Экологический маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Экологический маркетинг – разработка и создание методов продвижения и реализации экологически безопасной продукции или услуги. Одна из целей экологического маркетинга заключается в том, чтобы обеспечить баланс интересов экономики и охраны окружающей среды.
Для наглядности можно перечислить несколько разработок экомаркетинга, которые в последнее время стали достаточно широко известны и распространены: экологическая политика, экологическая ответственность бизнеса, открытость фирмы и прозрачность производственного процесса, экологическая маркировка. Но мало кому известно, что они означают, какова их цель и какие преимущества они дают предприятию. Красочно иллюстрирует их необходимость, например, тот факт, что при оформлении документов на получение «западного кредита» экономическое обоснование занимает примерно одну треть их объема. Все остальное – анализ различных вопросов, касающихся охраны труда, обеспечения промышленной и экологической безопасности, прозрачности предприятия и всего жизненного цикла производимой продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1.Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды…………5

2. Основные маркетинговые подходы в области экологии………………………10
3. Экологическая маркировка (сертификация)…………………………………...16

4. Экологическое страхование экологических рисков…………………………...21

5.Взаимодействие бизнеса и окружающей среды: экологически ориентированный маркетинг……………………………………………………………………....23
6. Финансирование природоохранной деятельности……………………….…....25

7.Экологический аудит и экологическая отчетность в системе маркетинга……………………………………………………………………………….…….28
Заключение…………………………………………………………………….…....31

Список используемой литературы…………………………………………..…….32

Приложение 1 «Выбор и определение характеристики предприятия»…………33

Приложение 2 «Экологическая политика»…………………………………….....35

Приложение 3 «Экологические аспекты»………………………………………...37

Приложение 4 «Законодательные требования…………………………………...38

Приложение 5 «Целевые и плановые экологические показатели и программа по их достижению»……………………………………………………………………41

Приложение 6 «Организационная структура»…………………………………...45

Приложение 7 «Документация»…………………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по теме экологический маркетинг.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

   В этом случае маркировка проводится на основании сравнения исследуемого товара (или производственного процесса) с подобным ему, принятым ранее за образец, и последующим установлением опасности, которую они могут создать для окружающей среды.

   Экоэкитирование по типу I содержит знаки, в основе своей апробированные на национальном уровне и получившие широкое международное признание, например (рис. 1) :

  • «Голубой ангел», ФРГ;
  • «Зеленая перчатка» и «Зеленый крест», США;
  • «Белый лебедь», Скандинавские страны;
  • «Эко-знак», Япония;
  • «NF-Environment», Франция.

   В настоящее время на всей территории Европейского сообщества действует знак «Цветок Европы», или «Звездная маргаритка». Принципы сертификации в ЕС основаны на превентивных мерах, поскольку всегда проще предупредить загрязнение, чем ликвидировать его последствия. В результате критерии безопасности продукции, определяющие эффективность сертификации, должны превышать по своему содержанию параметры оценки, которые заложены в стандартах.

         2. Маркировка по типу II основана на самодекларации соответствия продукции определенным экологическим нормативам. Она относится к этикеткам изделий и использованию их содержания в маркетинге. В данном случае могут применяться тексты типа «пригодный для повторного использования», «озононеразрушающий» и т.п. Некоторые из них могут быть экологически значимыми, другие носят чисто информативный характер, а подчас могут быть иллюзорными и даже вводящими в заблуждение потребителей.

   Такое положение создалось из-за затруднений  при обосновании текстов, поскольку разные страны всегда имеют отличия между собой в самых разных областях, например:

  • в технологических подходах;
  • в законодательной и нормативно-технической базах при определении экологической пригодности продукции и т.п.

   Поэтому такого рода заявления не следует  считать собственно экологической сертификацией. Использование различных знаков, сопровождаемых какими-то фразами, например «экологически безопасный», во многих случаях является необоснованным и должно рассматриваться лишь как желание производителя сделать свою продукцию более привлекательной для покупателя, то есть повысить ее конкурентоспособность на рынке.

