управление экологичностью продукции; поощрение экологических инициатив сотрудников; план работы с заинтересованными в деятельности компании лицами и организациями.

  Эффективность внедрения в компании экологических  мероприятий и систем экологического управления выражается в прямых выгодах, которые связаны с возможностью расширить рынок сбыта продукции, избежать ненужных расходов, снизить издержки, сберечь основные фонды, получить нужные инвестиции, и в косвенных выгодах, включающих улучшение мотивации сотрудников компании, отношений с местным населением, репутации компании.

  Некоторые иностранные партнеры по совместным предприятиям, стремясь приспособиться к характеру деловых отношений в нашей стране, в том числе к бытующей практике нарушения природоохранных норм, не соблюдают законодательные положения в области охраны окружающей среды. Это касается, например, нефтяной, нефтехимической, металлургической и горнодобывающей промышленности. В этой связи вырастает роль экологического аудита и экологической отчетности.

  В России значительные возможности для  становления отрасли экологических  услуг (аудит и страхование) возникли с развитием частного сектора. В  стране преобладают малые предприятия, причем 20% из них – компании промышленного и строительного профиля, которые могут оказывать существенное влияние на окружающую среду. Иными словами, примерно 250 тыс. компаний нуждаются в проведении экоаудита.

  Сотрудничество  в области развития экологически приемлемого предпринимательства предполагает следующее:

- изучение опыта западных компаний, западного и международного законодательства;

- подготовку кадров экологически ориентированных предпринимателей;

- формирование кадров, т.е. специалистов по созданию систем управления экологической деятельностью компаний;

- проведение экоаудита. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Таким образом, экологический маркетинг становится всё более актуальным, несмотря на высказывания скептиков о том, что сейчас, в кризис главное остаться на плаву. Становится очевидным, что например , бизнесы, не имеющие ясной тенденции к тому, чтобы стать «зеленее», будут действительно выпадать из обоймы. Кроме того, экологичное отношение к ведению (например) бизнеса на самом деле является гораздо более выгодным. Если забота об окружающей среде становится в ряд первостепенных задач вашей фирмы, вы достаточно быстро заметите значительные улучшения на самых разных уровнях. Экологические инициативы всегда добавят вам баллов при заключении новых договоров с партнёрами и смежниками. [6]

Информация о работе Экологический маркетинг