   Приняв  во внимание опыт использования экомаркирования  по типу II всех стран, европейские организации по стандартизации и международная организация по стандартизации определили границы использования подобного рода знаков в качестве деклараций производителей. Они выделили три аспекта, представленных в следующих стандартах:

- ISO/DIS 14021 – использование на этикетках или/и в сопроводительных документах терминов «поддается рециркуляции» и т.д.;

- ISO/DIS 14022 – «петля Мёбиуса» - символ рециркуляции, он указывает на возможность использования данного продукта повторно; стандарт предусматривает возможность приведения ее на этикетках и рекламе.

- в стандарте ISO/DIS 14023 рассматривается разнообразие испытательных и проверочных методик, необходимых для подтверждения правомерности заявок.

   Тем не менее, на Европейском континенте широко распространено мнение, что данное экомаркирование используется как информационное. Так, в рамках директив Совета ЕС по упаковке и использованию отходов от нее среди большого количества вопросов изложены требования к маркированию упаковочных средств, в частности в вопросе ее идентификации.

   В соответствии с этими требованиями предложено использование следующих знаков для маркирования упаковок (рис. 2 – 3):

  • возможность повторного и/или многоразового использования;
  • способность к вторичной переработке;
  • возможность нести значительную экологическую угрозу.

         

   При необходимости идентификации материала, из которого произведена упаковка, на нее наносят цифровые или литерные обозначения, соответствующие тому или иному материалу, которые помещают в центре петли рециркуляции или ниже ее, например:

  • 1-19 – пластики;
  • 20-39 – бумага и картон;
  • 40-49 – металлы;
  • 50-59 – дерево;
  • 60-69 – текстиль;
  • 70-79 – стекло.

   3. Экитирование по III типу разработано для избежания трудностей, возникающих при сертификации по типу I. Оно проводится третьей стороной по ряду показателей, устанавливаемым для конкретного вида продукции. Все контролируемые показатели устанавливаются на основании исследования жизненного цикла продукции и указываются на этикетке.

   Данный  вид маркирования не использует специальных  знаков, но на этикетке может быть указана организация, которая проводила сертификацию.

   В России не только широко применяются  разработанные на Западе методы сертификации продукции и соответствующие экознаки, но и разрабатываются новые. Например, в 1998 г. был принят экознак «свободно от хлора». Этот ГОСТ предназначен для маркировки бумаги, полимерных материалов, моющих, чистящих и отбеливающих средств. Знак «свободно от хлора» можно получить, лишь пройдя сертификацию, причем для этого необходимо предоставить в орган сертификации описание технического процесса производства товара, перечень применяемого в производстве сырья, продекларировать факт отсутствия хлора и его соединений в сырье и в конечном продукте.

   Своевременное получение патентов и авторских  свидетельств на экознаки и экологически чистую продукцию – также одно из многочисленных направлений экологического менеджмента.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экологическое страхование экологических рисков

    Экологическое страхование экологических  рисков может быть реально внедрено на практике. При этом следует постепенно совершенствовать информационную базу, рынок перестраховочных услуг в этой области, необходимую законодательную и нормативную документацию. Тем самым будут подготавливаться предпосылки к распространению обязательного экологического страхования на все фирмы, компании и корпорации.

  Для введения государственного обязательного  экологического страхования (в отличие от добровольного) потребуется специальный закон Российской Федерации, который должен определить организации, специализирующиеся на осуществлении всех видов государственного экологического страхования. Эти же организации могут устанавливать порядок образования и функционирования государственного экологического страхового фонда.

  Государственное обязательное экологическое страхование  может функционировать на основе следующих положений:

- определение отраслей, подотраслей и предприятий, подлежащих страхованию в обязательном порядке;

- разработка отраслевых методик по экологическому страхованию;

- формирование банка статистических данных в тех отраслях, которые из-за нарушения экологической обстановки, бедствий, аварий и катастроф наносят наибольший ущерб окружающей среде;

- установление ставок страховых платежей с дифференциацией их по отраслям деятельности и объектам страхования, включая крупные концерны и корпорации;

- утверждение нормативных документов, определяющих перечень страховых случаев;

- определение законодательно установленной для юридических и физических лиц степени возмещения ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества, порчей земли, леса и т.п., расходов по очистке загрязненных территорий.

  На  первом этапе лучше всего установить добровольную форму проведения экологического страхования. Разумеется, было бы нецелесообразно предписывать всем фирмам, корпорациям, предприятиям, учреждениям, организациям обязанность вступать в страховые отношения, чтобы получить лицензию на производственную деятельность и природопользование. В этом случае они должны были бы представить финансовую гарантию того, что возможный ущерб третьим лицам будет возмещен.

  Второй  этап должен быть посвящен укреплению финансово-кредитной системы, апробации механизма добровольного экологического страхования. Поскольку любой акт добровольного страхования определяется соответствующими договорами, правилами и нормами гражданского законодательства, необходима разработка нормативно-правовой и методической документации. Затем должны быть разработаны основы методической документации по обязательному экологическому страхованию, чтобы оно стало обычным явлением экономики.

Главная цель маркетинговых подходов к управлению природоохранной деятельностью направлена на обеспечение рационального использования ассимиляционного потенциала природной среды. Схема ее реализации в масштабе страны такова. Правительство определяет допустимые масштабы воздействия на природу, распределяет лицензии (разрешения) между заинтересованными сторонами, а затем (в отличие от административной и экономической систем регулирования) предпринимателям дается полная свобода перераспределять или перепродавать эти лицензии. Функция органов управления состоит в контролировании соблюдения эквивалентности сделок, чтобы суммирующее воздействие на природу не увеличилось. Все это способствует формированию рыночной инфраструктуры, т.е. закреплению прав собственности за фирмой, обеспечивающей реализацию этих прав (в том числе выдачу лицензии или сертификатов собственности), а также возможности контроля за деятельностью экологических банков и бирж. [1]

  1. Взаимодействие бизнеса и окружающей среды: экологически ориентированный маркетинг

     Вопросы взаимодействия бизнеса и окружающей среды означают экологизацию научно-технической и экономической деятельности, а также вклад деловых структур в решение данного вопроса. На бизнес влияют многие факторы, в том числе:

- озабоченность общественности состоянием окружающей среды;

- образование в России неправительственных экологических организаций, различных объединений потребителей, групп для общественной экологической экспертизы хозяйственных проектов;

- государственные решения в области защиты окружающей среды.

  Последние связаны, в частности, с расширением  зон экологического бедствия, техногенными авариями, которые сопровождаются серьезными последствиями и ухудшением здоровья населения, а также с выполнением обязательств по международным конвенциям и соглашениям, которые подписаны Россией.

  Несмотря  на то, что расходы российского госбюджета на реализацию экономической политики невысоки, наблюдается возрастание учета экологических факторов как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

  Динамика  снижения природоемкости и роста  наукоемкости торговли заметна и  во многих развитых странах. Например, до Второй мировой войны основной экспорт Японии состоял из продукции текстильного производства – шелк-сырец, хлопок, ткани и одежда из искусственного шелка. В дальнейшем, начиная с 60-х гг., предметами экспорта стали сталь и продукция судостроения, с 70-х гг. – автомобили, бытовые электроприборы, конторская оргтехника, полупроводники. Так, 70% положительного сальдо внешней торговли Японии обеспечено благодаря экспорту готовой продукции и запасных и комплектующих частей двух крупных отраслей промышленности: автомобильной и электронной. Все это происходит на фоне широких природоохранных мер и переноса за рубеж загрязняющих, добывающих, а теперь и обрабатывающих отраслей при сохранении финансового контроля со стороны Японии.

  Пример  Японии и других индустриально развитых стран показал рост важности учета экологических факторов в торговле в связи с ее опережающей ролью по сравнению с производством. Поскольку рост объема торговли превзошел рост объема производства примерно в 3 раза, то такая «глобализация» мировой экономики вызвала тревогу среди экологов всего мира.

  Прежде  всего маркетологи выяснили, что рост торговли объясняется тремя факторами:

Информация о работе Экологический маркетинг